Философская антропология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 22:17, реферат

Краткое описание

Под философией человека или философской антропологией понимают учение о природе человека. Что есть человек? Этот вопрос актуален и по сей день, каждый из нас задумывается об этом и философы всего мира ищут правильный ответ создавая всё новые теории. Именно поэтому я считаю что этот вопрос требует подробного изучения.

Содержание

Введение……………………………………………………………...........3
1. Решение проблемы специфики человеческого в «философской антропологии»……………………………………………………………..7
2. Проблемы человеческого начала в Марксисткой философии………11
3. Человек, индивид, личность. Смысл и назначение человеческого бытия……………………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………...19
Список литературы………………………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

философия реферат.docx

— 60.40 Кб (Скачать файл)

     Религиозные учения утверждают, что жизнь на Земле для индивида имеет собственную ценность и значение. Но главный смысл земного бытия индивида в том, чтобы подготовить его к жизни вечной. Поэтому каждый человек должен прожить эту жизнь так, чтобы обеспечить себе достойное место в «иной жизни».

     Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческого существования в самой жизни. Такая философская позиция имеет свои положительные черты, ориентируя человека на самоценность его жизни. Но в ней очень слабо отражены содержательные позиции, духовно-нравственные критерии человеческой жизни.

     Человеку мало просто жить. Ему хочется жить «для кого-то» и «во имя чего-то». Марксистский подход к человеческой жизни связан с признанием ее самоценности и самоцельности. Он подчеркивает тот факт, что человек живет в обществе среди людей. И в связи с этими людьми заключен его реальный шанс на бессмертие и стимул надежды. В их кругу индивиду дана возможность самоосуществиться, обрести признательность, благодарность, память о себе. Вечно живут в нашей жизни великие ученые, композиторы, ученые, писатели, поэты, борцы за свободу и счастье человечества. Память о них вечна. Но память о себе оставляют не только великие люди. Все хорошее, доброе, нравственное, что создал человек, остается с ближними, не пропадает. Мы продолжаем жить в наших детях, внуках. Человек как личность реализуя в своих деяниях свой творческий потенциал, продолжил жизнь в жизни человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Заключение.

 

В заключение темы следует  отметить, что были рассмотрены, конечно, далеко не все направления и школы  философской антропологии. Но всё же нам удалось достичь поставленной цели.

     Сопоставление  понятий  “человек”,  “индивид”  и  “личность”  позволило подойти  нам   к   одному   из   фундаментальнейших   вопросов   философской антропологии - вопросу о назначении, о смысле человеческого существования.    

     Человек  -  существо   телесное. Природно-биологическая   организация человека обусловливает с неизбежностью признания того очевидного факта,  что он, как и все живое на Земле, смертен.

    Человек - единственное  существо, которое осознает  свою  смертность.  И это осознание ставит перед каждым человеком  ряд  важных   мировоззренческих вопросов. Первый из них:  может  быть  смерть  неизбежна?  Может  существует возможность воскрешения из мертвых? Возможность перерождения  в  иные  формы существования и т.д. Религии мира дают положительный ответ на  эти   вопросы и в силу этого пользуются большой популярностью у людей.

    Марксистская  философия отрицает какую либо возможность на   физическое бессмертие. Но все же и религиозное и материалистическое  мировоззрение признает неизбежность прекращения земной формы существования человека. Поэтому возникает вопрос о смысле  и  назначении  жизни. Если каждый человек смертен, ради чего он живет? Ради чего вообще стоит  жить? Есть ли какой-то смысл человеческой жизни? Религиозные учения утверждают, что жизнь на Земле просто этап подготовки к вечной загробной жизни. Человек  должен прожить эту жизнь так, чтобы обеспечить себе достойное место в “иной жизни”.

     Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческой жизни в самой жизни. Эпикурейцы учили: живи, то есть удовлетворяй свои потребности, обеспечивай биологическое и духовное существование и радуйся. Перестанешь это делать и не будет ни переживаний, ни страстей, то есть для тебя не будет ничего. Такая философская позиция ориентирует человека на самоценность его жизни. Но в ней очень слабо отражены содержательные ориентиры жизненной позиции, духовно -  нравственные  критерии  человеческой жизни. Человеку как правило мало просто жить,  ему хочется жить  “для  кого-то” и “во имя чего-то”. Без религиозный выбор заставляет человека глубоко и серьезно задуматься о своем месте в мире, в обществе, среди людей.

     Марксистский подход к человеческой жизни связан с признанием ее самоценности и самоцельности. Но в отличие от эпикурейской  концепции он утверждает общественную значимость человеческого бытия. Он подчеркивает  тот факт, что человек живет в обществе, среди  людей:  окружающих,  близких или далеких. В их кругу индивиду дана возможность самоосуществиться, обрести признательность, благодарность, память о себе. Вечно живут в нашей жизни великие ученые, композиторы, писатели, поэты, борцы за свободу и счастье человечества. Память о них вечна. Но память оставляют не только  великие люди.Все хорошее, доброе, нравственное, что создал человек,  остается с ближними, не пропадает. Мы продолжаем жить  в  наших  детях, внуках, более далеких потомках. Человек как личность,  реализуя  в своих деяниях свой творческий потенциал, продолжает жить в жизни человечества.

     Назначение  философской антропологии состоит  в осмыслении и созидании сущности  человека. Философ в размышлении  есть соработник бытия. Следующей задачей философской антропологии является подтверждение оснований философских положений учений о человеке. Мы не можем согласиться с рассуждением представителей экзистенциализма, что человек изначально обладает существованием, но не сущностью, он – чистая доска. Мы выяснили что такое человек с точки зрения философии.

  1. Человек и уникален, и универсален. Человек – венец природы, которому нет равных.
  2. Человек – это соотношение внутреннего и внешнего, или интернационалистического и экстрналистического. Духовный мир человека – это его внутренняя доминанта, но она символизируется в различных формах его деятельности, в игре, труде, художественном творчестве. В итоге он оказывается существом социальным, общественным.
  3. В человеке есть единство, но он еще и состоит из частей. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический – все это объединено в каждой конкретной личности.
  4. Человек – существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее. Человек обеспокоен своим будущим, ибо его везде ожидают кризисы, но и он существо кризисное.
  5. Человеку не избежать бремени ответственности перед самим собой. Понимая это, он видит выход из ситуации в поиске лучших позиций идеалов, равно как и в их обновлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Список  литературы.

1. Антропологическая соразмерность : материалы 1-ой Всерос. науч. конф. : [Казань, 27-28 марта 2009 г.]. – Казань : КГТУ, 2009. – 297 c. – Библиогр. в конце ст.; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kstu.ru/servlet/contentblob?id=14253.

2. Антропологическая соразмерность  : 2-я Всерос. науч. конф. : тез. докл. / [науч. ред.: д. фил. наук., проф. Курашов В.И.]. – Казань : КГТУ, 2010. – 104 с. – Библиогр. в конце ст. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kstu.ru/servlet/contentblob?id=18303.

3. Барышков В. П. Аксиология личностного бытия / В. П. Барышников. - М. : Логос, 2005. - 187 с.

4. Бурлачук Л.Ф. К психологической теории ситуации / Л.Ф. Бурлачук, Н.Б. Михайлова // Психол. журн. - 2002. - Т. 23, № 1. - С. 5–17.

5. Бурыкина Н. Б. Культурно-антропологические основания исторического сознания личности : в контексте диалогического подхода : дис. ... канд. филос. наук / Бурыкина Н.Б. - Владивосток, 2006. - 195 с.

6. Кочетов М.Н. Историко-культурная составляющая современных концепций антропосоциогенеза : автореф. дис. ... канд. филос. наук / Кочетов М.Н. ; Рост. гос. ун-т. – Ростов н/Д, 2005. - 19 с. 

7. Разин А.В. Сознание и нравственность: антропогенетическое единство // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. – 1999. – № 3. – С. 91-103 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.philos.msu.ru/vestnik/philos/art/1999/razin_consc.htm. 

8. Рассадина С.А. Удовольствие как феномен культуры : от этики воздержания к антропологии идентичности // Вестн. С.-Петерб. у-та. Сер. 6, Философия. Культурология. Политология. Право. Междунар. отношения. – 2008. – Вып. 3. – С. 24-30. – Библиогр.: с. 30.

9. Рягузова Е.В. Психологическая ситуация как предмет теоретической рефлексии // Проблемы социальной психологии личности : сб. науч. ст. – 2005. – Вып. 1; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://psyjournals.ru/articles/d7048.shtml.

10. Старков А. Вопрос о происхождении человека закроют раз и навсегда // Утро.Ru: газ. – М., 18.08.05. – URL:http://www.utro.ru/articles/2005/08/18/468955.shtml.

 

 


Информация о работе Философская антропология