Философия эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 17:21, реферат

Краткое описание

«Эпохой Возрождения» или «Ренессансом» этот период истории именуется прежде всего потому, что под таким термином понимают возрождение классической древности, античной культуры, в том числе античных философских учений, возникновение нового чувства жизни, которое рассматривалось как родственное жизненному чувству античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от греховного, земного мира. Однако Возрождение, родиной которого является Италия, не следует понимать как простое повторение античной культуры, как возврат к старым традициям и нравам, к прошлому образу жизни.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….… 2
Особенности философии эпохи Возрождения …………………………... 4
Гуманизм ………………………………………………………………….… 6
Неоплатонизм …………………………………………………………….... 10
Натурфилософия …………………………………………………………… 13
Заключение …………………………………………………………………. 17
Список использованной литературы ……………………………………… 18

Вложенные файлы: 1 файл

философия эпохи возрождения.docx

— 39.24 Кб (Скачать файл)

ü  Призыв к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.

Наиболее известными представителями  неоплатонизма эпохи Возрождения  являлись Николай Кузанский и  Джованни Пико дела Мирандола.

Родоначальником ренессансного  платонизма был Николай Кузанский (настоящая фамилия Кребс) (1401-1464) - мыслитель, выдающийся немецкий философ, теолог, крупный ученый в области  математики, астрономии, географии  и других науках. Учился в Гейдельбергском, Падуанском, Кёльнском университетах. В 1430 году стал священнослужителем, вел активную политическую деятельность в качестве кардинала католической церкви и приближенного Папы. Написал большое количество теологических и философских сочинений.

Философские взгляды Николая  Кузанского находились на рубеже между  средневековой схоластикой и  возрожденческого гуманизма, в которых, однако, преобладали черты последнего. В своем известном и значительном трактате "Об ученом незнании" он излагает идеи о взаимосвязи всех природных явлений, о совпадении противоположностей, о бесконечности Вселенной и о человеке как микрокосме. В этом труде проявляется пантеистическая тенденция его философских взглядов. Если определить центральные проблемы философских исканий Николая Кузанского, то они сводятся к двум - отношение Бога к миру и человеческое познание.

По учению Николая Кузанского, Бог не является чем-то находящимся  вне мира, а пребывает в единстве с ним. Его пантеистическая тенденция  в философии отчетливо выражается в тезисе, что "творец и творение суть одно и то же" ("О даре Отца светов"). Это еще не полное отождествление Бога и природы, поскольку Бог  у Кузанского нечто более совершенное, чем природа и составляет её разумное основание, но уже здесь мыслитель  отказывается от признания Бога личным надприродным существом и от творения им мира.

Представляют большой  интерес и космологические взгляды  Николая Кузанского. Вселенная, согласно Николаю, находится в вечном, универсальном  движении, она не имеет центра, каковым  со времен Аристотеля считалась Земля, она однородна. "Вселенная есть сфера, центр которой всюду, а  окружность везде". Отсутствие же неподвижного центра Вселенной неизбежно приводило  его к признанию движения Земли  и Николай прямо заявляет в  трактате "Об ученом незнании", что "наша Земля в действительности движется, хотя мы этого и не замечаем". Более того, Кузанский отрицает неподвижность  и центральное положение Солнца.

Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень  близко подошел к материалистическому  объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений - Николая Коперника, Джордано Бруно и Галилео Галилея.

Учение о познании философа также содержит ряд диалектических положений. Он различает четыре ступени  познания мира: чувственное ощущение (восприятие) вместе с воображением, рассудок, разум и мистическое сверхразумное созерцание (интуиция). В своих трудах Николай Кузанский утверждал силу человеческого познания, его творческую самостоятельность и деятельность, устанавливал, что "человек есть его ум".

Джованни Пико делла Мирандола (1463 - 1494) - итальянский мыслитель эпохи Возрождения. Ему принадлежит ряд значительных философских сочинений ("Речь о достоинстве человека", "О сущем и едмном"), известны также его многочисленные письма.

Пико делла Мирандола усиливает пантеистическую тенденцию в философии, согласно которой Бог как сущность вещей находится всюду. По его мнению, "Бога мы постигаем прежде всего как всеобщность всякого акта, полноту самого бытия". Постижение мира, согласно Пико, демонстрирует вездесущность Бога, являющегося основой единства мира".

"Речь о достоинстве  человека" - одно из самых знаменитых  свидетельств ренессансного мировоспитания, законченное выражение философского учения о достоинстве и высоком назначении человека, об уникальном положении в космической иерархии. Человек, наделенный свободной волей, сам формирует свою сущность, определяет свое место в мире, и это уподобляет его Богу.

Пико полагал, что истина едина, в каких бы философских  и религиозных обличиях она не проявлялась; он стремился к всеобщему "примирению философов".

 

 

 

 

 

 

 

НАТУРФИЛОСОФИЯ

Высшим результатом философской  эволюции эпохи Возрождения явилась  натурфилософия, под которой мыслители  понимали не только предмет своего исследования, философию природы, но и естественный подход к познанию законов мироустройства, противостоящий как знанию схоластики, так и теологическим  представлениям. Натурфилософия уступает философии нового времени, которая  возникает вне завершившей своё развитие философии Возрождения - будучи связана с зарождением нового математического и экспериментального естествознания, прежде всего классической механики, и с созданием новой  механистической (механической) картины  мира.

Представители натурфилософии:

-  обосновывали материалистический взгляд на мир;

-  стремились отделить философию от теологии;

-  формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;

-  выдвигали новую картину мира, в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной;

- считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму.

Наиболее яркими представителями  натурфилософии эпохи Возрождения  являлись Николай Коперник, Джордано Бруно и Галилео Галилей.

Эпоху Возрождения по праву  именуют эпохой "великих открытий". Кругосветные путешествия, открытие Нового света, когда впервые представилась  возможность выйти за пределы "мира", известного античной и средневековой  географии, предшествовали многочисленным важным открытиям в самых различных  областях естествознания. Однако ни одно из поистине выдающихся научных наблюдений и открытий не имело такого исключительно  важного значения, как создание великим польским астрономом Николаем Коперником (1473-1543) гелиоцентрической системы мира.

Опубликованная в 1543 г. книга  Николая Коперника "О вращениях  небесных сфер" не только определила характер научной революции XVI в., но сыграла решающую роль в радикальном  пересмотре философских представлений  о мире. В ней возрождается, развивается, математически обосновывается древняя  идея гелиоцентризма: Земля не является центром мира и не стоит на месте. Она вращается вокруг своей оси  и вместе с другими планетами - вокруг Солнца.

Новым оказалось и отношение  к движению. Если по своей физической природе Земля в старой системе  мира являла "низшую" ступень, то своей неподвижностью она обеспечила за собой значение центра мира. При  этом покой почитался высшим состоянием по сравнению с движением: средневековая  картина мира принципиально статична. Сделав движение уделом Земли, Коперник не только "поднял" ее до небес, но и показал, что именно движение является нормальным состоянием всех планет.

Коренному пересмотру подвергался  и вопрос о причине и характере  движения небесных тел. Коперник объясняет  движение небесных тел их сферической, шарообразной формой, т.е. их природой. Благодаря этому отпадает надобность во внешних двигателях ("интеллигенциях" схоластической философии, "ангелах" схоластической теологии), и бог  оказывается творцом и создателем "мирового механизма", не вмешивающимся  в его дальнейшее функционирование. Тем самым не только в космологию, но и в философскую картину  мира вводился принцип самодвижения тел.

Разрушение иерархической  системы мироздания явилось главнейшим мировоззренческим результатом  коперниканства. Именно вокруг новой космологии будут идти главные идеологические битвы XVI - начала XVII в. Подлинный смысл революции - не только в естествознании, но и в философии, которую произвела книга Николая Коперника, раскроет в своем творчестве Джордано Бруно.

Джордано Бруно (1548-1600) - итальянский  философ и поэт. Бруно родился  в местечке Нола, вблизи Неаполя. В 17 лет он становится послушником доминиканского монастыря, где в 1556 году был пострижен в монахи. В 1576 году сбросил монашескую рясу, затем, преследуемый за свои взгляды, покинул Италию. По возвращению на родину был обвинен в ереси и свободомыслии и после восьмилетнего заключения был сожжен на костре 17 февраля 1600 года.

Как философ Бруно испытал  влияние идей неоплатонизма и  ранней греческой философии. Он считал целью философии познание природы, являющейся "Богом в вещах". Убежденный сторонник теории Коперника, Бруно развивал учение о подобии  Земли и небес, множестве миров ("О бесконечности, Вселенной и  мирах"). Возрождая суждения древнегреческих  атомистов, философ выдвинул учение о "монадах", минимальных неделимых  частицах, в деятельности которых  сливаются телесное и духовное, объект и субъект (О причине, начале, едином"). Высшая субстанция есть "монада монад", или Бог. Вселенная и природа  у Бруно совпадает с Богом.

Этика Бруно проникнута утверждением "героического энтузиазма", любви  к бесконечному, возвышающей человека над повседневностью и уподобляющей его божеству.

Итальянский ученый Галилео  Галилей (1564-1642) справедливо считается  подлинным основоположником метода исследования природы. Его научная  деятельность сочеталась с глубоким осознанием философских основ нового естествознания: идеи, высказанные  Галилеем в этой связи, делают его  первым представителем механистического материализма. Астроном, механик и  философ, Галилей дал в своих  сочинениях развернутое и стройное изложение экспериментально-математического  метода и четко сформулировал  сущность соответствующего понимания  мира [4, c.155].

Для торжества теории Коперника  и идей, высказанных Джордано Бруно, огромное значение имели открытия, сделанные на небе Галилеем с помощью  телескопа, который он построил одним  из первых. С его помощью он исследовал небесные тела, доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси, доказал множественность миров  во Вселенной.

Все эти открытия Галилея  положили начало его ожесточенной полемике со схоластами и церковниками. До сих  пор католическая церковь была вынуждена  терпеть воззрения тех ученых, которые признавали теорию Коперника  в качестве одной из гипотез, а  ее идеологи считали, что доказать эту  гипотезу в качестве теории невозможно. Теперь же, когда эти доказательства появились, римская курия принимает  решение, запрещающее всякую пропаганду взглядов Коперника, даже в качестве гипотезы, а сама книга Коперника "Об обращении небесных сфер" вносится в "Список запретных книг".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Два с половиной столетия Возрождения - от Петрарки до Галилея - знаменуют собой разрыв со средневековой  традицией и переход к новому времени. Этот этап явился закономерным и необходимым в истории философской  мысли. Не было непосредственного перехода от “Сводов" Фомы Аквинского к “Рассуждению о методе” Декарта, от поисков  парижских и оксфордских номиналистов XIV в. к новой физике и механике Галилея. Однако было бы неверно сводить  роль философии Возрождения только к разрушению или изживанию схоластической традиции. Мыслителями XIV-XVI вв. была разработана  картина мира и человека, глубоко  отличная от средневековой.

Эта новая картина мира означала прежде всего крушение иерархии и десакрализацию космоса. На смену учению о сакральной структуре мироздания, о ценностной иерархии пространства, о противостоянии бесконечности бога конечности мира, вечности - временному и тленному бытию приходит новое представление об однородности физическою пространства вечной и бесконечной Вселенной. В новом физическом космосе нет разделения на тленную земную и нетленную небесную субстанцию, на неподвижный тленный земной мир и вечный движущийся мир небесных теЛ. В нем - в конечном счете в инфинитистской космологии Джордано Бруно - снимается деление мира на конечный замкнутый материальный мир и нематериальную окружающую его бесконечность. Конечное предстает как проявление бесконечности, мир земной и человеческий вписывается в бесчисленное множество миров в беспредельном пространстве. Вечность из атрибута божества превращается в атрибут бесконечной Вселенной, и антитеза вечного и временного утрачивает прежний смысл: всякое данное мгновение и есть проявление и осуществление вечно текущего бытия.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Антология мировой философии: Возрождение. 2001

2. Гусев Г.А. Философия Возрождения. Учебное пособие. 2002

3. Родчанин Е.Г. Философия: Исторический и систематический курс. 2004.

4.  Философия: Учебник / Под ред. Н.И. Сидоренко. 2004

5. Халин К.Е. Краткий курс по философии. Учебное пособие. 2009

6. Якушев А.В. Философия (конспект лекций). 2009

 


Информация о работе Философия эпохи Возрождения