Философия эпохи Просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 04:20, доклад

Краткое описание

Общая характеристика философии эпохи Просвещения, закрепление безграничной веры в науку, в наш разум. Особенности движения Просвещения в разных странах Европы. Философская система Х. Вольфа.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия эпохи возрождения.doc

— 48.50 Кб (Скачать файл)

Философия эпохи  возрождения

Согласно современным представлениям Человек - сложная, в высокой степени самоорганизованная система, отвечающая внутренним противодействием на грубое внешнее воздействие

Опыт средневековой культуры. Схоластика, патристика показательны – образец подобного деструктивного, пагубного воздействия на психику и личность

Такое воздействие завершилось  «бунтом» против схоластики, её аскетизма.

Развитие противоположной культуры, связанного С культом удовольствия. Общеевропейское явление. Эпоха Возрождения/ренессанса – 15-16 вв.

Ненавистное для европейцев учение Эпикура, направл. На искусство  жить в удовольствие. Лоренцо Волла  – автор трактата о наслаждениях. Волла обратился к этике Эпикура для обоснования антиаскетизма, кот. В конечном счёте,

Духовное содержание жизни человека невозможно без его телесного благополучия, развитых чувств

Философ в контексте  рассуждений сожалеет – у человека только 5 органов чувств.

Большой отклик в философ. Общественности

Николо Макиавелли преодолел  средневековые штампы сознания – «сначала надо жить, потом философствовать». Эгоистическая сущность человека – люди в целом неблагодарны/непостоянны, обманчивы, трусливы, жадны. Идеальный государь, «Государь», не должен отдаляться от добра, но при надобности должен применять зло. Качества льва и лисицы. Всё – средства для достижения общего блага. Насилие призвано исправлять, а не разрушать.

Церковь – Эразм Роттердамский (16 век) признал, что сфера чувственности, связанной со всем телом человека много шире сферы его разума. Могущество чувственности необоримо. Невозможно быть полностью освобожденным от неё. «Похвала глупости» - большинство людей глупы, в челов. Обществе всё полно глупости и везде дураки. Глупостью пользуются все. Пик глупости – война. Сейчас опыт рассуждений ЭР весьма интересен. Как может быть разум первопричиной бедствий? Значит не разум, а его недостаток.

Резкая критика монахов  – «графиня де Монсерро»

Котраверза философии  средневековья (возрождения) противопоставление мира небесного и  мира земного (телесное, греховное). Снятие традиционного противопоставления миров. Человек – высшее единство души и тела. Полная реабилитация телесного начала в человеке. Ч – вершина творения Бога, разумное, предусмотрительное, проницательное животное. Сближение человека с понятием Бога. Духовно – телесный человек столь прекрасен, что будучи творением Бога, сам словно некий смертный Бог, становится как-бы соперником Бога в творческой деятельности. Бог – Творец, Человек – Творец великого и прекрасного царства культуры материальной и духовной. Философы возрождения вместо недостижимого царства Бога выдвинули идею царства человека. Принцип доброты человеческой природы, принцип равенства всех людей.

Петрарка – фортуна  сильнее происхождения, но сам человек  и его доблесть должны быть сильнее фортуны.

Гуманизм. Система взглядов, связ.  С осознанием того величия, кот.ю наделен человек, творец земного  бытия. Антропоцентризм. Сменил Теоцентризм. Идеализированное представление о  человеке – о свободном существе с беспредельными творческимим возможностями. Противопоставление идеализированных представлений о человеке.

Развитие человеческой культуры – маятникоподобные состояния  – от крайности к крайности. Присутствует положительная динамика – возвышающие  человека мировоззренческие установки. Отношение к миру – оптимизм. Христос – победитель смерти. Человек, распятый на кресте эпохи Средневековья выстрадал своё воскрешение – эпоху Возрождения.

Возникновение наук, возвышение искусства. Становится возможным получение  опытного знания благодаря снятию противопоставления миров Бога и земного. Обоснование идеи однородности земного и небесного. Галилей, Ньютон смогли доказывать свои теории с помощью механических моделей. Мир – громадный механизм. Использование аналогий между науками. Пантеизм. Человек гармонично вписывается в природу даже со своей преобразующей деятельностью.

Малый мир – человек

Большой мир – универсум 

Максимальный мир –  Бог.

Каждый предыдущий мир  подобен последующему.

Истина неотделима от заблуждения.

Антисхоластика –  платонизм. Развитие Итальянского и Европейского гуманизма.

Марсилио Феччино –  Флорентийский монах. Сближал религию  и философию. Концепция всеобщей религии – «естественной». Телесно-земной мир – излучаемая бестелесная  ипостась мировой души, порождаемой  Богом. Ренессанский пантеизм. Красота, любовь, наслаждение – космические принципы. Человек – центральное звено космоса. Мировая душа – его абсолютизированная душа.

Пикаделло Мирандола 1486 – философские, каббалистические тезисы обо всём, что познаваемо. Все  тезисы объявили еретическими. Человек – судья мудрости.

Нет ничего более великого, чем ум и душа человека.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ 

 

XVII и XVIII века – это  время особых исторических изменений  в странах Западной Европы. В  этот период мы наблюдаем становление и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в чисто производственных целях новые природные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины для шахт, создается первая паровая машина и т.д. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже в XVII веке многие полагают, что “знание – сила” (Ф.Бэкон), что именно “практическая философия” (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для нас овладеть природой и стать “господами и хозяевами” этой природы (Р.Декарт).

 

В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш  разум. Если в эпоху Возрождения  принималось, что наш разум безграничен  в своих возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки (и в производстве, и в переустройстве общества) лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей.

 

Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и  главной обязанностью любого “истинного друга прогресса и человечества”  является “просветление умов”, просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. Эта установка на просвещение масс стала настолько характерной для культурной жизни европейских стран в XVIII веке, что впоследствии XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения.

 

Первой в эту эпоху вступает Англия. Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое  объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм. Деизм еще не отвергает бога как творца всей живой и неживой природы, но в рамках деизма жестоко постулируется, что это творение мира уже свершилось, что после этого акта творения бог не вмешивается в природу: теперь природа ничем внешним не определяется и теперь причины и объяснения всех событий и процессов в ней следует искать только в ней самой, в ее собственных закономерностях. Это был существенный шаг на пути к науке, свободной от пут традиционных религиозных предрассудков.

 

И все же английское просвещение  было просвещением для избранных, носило аристократический характер. В отличие  от него французское просвещение  ориентировано не на аристократическую элиту, а на широкие круги городского общества. Именно во Франции в русле этого демократического просвещения зарождается идея создания “Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел”, энциклопедии, которая бы в простой и доходчивой форме (а не в форме научных трактатов) знакомила читателей с важнейшими достижениями наук, искусств и ремесел.

 

Идейным вождем этого начинания  выступает Д.Дидро, а его ближайшим  соратником – Д.Аламбер. Статьи же для  этой “Энциклопедии” соглашались писать самые выдающиеся философы и естествоиспытатели Франции. По замыслу Д.Дидро в “Энциклопедии” должны были отражаться не только достижения конкретных наук, но и многие новые философские концепции относительно природы материи, сознания, познания и т.д. Более того, в “Энциклопедии” стали помещаться статьи, в которых давались критические оценки традиционной религиозной догматики, традиционного религиозного мировосприятия. Все это определило негативную реакцию церковной элиты и определенного круга высших государственных чиновников к изданию “Энциклопедии”. Работа над “Энциклопедией” с каждым томом все усложнялась и усложнялась. Последних ее томов XVIII век так и не увидел. И все же даже то, что было все-таки издано, имело непреходящее значение для культурного процесса не только во Франции, но и во многих других странах Европы (в том числе для России и Украины.

 

В Германии движение Просвещения связано  с деятельностью Х.Вольфа, И.Гердера, Г.Лессинга и др. Если иметь в виду популяризацию наук и распространение знаний, то здесь особую роль играет деятельность Х.Вольфа. Его заслуги отмечали впоследствии и И.Кант, и Гегель.

 

Философия для Х.Вольфа - это “мировая мудрость”, предполагающая научное  объяснение мира и построение системы  знаний о нем. Он доказывал практическую полезность научных знаний. Сам он известен был и как физик, и как математик, и как философ. И характеризуется он часто как отец систематического изложения философии в Германии (И.Кант). Работы свои писал Х.Вольф на простом и доходчивом языке.

 

Его философская система излагалась в учебниках, заменивших схоластические средневековые курсы во многих странах Европы (в том числе и в Киеве, а затем и в Москве). Х.Вольф был избран членом многих академий Европы.

 

Кстати у самого Х.Вольфа учились  М.В.Ломоносов, Ф.Прокопович и другие наши соотечественники, проходившие учебу в Германии. И если деятельность Х.Вольфа не освещалась должным образом в нашей философской литературе, то, по-видимому, потому, что он был сторонником телеологического взгляда на мир. Он не отвергал бога как творца мира, и ту целесообразность, которая характерна для природы, для всех ее представителей, он связывал с мудростью бога: при сотворении мира бог все продумал и все предусмотрел, а отсюда и следует целесообразность. Но утверждая простор для развития естественных наук, Х.Вольф оставался сторонником деизма, что несомненно предопределило последующем и деизм М.В.Ломоносова.

 

Итак, подводя итоги сказанному выше о философии Просвещения, можно  отметить следующие важные моменты  в ее общей характеристике:

 

• получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности  науки в познании мира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения  идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (о возможностях математики в естественнонаучном познании);

 

• развиваются деистические представления  о мире, что в свою очередь приводит к формированию материализма как  достаточно цельного философского учения, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века;

 

• формируется новое представление  об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и  техники, с научными открытиями и  изобретениями, с просвещением масс.


Информация о работе Философия эпохи Просвещения