Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 22:52, реферат
Научная мысль эпохи Просвещения занимает в истории философии особое место. XVIII век в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь начало распространяться вширь, становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии.
Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающем условия для экономического и социального благоденствия, - вот основные идеи эпохи Просвещения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основные черты философии эпохи Просвещения 4
2. Французский материализм XVIII века 7
3. Проблемы человека в философии Просвещения 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПОСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Особенностью французского материализма была ориентация на естествознание XVIII века, прежде всего – на механику. Именно механистическая картина мира легла в основу представлений Гольбаха, Гельвеция, Ламетри о мире, человеке и познании.
Зачинатель французского материализма XVIII в. Жюльен-Офре Ламетри (1709-1751) в общей форме высказал почти все идеи, которые впоследствии были развиты, обогащены, конкретизированы Гельвецием, Дидро, Гольбахом, и др.
Ламетри доказывал, что не только всякая форма неотделима от материи, но и всякая материя связана с движением. Лишенная способности движения, косная материя есть лишь абстракция. Субстанция, в конечном счете, сводится к материи, в природе которой не только способность к движению, но и всеобщая потенциальная способность к чувствительности или ощущению. Вопреки учению Декарта Ламетри не только стремился доказать одушевленность животных, но вместе с тем указывал на материалистический характер самой одушевленности - животных и человека.
Хотя для нас, утверждал Ламетри, в настоящее время еще не понятен механизм, посредством, которого материя наделяется свойством ощущения, но несомненно, что все наши ощущения обусловлены связью чувства - при посредстве нервов - с материальным веществом мозга. Поэтому никакое ощущение и никакое изменение уже имеющего ощущения не могут возникнуть без специфического изменения в соответствующем органе чувственного восприятия. Ламетри лишь наметил ряд основных идей, но не дал их обстоятельного систематического развития.
Наиболее систематическим пропагандистом философских учений французского материализма стал Поль Гольбах (1723-1789) . Плодом взаимного обмена мыслей с друзьями явилась «Система природы» Гольбаха, в написании которой кроме него приняли некоторое участие Дидро, Нежон и др. «Система природы» - самое крупное из числа сочинений Гольбаха, посвященных теории материализма.
Главная мысль трактата -
мысль о сводимости всех явлений природы
к различным формам движения материальных
частиц. Последовательно опровергается
все богословские и идеалистические предрассудки
о характере действующих в природе сил
и об их причинах.
Основу всех процессов природы составляет
материя с присущей ей свойством движения.
В «Системе природы» различаются два рода
движения:
1) движение материальных масс;
2) внутреннее и скрытое движение, зависящее
от свойственной телу энергии.
Гольбах доказывает универсальность движения в природе. Во Вселенной все находится в движении. Гольбах утверждает, что природа получает свое движение от себя самой, ибо природа - великое целое, вне которого ничто не может существовать.
Материалистическое понимание природы несовместимо с допущением, каких бы то ни было сверхъестественных причин. В природе могут быть лишь естественные причины и действия. Все возникающие с ней движения следуют постоянным и необходимым законам. Над всеми связями причин и действий в природы господствует строжайшая необходимость: природа во всех своих явлениях поступает необходимо, согласно своей сущности. Благодаря движению целое вступает в сношение со своими частями, а последние - с целым. Вселенная есть лишь необъятная цепь причин и следствий, непрерывно вытекающих друг из друга.
Материальные процессы исключают какую бы то ни было случайность или целесообразность. Так как в природе все необходимо и так как ничто из того, что в ней находится, не может действовать иначе, чем оно действует, то отсюда Гольбах выводит отрицание случайности. В вихре пыли, поднятом бурным ветром, как бы он нам ни казался хаотичным, нет ни одной молекулы пыли, которая расположена случайно; каждая молекула имеет определенную причину, в силу которой она в каждый момент занимает именно то место, где она находится. Из теории всеобщего детерминизма Гольбах выводит и отрицание порядка и беспорядка в природе. Идеи порядка и беспорядка субъективны и представляют собой лишь нашу оценку необходимой и объективной ситуации.
В учении об обществе французские
материалисты остаются все еще идеалистами.
Однако они выступают против идеалистически-теологического
понимания истории
Учение о нравственности должно быть основано на опыте. Как все существа, человек движим исключительно стремлением к удовольствию и отвращением к страданию. Человек способен сравнивать различные удовольствия и выбирать из них наибольшее, а также ставить себе цели и изыскивать средства. Поэтому для него возможны правила и понятия о действиях, лежащих в основе нравственности.
Так как люди не могут жить в одиночестве, они образуют общество, и из соединения их возникают новые отношения и обязанности. Испытывая в необходимость в помощи других, человек вынужден в свою очередь делать полезное для других.
Клод - Адриан Гельвеций (1715-1771) основную задачу этики усматривал в определении условий, при которых личный интерес может сочетаться с интересом общественным. По Гельвецию, не только индивид есть часть более широкого целого, но и общество есть звено более обширной общности, связанного нравственными узами. Существующее состояние общества Гольбах и Гельвеций считают далеким от идеала. Этот идеал они видели в «естественном состоянии». В силу общественного договора мы должны делать для других то, что мы желаем, чтобы и они для нас сделали.
По мнению французских
материалистов, не существует такого образа
правления, который бы вполне удовлетворял
требованиям разума. Средство избавления
от недостатков существующих способов
правления они видят не в революции, а
в просвещении общества. Руководимые мудрым
правительством воспитание есть самое
надежное средство дать народам чувства,
таланты, мысли, добродетели, необходимые
для процветания общества.
Истинная движущая сила человеческих
действий - эгоизм, или личный интерес.
Основанием нравственности служит опыт.
В тех случаях, когда кажется, будто люди
руководствуются стремлением к истине
и добру, в основе этого стремления также
лежит правильно понятый личный интерес.
Поскольку человек руководствуется
личным интересом, то для него критерием
нравственности и ума может быть
только приносимая им польза. Общественная
польза должна быть мерилом всех человеческих
поступков. Отсюда главная задача законодательства
заключается в том, чтобы принудить членов
общества поступать согласно этому критерию
и приносить в жертву ему все свои чувства.
Гельвеций доказывал неоспоримое преимущество
воздействия на человека культуры, воспитания
и государственных установлений. Воспитание
может осуществить все: даже гений не прирожденный
дар, а результат целесообразной культуры
и обучения. При этом воспитание должно
быть не частным или домашним, а публичная
или государственным: только такой характер
воспитания обеспечивает последовательное
развитие человека в нужном направлении.
Сравнение различных форм правления приводит
Гельвеция к выводу, что в отличие от абсолютной
монархии и аристократического строя
только в демократическом правлении власть
имеет в виду пользу всего общества, а
каждый гражданин служит своей деятельностью
общим целям. При таком правлении личный
интерес сочетается с общим.
Свое понимание человека
французские материалисты противопоставляли
религиозно-философской
Особенно большое влияние
на идейную жизнь Франции
Он отверг так называемое
онтологическое доказательство бытия
бога, но признал значение аргумента,
заключающего от целесообразного устройства
мира и от разумности человека к
существованию разумного творца
или причины этой целесообразности.
Бытие бога, вытекает по Вольтеру, также
из необходимости существования
высшего начала для человеческой
воли и деятельности. Однако Вольтер
отвергает все учения так называемых
положительных религий о
Влиянием локковского
материализма пронизано психологическое
учение Вольтера. По его мнению, у нас нет
ни малейшего знания о природе духовной
субстанции. Мы никогда не воспринимаем
душу как субстанцию, а воспринимаем только
психические явления, свойства и способности.
Возникновение души не может быть разумно
отнесено ни к какому времени: ни к вечности,
ни к моменту зачатия, ни к эмбриональной
стадии развития, ни к моменту рождения.
Предполагать в нас существование души
- значит помещать внутри нас маленького
бога. Умнее и скромнее признать, что люди
- разумные автоматы или животные, с лучшим,
чем у животных интеллектом, но с более
слабым инстинктом.
Человек свободен, так как имеет сознание
собственной свободы. Но, ни о какой свободе
воли не может быть и речи, ибо воля подобно
мысли есть лишь абстракция, а не реальная
сущность. Реален лишь мыслящий человек,
и его свобода лишь там, где он способен
делать то, что он хочет.
В учении о знании Вольтер пытался сочетать сенсуалистический эмпиризм с некоторыми элементами рационализма. Основным для него был тезис о происхождении всех знании из ощущений. В то же время он утверждал, что существует и абсолютное знание - логико-математическое и относящееся к морали. Оно для бога так же значимо, как и для человека: существует только одна истина.
В сфере морали Вольтер
боролся как против учения о врожденности
этических принципов, так и против
учения об их условном (конвенциональном)
характере.
Значительна роль Вольтера в философии
культуры и философии истории. Здесь он
резко выступил против взглядов Руссо,
противопоставившего неиспорченную природу
культуре. По Вольтеру, возвращение к первобытной
природе есть нечто противоестественное,
и цивилизованный человек живет в большем
согласии с природой, чем дикарь.
Вольтер сыграл главную роль в том, чтобы
просветительское движение развилось,
окрепло и приобрело многих сторонников.
Чрезвычайно своеобразное место в философии эпохи Просвещения принадлежит Жан-Жаку Руссо (1712-1778) - одному из самых влиятельных деятелей французского Просвещения.
Основная тема философских
размышлении Руссо - судьба личности
в современном ему обществе с
его сложной искусственной
Так, разделение труда есть не только одно из условий прогресса, но и причина разрушения естественной целостности и гармоничности человеческой жизни. Специализация порождает расцвет ремесел и искусств, потребность в обмене. Но та, же специализация усиливает зависимость от труда людей других профессий, превращает человека в частицу большого целого, порождает крайнюю односторонность. В результате возникают не только отчуждение, разобщенность между людьми различных профессий, но и противоречие между деятельностью личной и общественной.
По Руссо, одна из главных причин человеческих страданий - противоречие между нашим состоянием и нашими желаниями, между нашим долгом и нашими склонностями, между природой и социальными учреждениями, между человеком и гражданином. «Сделайте человека вновь единым, - призывал Руссо, - и вы сделаете его таким счастливым, каким он только может быть».
Источником противоречий
цивилизации Руссо признал
Выход из противоречии цивилизации
Руссо видел в изменении
В своем «Общественном
договоре» Руссо доказывал, что
единственным коррективом к существующему
ныне социальному неравенству - неравенству
имущественному и неравенству обязанностей
- могут и должны быть свобода и безусловное
равенство юридических прав. Эту идею,
в которой сказался буржуазный характер
социологии Руссо, впоследствии высоко
оценили деятели французской революции.
Основой политической жизни общества
Руссо признал суверенность воли народа
и неделимость самой этой суверенности.
Поэтому Руссо отвергает принцип деления
власти на законодательную и исполнительную
и рекомендует систему постоянно действующего
в государстве плебисцита, или всенародного
опроса, по всем серьезным вопросам политической
жизни.
Руссо различает три основных
и допустимых при неповрежденном
общественном договоре формы правления,
- «демократию», «аристократию», «монархию».
Руссо считает, что нормальным политическим
устройством может быть только республика,
но этим термином он обозначает «всякое
государство, управляемое законами, какова
бы ни была форма управления». Форма управления
зависит от размеров государства. В малых
государствах желательна «демократия»;
в более крупных - «избирательная аристократия»;
в обширных и очень многолюдных – «монархия».
«Демократия» есть наилучшая из форм,
потому что две другие легче перерождаются
в тиранические, но все три составляют
разновидности правления, основанного
на общественном договоре.
В целом учение французских
философов-просветителей о
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Просвещение как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли впервые оформилось во Франции, где его основные черты выразились с классической точностью, последовательностью и радикальностью. Именно во Франции Просвещение и просветительский материализм получили наибольшее развитие. В Англии просветительские идеи возникли раньше, но вследствие определенных социальных причин лишь в ослабленном виде.
Французские философы середины ХVIII в. выработали классическую форму просветительской идеологии, послужившей образцом и примером для родственных им по духу мыслителей во многих странах – Северной Америке, России, Польше, Германии.