Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 22:17, реферат
Под философией человека или философской антропологией понимают учение о природе человека. Что есть человек? Этот вопрос актуален и по сей день, каждый из нас задумывается об этом и философы всего мира ищут правильный ответ создавая всё новые теории. Именно поэтому я считаю что этот вопрос требует подробного изучения.
Введение……………………………………………………………...........3
1. Решение проблемы специфики человеческого в «философской антропологии»……………………………………………………………..7
2. Проблемы человеческого начала в Марксисткой философии………11
3. Человек, индивид, личность. Смысл и назначение человеческого бытия……………………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………...19
Список литературы………………………………………………………..22
Религиозные учения утверждают, что жизнь на Земле для индивида имеет собственную ценность и значение. Но главный смысл земного бытия индивида в том, чтобы подготовить его к жизни вечной. Поэтому каждый человек должен прожить эту жизнь так, чтобы обеспечить себе достойное место в «иной жизни».
Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческого существования в самой жизни. Такая философская позиция имеет свои положительные черты, ориентируя человека на самоценность его жизни. Но в ней очень слабо отражены содержательные позиции, духовно-нравственные критерии человеческой жизни.
Человеку мало просто жить. Ему хочется жить «для кого-то» и «во имя чего-то». Марксистский подход к человеческой жизни связан с признанием ее самоценности и самоцельности. Он подчеркивает тот факт, что человек живет в обществе среди людей. И в связи с этими людьми заключен его реальный шанс на бессмертие и стимул надежды. В их кругу индивиду дана возможность самоосуществиться, обрести признательность, благодарность, память о себе. Вечно живут в нашей жизни великие ученые, композиторы, ученые, писатели, поэты, борцы за свободу и счастье человечества. Память о них вечна. Но память о себе оставляют не только великие люди. Все хорошее, доброе, нравственное, что создал человек, остается с ближними, не пропадает. Мы продолжаем жить в наших детях, внуках. Человек как личность реализуя в своих деяниях свой творческий потенциал, продолжил жизнь в жизни человечества.
Заключение.
В заключение темы следует отметить, что были рассмотрены, конечно, далеко не все направления и школы философской антропологии. Но всё же нам удалось достичь поставленной цели.
Сопоставление понятий “человек”, “индивид” и “личность” позволило подойти нам к одному из фундаментальнейших вопросов философской антропологии - вопросу о назначении, о смысле человеческого существования.
Человек - существо телесное. Природно-биологическая организация человека обусловливает с неизбежностью признания того очевидного факта, что он, как и все живое на Земле, смертен.
Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность. И это осознание ставит перед каждым человеком ряд важных мировоззренческих вопросов. Первый из них: может быть смерть неизбежна? Может существует возможность воскрешения из мертвых? Возможность перерождения в иные формы существования и т.д. Религии мира дают положительный ответ на эти вопросы и в силу этого пользуются большой популярностью у людей.
Марксистская философия отрицает какую либо возможность на физическое бессмертие. Но все же и религиозное и материалистическое мировоззрение признает неизбежность прекращения земной формы существования человека. Поэтому возникает вопрос о смысле и назначении жизни. Если каждый человек смертен, ради чего он живет? Ради чего вообще стоит жить? Есть ли какой-то смысл человеческой жизни? Религиозные учения утверждают, что жизнь на Земле просто этап подготовки к вечной загробной жизни. Человек должен прожить эту жизнь так, чтобы обеспечить себе достойное место в “иной жизни”.
Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческой жизни в самой жизни. Эпикурейцы учили: живи, то есть удовлетворяй свои потребности, обеспечивай биологическое и духовное существование и радуйся. Перестанешь это делать и не будет ни переживаний, ни страстей, то есть для тебя не будет ничего. Такая философская позиция ориентирует человека на самоценность его жизни. Но в ней очень слабо отражены содержательные ориентиры жизненной позиции, духовно - нравственные критерии человеческой жизни. Человеку как правило мало просто жить, ему хочется жить “для кого-то” и “во имя чего-то”. Без религиозный выбор заставляет человека глубоко и серьезно задуматься о своем месте в мире, в обществе, среди людей.
Марксистский подход к человеческой жизни связан с признанием ее самоценности и самоцельности. Но в отличие от эпикурейской концепции он утверждает общественную значимость человеческого бытия. Он подчеркивает тот факт, что человек живет в обществе, среди людей: окружающих, близких или далеких. В их кругу индивиду дана возможность самоосуществиться, обрести признательность, благодарность, память о себе. Вечно живут в нашей жизни великие ученые, композиторы, писатели, поэты, борцы за свободу и счастье человечества. Память о них вечна. Но память оставляют не только великие люди.Все хорошее, доброе, нравственное, что создал человек, остается с ближними, не пропадает. Мы продолжаем жить в наших детях, внуках, более далеких потомках. Человек как личность, реализуя в своих деяниях свой творческий потенциал, продолжает жить в жизни человечества.
Назначение
философской антропологии
Список литературы.
1. Антропологическая
2. Антропологическая
3. Барышков В. П. Аксиология личностного бытия / В. П. Барышников. - М. : Логос, 2005. - 187 с.
4. Бурлачук Л.Ф. К психологической теории ситуации / Л.Ф. Бурлачук, Н.Б. Михайлова // Психол. журн. - 2002. - Т. 23, № 1. - С. 5–17.
5. Бурыкина Н. Б. Культурно-антропологические основания исторического сознания личности : в контексте диалогического подхода : дис. ... канд. филос. наук / Бурыкина Н.Б. - Владивосток, 2006. - 195 с.
6. Кочетов М.Н. Историко-культурная составляющая современных концепций антропосоциогенеза : автореф. дис. ... канд. филос. наук / Кочетов М.Н. ; Рост. гос. ун-т. – Ростов н/Д, 2005. - 19 с.
7. Разин А.В. Сознание и нравственность:
антропогенетическое единство // Вестн.
Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. – 1999. – №
3. – С. 91-103 ; То же [Электронный ресурс].
- URL: http://www.philos.msu.ru/
8. Рассадина С.А. Удовольствие как феномен культуры : от этики воздержания к антропологии идентичности // Вестн. С.-Петерб. у-та. Сер. 6, Философия. Культурология. Политология. Право. Междунар. отношения. – 2008. – Вып. 3. – С. 24-30. – Библиогр.: с. 30.
9. Рягузова Е.В. Психологическая
ситуация как предмет теоретической рефлексии
// Проблемы социальной психологии личности
: сб. науч. ст. – 2005. – Вып. 1; То же [Электронный
ресурс]. – URL: http://psyjournals.ru/
10. Старков А. Вопрос о происхождении
человека закроют раз и навсегда // Утро.Ru:
газ. – М., 18.08.05. – URL:http://www.utro.ru/