Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 17:36, лекция
Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) -представитель флорентийского платонизма, притом крупнейший. Он имел графский титул и владел несколькими языками. В 1489 г. обнародовал свои "900 тезисов", содержащие извлечения из различных источников "обо всем, что познаваемо". Эти тезисы были осуждены и запрещены церковью. Автор их исходил из того, что "никому не присягая на верность, пройдя путями всех учителей философии, все исследовать, изучать все школы... коснуться всех доктрин..." [Эстетика Ренессанса. Т. II. С. 259]. Пико делла Мирандола, как и его соотечественник Фичино, стоял на позициях пантеизма, но больше склоняется к натуралистическому его пониманию.
CРСП №5
Тема: Философия эпохи Ренессанса
5.1. Основные идеи гуманизма Пикоделла Мирандолы. «Речь о достоинстве человека».
5.2. Протестантизм и философия Реформации (М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин)
5.1 Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) -представитель флорентийского платонизма, притом крупнейший. Он имел графский титул и владел несколькими языками. В 1489 г. обнародовал свои "900 тезисов", содержащие извлечения из различных источников "обо всем, что познаваемо". Эти тезисы были осуждены и запрещены церковью. Автор их исходил из того, что "никому не присягая на верность, пройдя путями всех учителей философии, все исследовать, изучать все школы... коснуться всех доктрин..." [Эстетика Ренессанса. Т. II. С. 259]. Пико делла Мирандола, как и его соотечественник Фичино, стоял на позициях пантеизма, но больше склоняется к натуралистическому его пониманию. Он выступал против астрологии как лженауки, полагая, что совокупность звезд не в состоянии определить судьбу человека. Отсюда он делал выводы о свободе воли человека, о праве человека формировать свою собственную судьбу и делать соответствующий выбор, человек сам может создавать свое счастье. Он был против "астрологического детерминизма", предписывающего будущую жизнь человека, ограничивающего человеческую активность. В "Речи о достоинстве человека", которая должна была открыть диспут Пико делла Мирандола против философов всей Европы, он ярко формулирует основные положения гуманистической программы Возрождения, ставящей в центр мироздания человека и его достоинства. В произведении "Против астрологии" он писал: "На земле нет ничего более великого, кроме человека, а в человеке нет ничего более великого, чем его ум и душа. Если возвыситься над ними, значит, возвыситься над небесами". Пико делла Мирандола стремился к примирению различных философов, считая, что разные взгляды являются выражением отдельных сторон истины и поэтому только их соединение дает возможность постигнуть единую истину. Пико делла Мирандола проявлял большой интерес к мистическим вопросам и увлекался кабаллой и магией. Однако он стремился к более научному пониманию этих вопросов. Так, "магию" он воспринимал не просто как нечто колдовское, а как реальную тайну природы, которую надо исследовать. Он различал "черную магию" (это было делом злых сил, как их понимали в Средние века) и "белую", или "естественную магию" - как постижение естественных тайн природы.
Современники называли
Пико "божественным", видели в нем
воплощение высоких устремлений гуманистической
культуры. Его личность и его труды были
известны всей образованной Европе. По
происхождению это был богатым человек
– граф Мирандолы и синьор Конкордии.
Он унаследовал огромное богатство и весьма
рано проявил свою одаренность.
Пико делла Мирандола
прожил бурную и недолгую жизнь. Богатством
он распоряжался со свойственным ему бескорыстием.
Мирандола рано стал интересоваться
античной и восточной философией (в том
числе еврейской каббалой), заниматься
языками, и древними и восточными, учился
в Падуанском университете, побывал в
Париже; для своей книги заказывал переводы
с тех языков, которых он не знал (за переводы
с арабского он расплачивался арабскими
скакунами).
2. «Речь о достоинстве
человека»
В 1486 г. Пико составил "Комментарий
к канцоне о любви Джироламо Бенивьени"
(изд. 1519) и "900 тезисов по диалектике,
морали, физике, математике для публичного
обсуждения", лелея планы защищать их
на философском диспуте в Риме в присутствии
всех знаменитых ученых Италии и Европы.
Диспут, намеченный на 1487, должен был открыться
"Речью" (изд. 1496), напоминающей скорее
манифест, чем вступительное слово, и посвященной
двум главным темам: особому предназначению
человека в мироздании и исходному внутреннему
единству всех положений человеческой
мысли.
В 1486 г. Мирандола пишет
знаменитые «900 тезисов», рассылает их
всем виднейшим мыслителям того времени
и предлагает им собраться в Риме, чтобы
устроить диспут по предложенным им тезисам.
Впоследствии эти тезисы были опубликованы
в работе под названием «Речь о достоинстве
человека».
В своих тезисах Пико делла
Мирандола собрал все, что он знал о всех
философиях, и создал свою философскую
систему, которая претендовала на объединение
различных философий на основе античного
платонизма.
Философия Пико ярко антропоцентрична,
в отличие от космоцентризма античной
и теоцентризма средневековой философии.
Гуманист Возрождения, он ставит человеческую
индивидуальность, личность как творца
собственной жизни и судьбы в центр своего
мировоззрения. Наиболее ярко привилегированное
положение человека перед лицом не только
материального, но и духовного мира обрисовано
у Пико в речи «О достоинстве человека».
В отличие от всех других творений человек
сам распоряжается своим моральным обликом.
Идея человека как «славнейшего мастера
и скульптора» самого себя прибавляет
новый элемент к базовой идее христианской
антропологии – идее богоподобия. Если
«образ Божий» – это дар, то «подобие Божие»
– это не столько дар, сколько задача,
– а подвиг, в процессе которого богоподобие
осуществляется, человеку предстоит совершить
только самим человеком. Свет человеческой
свободы стоит выше всякой природной необходимости
и превосходит ее.
Этот факт – недетерминированность
человеческого бытия – поднимает человека
даже выше ангелов. Так как ангелами и
небесными силами их природа и совершенство
были восприняты раз и навсегда от Бога
(хотя и после этого пали). Человек же достигает
совершенства самостоятельно на основании
своей свободы.
Эта идея требует новой
формы «индивидуализма», так как предполагает,
что не только человеческому роду в целом,
но и каждому отдельному индивиду не может
быть предписана никакая детерминированная
позиция в царстве духа: эту позицию мы
должны искать самостоятельно. Человеку
отказано в безопасности однообразного
существования, он вечно должен искать
и находить свой собственный путь. Этот
выбор несет с собой постоянную опасность
падения, ошибки, но без него, без непрекращающегося
творения самого себя, человек не выполнит
своего высокого предназначения быть
человеком. Соответственно меняется и
отношение гуманистов к греховности человека.
Человеческая греховность – обратная
сторона его величия. Человек ни в добре,
ни во зле не является существом завершенным;
перед ним всегда открыт выбор и к добру,
И ко злу, и он – в его власти. Прекращение
этого процесса невообразимо, потому что
оно равно отрицанию человеческой природы.
Поэтому человек не является ни постоянным
совершенством добра, ни безнадежной добычей
греха. После падения всегда возможен
подъем, и наоборот.
Побег
Папа Иннокентий VIII, смущенный
не только смелостью рассуждений, "выраженных
новыми и необычными словами", о магии,
кабале, свободе воли и иных сомнительных
предметах, но и юным возрастом философа
(ему было тогда 23 года), назначил для проверки
"Тезисов" специальную комиссию,
которая осудила часть положений, выдвинутых
Пико. Наскоро составленная им "Апология"
(1487) привела к осуждению всех "Тезисов".
Перед угрозой преследования
со стороны инквизиции в 1488 Пико бежал
во Францию, но там был схвачен и заточен
в Венсеннский замок. Его спасло заступничество
высоких покровителей и прежде всего Лоренцо
Медичи, фактического правителя Флоренции,
где Пико, к счастью, и провел последние
свои годы.
5.2
В любой философской системе, даже очень радикально настроенных теоретиков, нельзя было обойтись без Бога. Поэтому теория мироздания ищет компромиссы: Бог выступал как создатель благ, но большинство гуманистов поет гимн гению человека, которого считают почти равным гению творца небесных светил. Так расчищается путь к тому, что Богом станет считаться природа, а гармония — первоначалом самой природы [290, с. 18].
И все-таки Возрождение было христианским, правда, само христианство претерпело изменения, вступив в отношения с новой культурой, приведшие к Реформации и новому направлению в христианстве — протестантизму [157, с. 28, 29]. Возрождение впервые обнажило противоположность не только между религией и научным знанием, но и между религией и институтом церкви.
Некоторые гуманисты, сближая
язычество и христианство, не находили
в них принципиальных отличий, считая,
что любая вера — прибежище
неразумных и источник заблуждения.
“Верить,— говорил поэт и теоретик
Возрождения Франческа
Одновременно с этими высказываниями сосуществовала идея Макиавелли, полагавшего, что общество не в состоянии справиться со своими проблемами без религии, так как религия укрепляет любовь к отечеству, желание его защищать и полезна для армии. Он видел всю глубину несоответствия папской церкви христианскому учению и считал, что нужно найти пути и возможности реформировать церковь, превратив ее в полезную для всего общества. “Религия, — писал Макиавелли, — может собрать в себе все отрицательные черты общества, а может возродить общество, если в ней закладываются новые, полезные для государства черты, то есть, если она будет реформирована” [290, с. 22]. Сравнивая христианскую религию с античной, он искал новую религию, более подходящую идеалам Возрождения: “Наша (христианская) религия полагает высшее благо в смирении, в презрении к мирскому, в отречении от жизни, тогда как языческая религия полагала его в величии души, в силе тела и во всем, что делает человека могущественным” [20, кн. 4, с. 350].
Изменения в европейской действительности не могли не коснуться и церкви. Сложные отношения религии и церкви, религии и общества, церкви и общества обострились особенно сильно в период позднего Возрождения. Общество было религиозным, даже самые радикальные идеи гуманистов, награждавших человека богоподобием и свободой выбора, не отвергали существования Бога, и их идеи, касались лишь величия человека-творца. Петрарка в одном из своих трактатов высказывал предположение, что даже Цицерон — великий авторитет гуманистов — непременно оказался бы христианином, если бы был знаком с этим учением. И другие гуманисты склоняются к убеждению в том, что “и католик, и буддист, и магометанин, и древний иудей, и даже все язычники идут к Богу, хотя с внешней стороны и разными путями, но по существу своему это один и тот же, всеобщий и единственный путь, который дан человеку от природы” [180, с. 552]. Таким образом, в процессе логических построений, из которых складывалась новая картина мира, совершался отход от привычных взглядов официальной церкви.
С другой стороны, и в самой церкви складывались новые формы мировосприятия. Свойственный Возрождению взгляд на природу, богатую яркими красками, проник в церковные обряды и оживил их. Церковь украсилась великолепной живописью, декор храмов стал менее суровым и более светским. Так что и церковь, если можно так выразиться, была не чужда некоторого свободомыслия, которое имело свою оборотную сторону: папы участвовали в заговорах и убийствах, несмотря на обет безбрачия, имели любовниц, раздавали должности родственникам и клевретам — приспешникам, не брезгающим никакими средствами, чтобы угодить своему патрону. Папа Иннокентий VIII приказал построить недалеко от Ватикана специальный дворец — Бельведер — для вполне светских забав и празднеств [142]. При этом церковь продолжала требовать от своих прихожан верности религиозным заветам. Этот же папа в 1484 году благословил верующих уничтожать ведьм и колдунов, и в огнях костров погибло множество жертв религиозного фанатизма. Писатель XIX века Шарль Де Костер (1827—1879) создал выразительный образ этой эпохи в романе “Легенда об Уленшпигеле”.
Власть пап распространялась
так далеко и требовала так
много, что в Европе складывается
мысль об ограничении этой власти,
а заодно — и ее поборов с
разных стран. Расхождение религиозных
догм и норм с деятельностью церковных
должностных лиц и особенно торговля
индульгенциями — отпущением грехов
— привели к серьезным
Все это вызвало к жизни
мощное явление европейской
Лютер открыто провозгласил,
что “не посредством церковных
обрядов, но лишь при помощи веры, даруемой
богом, обретает человек спасение души,
что у клирика нет в этом
никаких преимуществ перед
Лютер сконцентрировал в
своем учении два момента. Во-первых,
он считал человека греховным по своей
сути, но, в отличие от католической
церкви, полагал, что можно осознать
эту греховность и возвысить
себя над грехом искренним покаянием.
У Лютера при этом не было гуманистического
представления о величии
Второй момент учения Лютера касался того, что в Евангелии нет идеи о неравенстве людей, о выделении особого положения священников в мире. “Я говорю: ни папа, ни епископ, ни какой бы то ни было человек не имеет права установить хотя бы единую букву над Христианином, если не будет на то его собственного согласия” [157, с. 40]. По представлениям Лютера, любой верующий может быть пастором, и община может выбирать пастора из своей среды. Эти взгляды Лютера заложили основы протестантизма — нового направления христианства. Отказ от католической традиции вызвал к жизни и отказ от поклонения иконам, мощам, кресту. Добавим, что не только Лютер, но и Томас Мюнцер (ок. 1490—1525) — идеолог немецких беднейших слоев населения, и позже Кальвин (1509—1564) — в Швейцарии — дополнили Реформацию иными идеями, довольно далеко отстоящими и от католичества, и от гуманизма. Был и еще один момент, который способствовал развитию реформаторских идей в Европе. Католическая церковь претендовала не только на непререкаемый авторитет в области веры, но и на самое Священное писание. Богослужение совершалось на латинском языке, а в то время, когда уже вполне оформились национальные языки народов Европы, довлеющая сила церковной латыни представлялась посягательством на свободу не только отдельного человека, но и государства. Библия также была лишь на латинском языке и не могла стать доступной не только широкой публике, но и некоторым священникам. Даже Лютер познакомился с латинским текстом только после того, как изучил древнегреческий и латинский в университете и стал монахом одного из монастырей. Именно он осуществил наиболее полный перевод Библии на немецкий язык. Другими словами, Реформация стремилась устранить посредников между человеком и Богом, делая тем самым только самого человека ответственным за все свои деяния.
Естественно, что церковь
не могла оставаться безучастной
к Реформации и к отходу от католичества
многих государей и верующих. Ее
действия, направленные на то, чтобы
укрепить свои позиции, вылились в. противоположное
идеологическое течение — Контрреформацию. Нач
Это направление многократно
усилилось и реализовалось в
деятельности ордена иезуитов, образованного
Игнатием Лойолой (1491—1556) с 1534 года и
утвержденного официально в 1540 году.
Его главный принцип “цель
оправдывает средства”
Тридентский собор учредил “вселенскую” инквизицию, действующую в большинстве стран Западной Европы, составил Индекс (список) запрещенных книг, куда попали труды средневекового ученого Пьера Абеляра, сочинения Эразма Роттердамского (1469—1536), “Декамерон” Джованни Боккаччо (1313—1375), книги Макиавелли и другие. Противостояние гуманизма Ренессанса и Реформации католической церкви постепенно превращалось в трагедию. Духовные противоречия протестантизма и католичества вылились в 1572 году в ужас Варфоломеевской ночи и резню во Франции, когда в течение одной недели было уничтожено почти 30 тысяч протестантов.
Эпоха Возрождения стала временем глубокого перелома в обшей картине мира. Новую картину мира создавали гуманисты своим обращением к ценностям античности, она задевает и религиозное сознание, вызывая мощные процессы реформаторства и не менее мощные процессы противодействия ему. Все эти тенденции не могли не быть взаимосвязанными с художественной и научной жизнью эпохи.