Философская система Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 06:54, реферат

Краткое описание

Аристотель является самым универсальным мыслителем всех времен и народов. Вся современная философия, наука и культура, так или иначе, обязаны Аристотелю. Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля, воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образованное человечество училось, учится, и в веках будет учиться у него философской культуре.

Содержание

•Введение…………………………………………………………стр. 3
•Жизнь и взгляды Аристотеля…………………………………..стр. 4
•Материя и форма………………………………………………...стр. 5
•Метафизика и другие труды…………………………………….стр. 8
•Природа для Аристотеля………………………………………...стр. 10
•Астрономические представления Аристотеля…………………стр. 11
•Философия математики………………………………………….стр. 11
•Предмет физики………………………………………………….стр. 12
•Теория познания и логика……………………………………….стр. 14
•Этические взгляды………………………………………………..стр. 15
•Категории философии и идея души……………………………..стр. 17
•Об обществе и государстве………………………………………стр. 19
•Заключение………………………………………………………...стр. 23
•Список литературы………………………………………………..стр. 24

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 60.11 Кб (Скачать файл)

Аристотель отличает намерение, как имеющее дело с тем, что  в нашей власти, от желания, которое  может от нас не зависеть. Так  как достижение добродетели - деятельность, а не только созерцание, для Аристотеля очень важно понятие воли, которое  он определяет как стремление к цели. Аристотель на место судьбы и рока ставит свободу воли человека.

Проанализировав неудачу  Платона с устройством идеального государства и свой собственный  педагогический опыт, Аристотель пришел к выводу о необходимости воспитания нравственности с раннего возраста путем накопления нужных привычек. Наука дает знания, отличающее истину от заблуждения, нравственность дает ценности, различающие добро и зло. Знания приобретаются в процессе обучения, но чтобы стать нравственной силой  и деятельным началом, они должны сжиться с человеком, войти в  его плоть и кровь, способствовать созданию определенной расположенности  души, накоплению опыта соответствующего, переживанию и привычкам.

Аристотель поясняет свою точку зрения следующим образом: зерно - знания, почва - внутренняя склонность человека, его желания. И то и другое необходимо для получения урожая. Давая общую картину становления  добродетели, Аристотель подчеркивал, что нет неизменных правил, применение которых гарантирует похвальное поведение. Наличие в человеке определенных добродетелей заменяет правила. Внутренними  механизмами, свидетельствующими о  добродетельности поступков, служат стыд и совесть.

Основываясь на изучении действительности как таковой, Аристотель проводил эту  линию и в область этики. У  Платона добродетель зиждется на первоначальных свойствах души, которые  возникают из отношения души к  миру идей. Идеал добродетели мыслился Платоном в виде нормы, лежащей вне  реального человека. Аристотель, исходя из единства формы и материи, рассматривает  добродетель как приобретенную  душой в процессе воспитания.

Хотя Аристотель и соотносит  добродетель с чувствами человека, главенствующие добродетели для  него, в соответствии с основной античной традицией, - мудрость, рассудительность, здравый смысл. Эти добродетели  имеют безусловную цену, так как  не зависят от частных житейских  обстоятельств.

Среди разумных добродетелей встречаем у Аристотеля - науку, искусство, практичность, изобретательность. На различии мудрого и практичного основан  отказ Аристотеля от убеждения Платона, что философ должны управлять  государством.

Различая мудрость и разумность, Аристотель пишет, что «мудрость  направлена на вещи доказуемые и неизменные, разумность же не на них, а на вещи изменчивые» .[Аристотель. Большая этика. 1197а, С. 334.]. Разум выступает в роли управителя у мудрости, и его задача - научиться управлять чувствами и подчинять действие определенной цели. Заботясь о своих душевных качествах, личность создает себя.

Растительная часть души, отвечающая за рост и развитие тела, не может, по Аристотелю, иметь добродетелей. Животная, или страстная часть  имеет добродетели, которые Аристотель называет этическими. В отличие от чувств - например, гнева, страха, зависти, робости - они являются не врожденными, а приобретенными воспитанием и  привычками, свободно и сознательно  выбранными. Этические добродетели, по Аристотелю, представляют собой  среднее между двумя противоположными чувствами: мужество - середина между  трусостью и отвагой, щедрость - между  скупостью и мотовством, великодушие - между самопревознесением и самоуничижением, умеренность в наслаждении - между невоздержанностью и бесстрастностью. По природе своей люди склонны к крайностям. Одна из крайностей всегда более ошибочна, чем другая. Поэтому из двух зол надо выбирать меньшее (отвага лучше трусости и т. д.). Поскольку наслаждение и страдание управляют всеми нашими действиями, надо научиться управлять ими, больше всего отклоняя себя от наслаждения.

Все имеет свою меру: корабль, растение, государство. «Усиленное или  недостаточное занятие гимнастикой  губит телесную силу, точно так  же недостаточная или излишняя пища и питье губит здоровье».[ Этика Аристотеля. С.25.]. Наилучшей оказывается «золотая середина». «Легко промахнуться, трудно попасть в цель, поэтому-то избыток и недостаток - принадлежности порока, середина - принадлежность добродетели».[ Этика Аристотеля. С. 31.]. Несколько ранее то же говорил Конфуций.

Аристотель выделяет 11 этических  добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя - самая необходимая для совместной жизни.

Нравственный человек, по Аристотелю, тот, кто руководит разумом, сопряженным с добродетелью. Аристотель принимает платоновский идеал созерцания, но ведет к нему деятельность, поскольку человек рожден не только для умопостижения, но и для действия.

Для Платона человек - несовершенный  бог, для Аристотеля бог - это совершенный  человек. Поэтому мера всех вещей  и истины для Аристотеля - совершенный  нравственный человек.

 

Категории философии  и идея души.

Категории - это фундаментальные  понятия философии. К категориями Аристотель относит: 1. сущность, 2. качество, 3. количество, 4. отношение, 5. место, 6. время, 7. положение, 8. обладание, 9. действие, 10. страдание. По сути дела, он исследует и другие необходимые формы сущего, а именно «форму» и «материю», «движение», «необходимость» и «привходящее» (на современном языке случайность). При этом он чаще всего говорит о категориях как о «формах сказывания» о мире. И сам термин «категория» берется им их грамматики.

Таким, образом, Аристотель впервые выделяет категории как  формы нашего языка, которые имеют  предметный смысл и объективное  значение. И действительно, если мы говорим, что Солнце больше Земли, то мы уверены, что слово «больше» имеет  в нашем языке тот же смысл, что и в действительности. Другое дело, что категории являются не только необходимыми формами языка. Прежде всего, они являются формами  нашего мышления, воплощающими себя как  в языке, так и в поступках, во всех разумных действиях человека. По существу, категории есть необходимые  условия истинности знания о мире. Ведь, будучи формами мышления, они  одновременно выступают объективными формами окружающего нас мира.

Помимо метафизики и учения о силлогизмах, средневековые мыслители  с особым вниманием отнеслись  к учению Аристотеля о душе, изложенному  в одноименном трактате. Аристотель начинает с того, что душа есть не только у человека. Растительная душа, по Аристотелю, обладает способностью роста, питания и размножения. Животная душа отличается тем, что обладает чувством. Душа человека является разумной душой.

Аристотель последовательно  отстаивает то, что душа не может  быть чем-то вроде особого тела, так  как она есть, как он выражается, смысл и форма. Аристотель не зря  очень тяготел к биологии, к  исследованию живых организмов. Дело в том, что организм как нечто  живое существует не благодаря своей  внешней форме, а благодаря своей  внутренней организации. Эту организацию, или форму, Аристотель отождествляет  с душой.: «Душа есть первая энтелехия  Энтелехия - в философии Аристотеля и в схоластике - целеустремленность, целенаправленность как движущая сила, активное начало, превращающее возможность в действительность. естественного тела, обладающего в возможности жизнью».[ Аристотель. Собр. соч. В 4 т. М., 1975 Т.1. С.330.].

Итак, своеобразие формы  живого тела Аристотель выражает посредством  понятия энтелехии. И без него нельзя разобраться в учении Аристотеля о душе. Вместе с тем, возражая пифагорейцам и своему учителю Платону, Аристотель настаивает на том, что душа неотделима от тела, а потому невозможен метемпсихоз  Метемпсихоз - религиозно-мистическое учение о переселении души умершего во вновь родившийся организм.. В особенности это касается растительных и животных душ. Что касается души человека, то по вопросу ее бессмертия Аристотель позволял себе различные суждения, что породило острые споры среди его последователей в Средние века и эпоху Возрождения. Но, даже признавая бессмертие разумной души, Аристотель не считал возможным, чтобы она вселялась в тело животного как неподходящий для нее орган.

Различая растительную, животную и разумную душу, Аристотель не противопоставляет  их. Наоборот, здесь речь идет скорее о трех ступенях в развитии одной  и той же души. Животное, по Аристотелю, отличается от растения способностью ощущать, а у людей к этому  прибавляется еще и разум. Следовательно, обладая способностями к росту  и ощущению, человек в определенном смысле является растением и животным.

Надо сказать, что Аристотель подробнейшим образом анализирует  способности ощущать, представлять и мыслить. Суждения его на этот счет отчасти наивны, отчасти остроумны. Но в некоторых случаях он предвосхищает  более поздние представления. Например, сравнивая чувства животного  и человека, он верно замечает, что в осязании человек превосходит все другие существа. Аристотель напрямую связывает это превосходство с разумом. Душа человека, таким образом, помещается Аристотелем на кончиках пальцев.

Столь же проницателен Аристотель, когда замечает, что мышление есть сочетание того, что ощущается. Отсюда понятна и связь мышления с  воображением. Ведь суждение как сочетание  невозможно без разделения. А отделить, к примеру, красный цвет от розы можно  только в воображении. Непосредственно  в восприятии мы никогда и нигде  не встретим розу, лишенную цвета. Но воображение  предполагает элемент произвола, оно  разъединяет то, что всегда соединено, и соединяет то, что в действительности разъединено. Поэтому воображение, по Аристотелю, есть и источник истины, и источник заблуждения. При этом чувства не заблуждаются, а заблуждается человек, который доверяет или не доверяет чувствам, когда судит. А потому центральное место в учении Аристотеля занимает вопрос о критериях истинности наших знаний. К таким критериям он в первую очередь относит употребление правильных логических форм.

 

Об обществе и  государстве.

Осуществив грандиозное  обобщение социального и политического  опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-философское  учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоял бы в рассмотрении первичного образования предметов» .[Аристотель. Сочинения. М., 1984. Т. 4. С.375.]. Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению. По Аристотелю человек - политическое существо, то есть социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства). Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи - муж и жена, родители и дети…Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками элементов государства. Он понимал зависимость целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоев общества. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя».[Аристотель. Указ. Соч. С.3.]. Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими .[См.: Там же. С. 23.]. Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. В этом, по Аристотелю, проявляется не стремление к «благой жизни», а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку жажда жизни неуемна, то неуемно и стремление к средствам утоления этой жажды. Ставя все на службу чрезмерной личной наживы, «люди первой категории» попирают ногами общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни. Почти все они высокомерны и надменны, склонны к роскоши и хвастовству. Государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни. Совершенством же человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина, в свою очередь, - совершенность государства. При этом природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Эта глубокая идея характеризуется так: совершенство гражданина обусловливается качеством общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство. Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывает рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же - к властвованию. Это общий закон природы - ему подчинены и одушевленные существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб.

Если экономический индивидуализм  берет верх и ставит под угрозу интересы целого, государство должно вмешаться в эту область. Аристотель, анализируя проблемы экономики, показал  роль денег в процессе обмена и  вообще в коммерческой деятельности, что является гениальным вкладом  в политическую экономию. Он выделял  такие формы государственного правления, как монархия, аристократия и полития. Отклонение от монархии дает тиранию, отклонение от аристократии - олигархию, от политии - демократию. В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают сое притязание на власть в государстве на том, что имущественное благосостояние - удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов: общей же пользы ни одна из этих форм не имеет. Аристотель подчеркивал, что отношения между бедными и богатыми - отношение не просто различия, а противоположности. Наилучшее государство - это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (под средним элементом Аристотель имеет в виду «средний» между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большое значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нем много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы. И в демократиях, и в олигархиях, и в монархиях, и при всякого рода другом государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Итак, Аристотель прожил славную  и многотрудную жизнь. Задачей его  философии было ничто иное, как самосознание эллинской культуры. Он был величайшим учеником Платона и знаменитым учителем Александра Македонского.

Однажды некоего иезуитского  профессора XVIII века пригласили посмотреть в телескоп и убедиться, что на Солнце есть пятна, он ответил астроному  Кирхеру: «Бесполезно, сын мой. Я два раза читал Аристотеля от начала до конца, и я не обнаружил у него никакого намека на пятна на Солнце. А, следовательно, таких пятен нет».

Существовала легенда, что  Аристотель, будучи не в состоянии  решить проблему сильных приливов и  отливов в проливе Еврип, отделяющем остров Евбею от Беотии, бросился в него.

Информация о работе Философская система Аристотеля