Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 17:18, контрольная работа
Цель моей контрольной работы заключается в изучении философии эпохи Просвещения.
Задачи работы:
Дать общую характеристику философии Французского Просвещения и раскрыть её основные проблемы;
Рассмотреть концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Посвящения;
Раскрыть социально – философское значение Французского Просвещения.
Введение…………………………………………………………………………..3
Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные проблемы………………………………………………………………………….4
Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения……………………………………………………………………..7
Cоциально-философское значение Французского просвещения……...11
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы……………………………………………………………...16
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Всероссийский
заочный финансово-
Филиал в г. Барнауле
Кафедра |
философии, истории и права |
Контрольная работа №1
Вариант 12:
Философия эпохи просвещения
Студентка |
|
Специальность |
Финансы и кредит |
Образование
№ личного дела |
Первое высшее
|
Группа |
|
Преподаватель |
Менькин Николай Павлович |
|
Барнаул 2011
Содержание:
Стр.
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Эпоха Просвещения – одна из самых ярких в развитии философии и духовной культуры в Европе. Её начало связывают с 1718 г. Когда в Париже впервые была поставлена трагедия «Эдип» Франсуа Мари Аруэ – Вольтера. Вольнодумный, критический пафос трагедии отразил кризис христианского самосознания в духовной жизни Франции первой четверти XVIII в. [12,131] Господствующим догматом католического сознания были противопоставлены права просвещенного критического разума, дух сомнения и скептицизма.
Эта эпоха явилась естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества.
Одной из главных задач эпохи Просвещения было воспитание гражданина, который сознательно служит обществу, исходя из собственных, а не навязанных ему свыше побуждений.
Цель моей контрольной работы заключается в изучении философии эпохи Просвещения.
Задачи работы:
Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные проблемы.
В 40-е г. XVIII в., когда развитие естественных наук, художественной литературы, драматургии, философии перерастает в обширное движение духовной жизни, просветительская мысль во Франции достигает своего рассвета. В этот период формируется мировоззрение второго поколения просветителей – Ж.-Ж. Руссо, Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха и др.
Можно выделить некоторые отличительные черты философии Французского Просвещения:
▪ четко выраженная антиклерикальная направленность, доходящая у некоторых просветителей (Дидро, Гольбаха) до антитеологической, богоборческой и атеистической;
▪ неразрывная связь философских
воззрений просветителей с
▪ гуманистическая ориентация философии с доминированием в ней антропосоциальной проблематики;
▪ направленность философских взглядов просветителей на изменение социальной действительности в интересах прогресса и «улучшения гражданского общества». [12, 132]
Антиклерикальная направленность определил радикализм философии Французского Просвещения. Просветители этого времени поставили задачу освобождения человеческого разума от догматов католической ортодоксии и фанатичных религиозных суеверий. Их критика была направлена и против религиозного мировоззрения в целом, и против религиозных социальных институтов, и против священников как выразителей проводников данного мировоззрения.[1,132] Это связано с тем, что до революции во Франции католическая церковь была из самых мощных организаций, проявляющих религиозную нетерпимость.
Феодально-клерикальным догмам и религиозному фанатизму официальной церкви французские просветители противопоставили концепцию «естественной религии». Обоснование этой концепции было дано Вальтером в трактате «Все о боге», философской «Поэме о естественном законе», в «Основах философии Ньютона». Одновременно с Вольтером идею «естественной религии» развивал Дени Дидро в своем сочинении «О достаточности естественной религии».
Под «естественной религией»
Утверждая независимость
моральных категорий добра и зл
Большое внимание просветители
уделяли обоснованию
Французские материалисты создают научную картину мира, в которой нет места богу. Вся наблюдаемая действительность, все бесчисленные тела, подчеркивали они, есть не что иное, как материя. Все явления – это конкретные формы ее существования. По Гольбаху, материя есть “все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства…” [5, 84] Вместе с тем, будучи тесно связанными, с естественнонаучным знанием XVIII века, французские материалисты полагали, что материя – это не только собирательное понятие, охватывающее все реально существующие тела, все телесное. Для них материя – это также и бесконечное количество элементов (атомов, корпускул), из которых образованы все тела. Французские материалисты утверждали в своих работах вечность и несотворимость всего материального мира. Причем мир этот мыслился бесконечным не только во времени, но и в пространстве. Важнейшим свойством материи они рассматривали движение. Движение определялось ими как способ существования материи, необходимо вытекающий из самой ее сущности.
Более того, французские
материалисты предвосхитили некоторые
положения эволюционного учения
Французские материалисты утверждали,
что все в природе
Познание просветители определяли как процесс отражения в нашем сознании, в наших знаниях реальных явлений действительности. [3, 450]
Касаясь общественной жизни, они доказывали, что история определяется, прежде всего, сознанием и волей выдающихся личностей. Они склонялись к мысли о том, что лучшее правление обществом – это правление просвещенного монарха. Подчеркивали существенную зависимость психического и морального склада человека от особенностей той среды, в которой человек воспитывается.
Конечно, французский материализм
XVIII века отражал особенности
Французский материализм внес значительный прогресс в понимание общества, в частности, в своем подчеркивании естественной обусловленности общественного развития.
Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения.
Центральное место в философии Французского Просвещения заняла проблема человека.[12,134] Её решение было различным у просветителей – деистов (Вольтера, Руссо) и французских материалистов (Дидро, Ламетри, Гольбаха, Гельвеция).
Человек рассматривался ими как всецелое физическое, природное, материальное существо. Поэтому главным моментом философской антропологии французских просветителей явилось отрицание дуалистической природы человека и утверждение положение о его материальном единстве.
Теперь рассмотрим подробнее как решили проблему человека просветители Французского Просвещения.
Жюльен Офре де Ламетри.
На основании личных наблюдений (он был полковым врачом) сделал философское обобщение: духовная деятельность человека определяется его телесной организацией. Основные произведения: "Человек-машина", "Трактат о душе", "Анти-Сенека, или рассуждения о счастье".
В теории познания стоял на позициях эмпиризма и сенсуализма и дополнял их материалом из медицины и психологии. Разум необходим в познании для обобщения чувственных впечатлений. Ощущения называл способностью, присущей не только живым существам, но материи в целом. Он высказал важнейшую диалектическую мысль, согласно которой субстанция имеет постоянную «способность к движению, даже когда не движется»[7, 73].
Ламетри считают автором
натуралистистического
Дени Дидро.
В отличие от Ламетри Дидро разделяет теорию врождённого нравственного начала английского просветителя А. Шефтсбери. Важнейшим проявлением морального чувства Дидро считал стремление к взаимной любви и поддержке, к добродетели. Но природная склонность к добру не исключает, по мнению Дидро, морального воспитания, которое лишь укрепляет естественную добродетель и формирует нравственные качества человека.
В работе «Элементы физиологии» Дидро рассмотрел обширный естественно-научный материал, который послужил ему основанием для вывода о естественном происхождении жизни, эволюции животного мира, формировании психики человека.[12,135]
Поль Анри Гольбах.
Целью своих философских исследований Гольбах делает отыскание всеобщих начал, лежащих в основе всех явлений мира. Предметом философии, по мнению Гольбаха, является мир в его целостности.
Прочно опираясь на учение о первичности бытия и вторичности сознания, Гольбах подвергает обстоятельной критике теорию врожденных идей. Всякая идея, с точки зрения Гольбаха, имеет опытное, эмпирическое познание.
Гольбах отстаивал познаваемость мира в последовательной борьбе против рационалистического принижения роли чувственного познания. По его мнению, отдельные ощущения могут ввести человека в заблуждение, но человек всегда в состоянии проверить одно ощущение с помощью других ощущений, а так же с помощью разума и опыта. [5, 134]
Гольбах изгоняет из природы сверхъестественное, мистическое начало, вслед за этим объявляет человека частью природы и полностью подчиняет его действия ее законам. [8, 295] «Человек, - писал Гольбах, - есть чисто физическое существо… Все наши идеи, желания, действия, есть необходимый результат сущности и качеств, вложенных в нас природой…»[5,60]
Клод Адриан Гельвеций.
Исходной единицей социального анализа считал индивида, а сознание и страсти человека рассматривал как движущие силы развития общества. Различие способностей человека объяснял особенностями среды. Главное произведение - трактат "Об уме".
Основное место в социальной философии занимают этические вопросы. Интересы называл пружинами" общественного развития. Был сторонником просвещенной монархии.
Гельвеций вместе со своим учением о решающей роли среды в формировании личности, о необходимости гармонического сочетания личного и общественного интересов, о равенстве интеллектуальных способностей людей и другими положениями много сделал для подготовки утопического социализма и утопического коммунизма XIX века. [8, 231]