Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 20:05, контрольная работа
Целью работы стало определение особенностей развития философских взглядов в эпоху Возрождения в контексте общих исторических изменений.
Данная цель обусловила решение следующих задач
1) дать общую характеристику эпохи Возрождения;
2) отметить особенности антропоцентризма и определить специфические черты натурфилософии рассматриваемого периода;
3) рассмотреть основные достижения выдающегося мыслителя Возрождения Н. Кузанского.
Введение 3
1. Общая характеристика эпохи 4
2. Антропоцентризм философии Возрождения. Натурфилософия и проблема человека
и общества 7
3. Выдающийся мыслитель Возрождения: Н. Кузанский 10
Заключение 14
Библиографический список 17
Совпадение
противоположностей является важнейшим
методологическим принципом философии
Николая Кузанского, что делает его
одним из родоначальников
Проведенное, хотя
и не всегда последовательно, отождествление
единого с бесконечным
Ту роль, какую у греков играло неделимое (единица), вносящее меру, предел как в сущее в целом, так и в каждый род сущего, у Николая Кузанского выполняет бесконечное - теперь на него возложена функция быть мерой всего сущего. Если бесконечность становится мерой, то парадокс оказывается синонимом точного знания14. И в самом деле, вот что вытекает из принятых мыслителем предпосылок: «...если бы одна бесконечная линия состояла из бесконечного числа отрезков в пядь, а другая - из бесконечного числа отрезков в две пяди, они все-таки с необходимостью были бы равны, поскольку бесконечность не может быть больше бесконечности»15. Как видим, перед лицом бесконечности всякие конечные различия исчезают, и двойка становится равна единице, тройке и любому другому числу.
В геометрии, как показывает Николай Кузанский, дело обстоит так же, как и в арифметике. Различение рациональных и иррациональных отношений, на котором держалась геометрия греков, он объявляет имеющим значение только для низшей умственной способности - рассудка, а не разума. Вся математика, включая арифметику, геометрию и астрономию, есть, по его убеждению, продукт деятельности рассудка; рассудок как раз и выражает свой основной принцип в виде запрета противоречия, т. е. запрета совмещать противоположности. Николай Кузанский возвращает нас к Зенону с его парадоксами бесконечности, с тем, однако, различием, что Зенон видел в парадоксах орудие разрушения ложного знания, а Николай Кузанский - средство созидания истинного. Правда, само это знание имеет особый характер - оно есть «умудренное неведение»16.
Тезис о бесконечном как мере вносит преобразования и в астрономию. Если в области арифметики и геометрии бесконечное как мера превращает знание о конечных соотношениях в приблизительное, то в астрономию эта новая мера вносит, кроме того, еще и принцип относительности. И в самом деле: так как точное определение размеров и формы мироздания может быть дано лишь через отнесение его к бесконечности, то в нем не могут быть различены центр и окружность. Рассуждение Николая Кузанского помогает понять связь между философской категорией единого и космологическим представлением древних о наличии центра мира, а тем самым - о его конечности. Осуществленное им отождествление единого с беспредельным разрушает ту картину космоса, из которой исходили не только Платон и Аристотель, но и Птолемей и Архимед. Для античной науки и большинства представителей античной философии космос был очень большим, но конечным телом. А признак конечности тела - это возможность различить в нем центр и периферию, «начало» и «конец». Согласно Николаю Кузанскому, центр и окружность космоса - это Бог, а потому хотя мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут17.
Приведенные выше положения противоречат принципам аристотелевской физики, основанной на различении высшего - надлунного и низшего - подлунного миров. Николай Кузанский разрушает конечный космос античной и средневековой науки, в центре которого находится неподвижная Земля. Тем самым он подготовляет коперниканскую революцию в астрономии, устранившую геоцентризм аристотелевско-птолемеевской картины мира. Вслед за Николаем Кузанским Николай Коперник (1473-1543) пользуется принципом относительности и на нем основывает новую астрономическую систему18.
Характерная для Николая Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом пантеистически окрашенного сближения Бога с миром, Творца с творением.
Заключение
С начала XIV в. в различных областях культуры Западной Европы - в литературе, в религиозных настроениях, в художественном творчестве, в социальных и политических представлениях, а также в области философской мысли, стали происходить существенные изменения. Ряд исследователей выделил период с XIV по XVI вв. как самостоятельный этап истории западноевропейских народов. Он получил название «Возрождение» (с франц. Renaissance).
Изменяющиеся исторические условия, в конечном счете, были связаны с подрывом господства власти феодалов и идеологического диктата церкви.
Культура эпохи
Возрождения характеризуется
Важнейшими ценностями установились земная жизнь человека, всестороннее развитие личности индивида, полнота ощущений им природы, человеческое счастье, любовь. Достижение гармонии в земной жизни становилось смыслом жизни человека.
Колоссальные достижения духовной культуры в эту эпоху широко известны, они давно стали предметом самого пристального внимания, восхищения, изучения, осмысления. И это вполне понятно. Ведь в этой культуре был отражен всесторонний прогресс человека. Отсюда огромный престиж эпохи Возрождения и популярность этого слова, впервые употребленного для характеристики некоторых явлений ее духовной культуры (собственно, ее изобразительного искусства) примерно в середине XVI в. Словом это означало возобновление тех великолепных достижений культуры греко-римской античности, которые были утрачены в эпоху средневековья.
Одна из главных особенностей мышления данного периода состоит в том, что происходит специфическая модификация аристотелизма, платонизма, эпикуреизма, стоицизма, скептицизма и других течений античной мысли, возрождение интереса к античной культуре в целом и к античной философии в частности (отсюда и название периода - «Возрождение»).
Вместе с тем, говоря о возрождении античной культуры усилиями мыслителей эпохи Возрождения, следует иметь в виду, что это было не простое усвоение культурных ценностей и перенос их в новый контекст, но, прежде всего, оригинальная переплавка их в духовном тигле трансформирующего Средневековья.
Таким образом,
в целом культура эпохи Возрождения
- это синтез христианства, античной
и восточной культур. На основе смешения
различных тенденций в этот период
рождалась новая
Одним из характерных представителей ренессансной философии был Николай Кузанский (1401-1464).
Кузанский, разделяющий принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что «единому ничто не противоположно». А отсюда он делает характерный вывод: «Единое есть все» - формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизм Джордано Бруно.
Николай Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное - это то, больше чего ничего не может быть. Поэтому оно характеризуется как «максимум», единое же - как «минимум». Николай Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей (coincidentia oppositorum) - максимума и минимума.
Совпадение
противоположностей является важнейшим
методологическим принципом философии
Николая Кузанского, что делает его
одним из родоначальников
Проведенное, хотя и не всегда последовательно, отождествление единого с бесконечным впоследствии повлекло за собой перестройку принципов не только античной философии и средневековой теологии, но и античной и средневековой науки - математики и астрономии.
Согласно Николаю Кузанскому, центр и окружность космоса - это Бог, а потому хотя мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и конечным,
поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут.
Николай Кузанский разрушает конечный космос античной и средневековой науки, в центре которого находится неподвижная Земля. Тем самым он подготовляет коперниканскую революцию в астрономии, устранившую геоцентризм аристотелевско-птолемеевской картины мира. Вслед за Николаем Кузанским Николай Коперник пользуется принципом относительности и на нем основывает новую астрономическую систему.
Характерная для Николая Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом пантеистически окрашенного сближения Бога с миром, Творца с творением.
Анализ учения Николая Кузанского позволяет особенно ясно увидеть различия между древнегреческой и возрожденческой трактовками бытия.
Библиографический список
1 Философия: Учеб. пособие / В. К. Лукашевич, В. М. Белокурский, И. П. Мамыкин и др.; Под общ. ред. В. К. Лукашевича. Минск: БГЭУ, 2001. С. 59.
2 Там же. С. 60.
3 Алексеев П. В. История философии: учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 43.
4 Алексеев П. В. История философии: учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 44.
5 Там же. С. 44.
6 Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2003. С. 73.
7 Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. М.: Норма, 2005. С. 84.
8 Лешкевич Т.Г. Философия: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 44.
9 Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. М.: Норма, 2005. С. 86.
10 Основы философии: Учеб. пособие/ В. Н. Калмыков. - 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Выш. шк., 2003. С. 97.
11 Там же. С. 97-98.
12 Основы философии: Учеб. пособие/ В. Н. Калмыков. - 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Выш. шк., 2003. С. 98.
13 Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2003. С. 77.
14 Философия: учебник для студ. учрежд. обесп. получ. высш. образ. / Ю. А. Харин [и др.]; под общ. ред. Ю. А. Харина. - 9-у изд. Минск: Тетра Системс, 2008. С. 68.
15 Николай Кузанский. Соч.: В 2 т. М., 1979. Т. I. С. 73.
16 Философия: учебник для студ. учрежд. обесп. получ. высш. образ. / Ю. А. Харин [и др.]; под общ. ред. Ю. А. Харина. - 9-у изд. Минск: Тетра Системс, 2008. С. 69.
17 Ф илософия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. М.: Норма, 2005. С. 81.
18 Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ В. С. Стёпин [и др.]; под общ. Ред. Я. С. Яскевич. - 2-у изд. Минск: РИВШ, 2007. С. 107.