Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 22:16, лекция
Философская мысль возникает в Древней Индии в период формирования там цивилизованных форм общественной жизни. В рамках древнеиндийской философии подчеркивается значение духовной стороны человека. Здесь она приобретает космический смысл. Единственный путь познания своего «Я» – это обратиться внутрь себя, отрешившись при этом от всего внешнего, чуждого моему «Я». Окончательным решением видится физическая смерть, при которой сознание отделяется от чувственного мира и приобретает свободу, растворяясь в космосе.
Древний Восток считается колыбелью философской мысли. Именно здесь на протяжении длительного времени были сформированы первые философские идеи.
Философская мысль возникает в Древней Индии в период формирования там цивилизованных форм общественной жизни. В рамках древнеиндийской философии подчеркивается значение духовной стороны человека. Здесь она приобретает космический смысл. Единственный путь познания своего «Я» – это обратиться внутрь себя, отрешившись при этом от всего внешнего, чуждого моему «Я». Окончательным решением видится физическая смерть, при которой сознание отделяется от чувственного мира и приобретает свободу, растворяясь в космосе. Таким образом, в древнеиндийской философии подлинным объектом познания является сам человек со стороны бытия его духа.
Зарождение философии в Китае относят к 8-6 вв. до н. э. Ценнейшим источником древнекитайской философии является «Книга перемен», основная концепция которой – концепция изменчивости и неизменности в их непосредственной связи. Специфика китайской философии непосредственно связана с ее особой ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела место в многочисленных государствах Древнего Китая. Развитие социальных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами, между царствами – вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая.
Другая особенность развития китайской философии связанно с тем, что естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии, так как философы, как правило, не считали нужным обращаться к материалам естествознания. Философия и естествознание существовали в Китае, как бы отгородившись друг от друга не проходимой стеной, что нанесло им непоправимый ущерб.
Античная философия – совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца 7 в. до н. э. и в древнеримском рабовладельческом обществе, начиная со 2 в. до н. э. вплоть до начала 6 в. н. э.
Античная философия – высшая форма древней философии. Ей присущи во всех учениях основное противопоставление понятий: Космос (гармоничное) – Хаос (беспорядочное). В гармонии слиты прекрасное, справедливое и истинное. Всем учениям древнегреческой философии присущи – онтологизм (интерпретации мира в целом), рациональность, разнообразие школ и подходов.
Выделяют три основных этапа: ранняя (доскоратики: милетцы, элейцы и атомисты) VI-V в. до н. э., античная (классики: софисты, Сократ, Платон, Аристотель) V-IV в. до н. э., эллинистическая (стоики, эпикурейцы, скептики) IV-I в. до н. э.