Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:39, контрольная работа
1. Характерные черты мировоззрения эпохи Возрождения.
2. Основные философские направления эпохи Возрождения.
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. Характерные черты
2. Основные философские
1. Новую эпоху – эпоху
Произошел сдвиг в сторону
В этот период возникает новая культура, получившая название гуманизма, которая ориентировалась на свободомыслие и светский индивидуализм.
Определяющим элементом
Для характеристики материалистического
мировоззрения в изучаемую
Постепенно и проблемы государства,
морали, науки перестают
Новая эпоха вызвала к жизни новые представления о сущности общества, о природе человека и т.д. Один из главных моментов нового взгляда на общество – понимание общества как суммы независимых друг от друга индивидов.
2. Основными направлениями
Гуманистическое направление (XIV-XV вв. – Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла) в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами церкви.
Неоплатоническое направление (сер. XV-XVI вв.), было представлено Н. Кузанским, Дж. Пико делла Мирандолой, Парацельсом и другими, которые развивали учение Платона, пытались познать природу, космос и человека с точки зрения идеализма.
К натурфилософскому направлению (XVI – нач. XVII вв.), принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и другие, пытавшиеся развенчать ряд положений учения церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия.
Реформационное направление (XVI-XVII вв.) стремилось коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношения между церковью и верующими. Его представители – Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский и др.
Политическое направление
Утопическо-социалистическое направление XV-XVII вв. (представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнивании, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
В заключение следует отметить многообразие проблем, подходов, решаемых мыслителями Возрождения. Натурфилософы (Телезио, Патрици, Кампанелла, Бруно, Парацельс), находясь под воздействием успехов естествознания и античной философии, разрабатывали проблему материи. Атомистическую концепцию развивали приверженцы эпикуреизма – Валла, Монтень, Галилей, пантеистическую – Кардано, Кузанский, Бруно. Из идеи единого бытия выводилась множественность вещей материального мира. При этом предполагалось, что целое – Вселенная – отражается в любой части индивидуально, в том числе в человеке, высшем совершенстве природы. Философы стремились к объяснению существования единого бесконечного материального мира из него самого, понимали его как процесс, подчиненный причинно-следственным закономерностям.
Мыслители эпохи Возрождения явили собой образец мужества в борьбе против реакционной идеологии отживавшего феодального общества.
Контрольные вопросы по теме.
В эпоху Возрождения были сформированы три направления, они подразделяются в зависимости от ответа на вопрос:
1. Какова субстанция мира, выделяются такие направления, как материализм и идеализм.
Материализм – философское направление, сторонники которого считают, что первоосновой мира является материя, благодаря которой появляется сознание и духовная реальность. Материалистами были, например, Демокрит, Ж.О. Ламетри, П. Гольбах, К. Маркс.
Идеализм – философское направление, сторонники которого считают, что первоосновой мира является духовная сущность (например, идеи, всеобщий разум, абсолютный дух), которая формирует и организует материю. Идеалистами были, например, Платон, Августин Блаженный, Б. Спиноза, Г.В.Ф. Гегель. Идеализм делится на субъективный и объективный.
Субъективный идеализм (Дж. Беркли, И. Фихте) – философское направление, сторонники которого считают, что первоосновой мира является индивидуальное сознание, человеческое Я, которое формирует остальной мир.
Объективный идеализм (Платон, Б. Спиноза, Г.В.Ф. Гегель) – философское направление, сторонники которого считают, что первоосновой мира является независимая от человека духовная сущность (идеи, всемирный разум).
2. Рациональна ли субстанция мира, выделяют такие направления, как рационализм и иррационализм.
Рационализм – философское направление, сторонники которого считают, что первооснова мира разумна, познаваема и поэтому мир тоже разумен, гармоничен, упорядочен, закономерен и познаваем. Рационалистами были, например, Демокрит, Платон, Дж. Беркли, К. Маркс, Г.В.Ф. Гегель.
Иррационализм – философское направление, сторонники которого считают, что первоосновой мира является некая стихийная беспорядочная неразумная сила, поэтому мир, пронизанный этой силой, не имеет гармонии, внутреннего логического порядка и законов, и непознаваем с помощью разума. Иррационалистами были, например, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, А. Бергсон.
3. Что является основанием достоверного познания мира, выделяют такие направления, как рационализм и эмпиризм.
Рационализм – (от лат. ratio – разум) философское направление, сторонники которого считают, что истинные знания о мире можно получить только с помощью разума. Рационалистами были, например, Платон, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза.
Эмпиризм – (от греч. empeiria – опыт) философское направление, сторонники которого считают, что истинные знания о мире можно получить только с помощью опыта. Эмпиристами были, например, Дж. Беркли, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс, Д. Юм.
Кроме этого, в области гносеологии существуют такие направления как:
Агностицизм – философское направление, сторонники которого считают, что человек не может познать истинные сущности вещей и мира. Агностиками были, например, И. Кант, Д. Юм.
Скептицизм – философское направление, сторонники которого отрицают возможность достоверного знания и считают, что человек всегда должен сомневаться в том, что он знает. С точки зрения, скептицизма, человек не может иметь окончательные знания об истине и лжи. Скептиками были, например, Пиррон, Секст Эмпирик, Д. Юм.
2.В чем отличие взглядов на человека в эпохи средневековья и Возрождения?