Философская концепция О. Шпенглера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 18:14, контрольная работа

Краткое описание

Освальд Шпенглер (1880-1936) – немецкий философ, историк, культуролог, один из основоположников современной философии культуры. Автор оригинальной концепции циклического развития культуры. Выделив в истории цивилизации ряд уникальных, взаимопроницаемых культур, считал, что любая из них существует 1000 лет, после чего вырождается, превращаясь в цивилизацию – «бездушный интеллект» или «массовое общество». В своей главной работе «Закат Европы» – Шпенглер указывает на неизбежность будущего разрушения западной (европейской) цивилизации .

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Образ, символ и стиль культуры…………………………………………..4
2. Душа культуры……………………………………………………………..6
3. Цивилизация как закат культуры………………………………………….7
Заключение…………………………………………………………………...10
Список использованной литературы……………………………………….12

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 27.60 Кб (Скачать файл)

Немецкий мыслитель путем ряда аналогий с культурами прошлого доказывает неизбежную гибель Западной культуры. «...Падение Западного мира представляет собой ни более, ни менее как проблему цивилизации». Европа давно уже перешла в цивилизационную стадию, и ее окончательная гибель только вопрос времени. Этим О. Шпенглер объясняет все кризисные явления, охватившие современное общество.

Глубокая эрудированность, смело проводимые параллели, широта рассматриваемых вопросов и почти поэтическая напряженность повествования делают обоснование высказанной в "Закате Европы" концепции чрезвычайно убедительным.

У Шпенглера - с его принципом культурно-исторического круговорота и идеей обособленности культурных образований - имелось множество предшественников. Специфической и новой чертой теории Шпенглера было приложение циклической модели не к народам, нациям, государствам и цивилизациям, а к культурно-историческим мирам, понимаемым весьма оригинально.

Не надо думать, как это часто случается, будто у Шпенглера речь идет о физической гибели культурно-исторического мира. Он продолжает существовать, но его обитатели уже не живут полнокровной духовной жизнью, а влачат чисто биологическое существование. Внутреннее богатство духа сменяется внешней, лихорадочной и даже инстинктивной активностью. И встает вопрос: но разве Шпенглер не приближался своими утверждениями к истине? Возьмется ли кто-нибудь утверждать, что в XX в. человек живет более богатой в духовном отношении жизнью, чем представитель века XIX? Кто может, аргументировано заявить, что в литературе, живописи, музыке, поэзии люди западного мира в XX в. создали более выдающиеся произведения по сравнению с прошлым столетием? Конечно, если что и является несомненным, так это прогресс в науке и технике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Бердяев Н.А. «Предсмертные мысли Фауста» // Лит. Газ. 2003.

2. Волков Ю.Г., Мостовая  И.В. Социология. – М.: Гардарика, 2007.

3. Культурология: Учебник / Под  ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2005.

4. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб. 2001.

5. Лукьянов В.Г., Сидоров  С.А., Урсу И.С. Социология: Учебное  пособие. – СПб.: Знание, 2004.

6. Сендеров В.А. «Заклясть  судьбу». – СПб. Журнал «новый  мир».

7. Тавризян Г.М. О. Шпенглер, Й. Хейзина: две концепции кризиса культуры. – М.: Искусство, 2000.

8. Шпенглер О. «Закат Европы». Том 1. – М.: Мысль, 1993.

1 Бердяев Н.А. «Предсмертные мысли Фауста» // Лит. Газ. 2003.

2 Сендеров В.А. «Заклясть судьбу». – СПб. Журнал «новый мир».

3 Лукьянов В.Г., Сидоров С.А., Урсу И.С. Социология: Учебное пособие. – СПб.: Знание, 2004.

4 Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. – М.: Гардарика, 2007.


Информация о работе Философская концепция О. Шпенглера