Философская система Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 02:09, контрольная работа

Краткое описание

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.
Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

Содержание

1. Философская система Платона 3
2. Говорят, что человек – самое несчастное из животных, поскольку заранее знает о своей будущей смерти. Как трактуется в философии проблема жизни и смерти? 7
3. Философия о происхождении и сущности человека. Фундаментальные характеристики человека 12
Список литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 54.33 Кб (Скачать файл)

Для русской религиозной  философии характерна деятельностно-гуманистическая направленность. Так, В. Соловьев считает, что человек, являясь единением божественного и чисто человеческого начал, должен быть одновременно индивидуальным и универсальным их повторением. Русский философ, ученый и богослов П.А. Флоренский, рассуждая о сущности человека, писал, что самое страшное в человеке – это бездуховность, которая предполагает хаос, ложь, беспорядок, грех, смерть. Он считал, что достижения науки не могут формировать душу человека, а накопленные знания еще не создадут богатый духовный мир личности, если хаосу, который существует в душе человека не противостоят такие ценности как вера, культ, культура. И именно религиозные ритуалы, по мнению Флоренского, помогают человеку в формировании его души, культуры, духовного мира.

Важное место человеку отводится в философии Н.А. Бердяева. Главный смысл и цель жизни человека Бердяев видит в творчестве, что с одной стороны, уподобляет его Богу как творцу. С другой стороны, творчество, по Бердяеву, - это способ обретения социальной свободы личности в мире отчуждения.

Русские философы – «космисты» важное внимание в своих исследованиях  уделяли смыслу жизни человека, судьбе будущего человечества. Среди них Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский. Понимая жизнь человека как часть единого космического процесса, они считали, что он своим поведением, нравственными установками определяет не только свой путь, но и жизнь космического целого. Т.е., согласно их представлениям, человек ответственен не только перед собой, но и перед тем будущим, которое он тоже строит.

Данный историко-философский экскурс в проблему человека показывает, что человек и уникален, и универсален. Он обладает способностью к мышлению, возвышенной духовной деятельности, но и способен проявлять низменные инстинкты, грубые поступки. С одной стороны, человек существо телесное, биологическое, с другой – духовное. Человек – существо индивидуальное по-особому реагирующее на мир, окружающую действительность, но в то же время, он – существо социальное, возникающее, развивающееся, становящееся человеком только в обществе. Человек многообразен и вопрос постижения его сути остается актуальным.

 

Философы все время  сталкивались с невозможностью дать четкое определение человека. «Человек разумный» (homo sapiens), «человек делающий» (homo faber), «человек играющий» (homo ludens); Маркс определял человека как животное, производящее орудие труда, Гегель – как двуногое млекопитающее с мягкой мочкой уха (в шутку, конечно), Ницше – как животное, умеющее обещать.

Окончательно  и однозначно определить человека нельзя: слишком он многогранный, разносторонний в своих мыслях, делах, свершениях и ни под одно определение полностью  не подходит, ни одним определением целиком не охватывается.

Определить его можно  только отрицательно, через такие  качества, которые несут в себе отрицание: несводимость, непредопределенность, незаменимость, неповторимость, невыразимость. Эти «не» свидетельствуют не об ограниченности или ущербности человеческое природы, а об ее исключительном характере, исключительном месте человека среди других предметов или явлений окружающего мира.

 

 

 Несводимость

Человек несводим к своему биологическому виду: вырастет среди волков – станет по психике волком, среди обезьян  – обезьяной. В отличие от животного, несводим он ни к климату, ни к пище – может жить почти везде, в  любых географических условиях, приспосабливаться  к любой пище.

Можно говорить об абсолютной несводимости человека. Он никогда  не совпадает ни с одной своей  телесной или психологической особенностью, ни с профессией, ни с работой, ни с делом. Ни в одной вещи, которую  он создает, он не выражает себя полностью, он всегда выше, значительнее любого своего дела и свершения.

Человек – это существо, которое постоянно переступает  самое себя: чего бы он ни достиг, ему  всегда мало, чего бы он ни получил, ему  всегда не хватает, он никогда до конца  не осуществляется. Человек всегда пытается стать кем-то – ученым, художником, пожарником, вполне естественно  пытается свести себя к конкретному  виду деятельности или образу жизни. И только став кем-то по-настоящему. Постигнув все тонкости своей  профессии, он начинает понимать, что  дело не в том, чтобы стать кем-то, а в том, чтобы в любой профессии  оставаться самим собой – человеком.

А быть просто человеком  очень трудно. Все стремятся к исключительности, к тому, чтобы быть  лучше остальных, больше знать, больше уметь, все чувствуют себя такими сложными и многогранными, что быть просто человеком, вероятно, может только гений. Самые обыкновенные люди, заметил поэт Б. Пастернак, - это люди гениальные. Необыкновенны только люди посредственные  – они все время стараются казаться непохожими на других, все время оригинальничают, но это как раз и  выдает их посредственность.

Человек очень часто отождествляет  себя с тем, что имеет. Да и другие судят о нем на том же основании. Постепенно человек сам к себе начинает относиться, как к вещи. Ему нет дела до внутреннего богатства, его интересуют только богатства внешние. Однако чем больше внешнего, тем меньше внутреннего. Еще Эпикур заметил, что богатому живется плохо: все мысли заняты тем, как приумножить и как защитить его от воров.

Иметь или быть – этой дилемме посвящены многие исследования древних и современных философов.

С точки зрения философии  надо стремиться к простоте внешней  жизни, отдавая всю свою энергию  на внутреннее развитие своей личности, на приобретение внутреннего богатства  – только в этом случае человек  обретает истинное удовольствие и вкус к жизни, чувствует, что живет, а  не является рабом вещей и обстоятельств.

Человек носит в себе образ  себя самого – симпатичного, приятного, умного, интересного – и старается  сохранить этот образ от разрушения. Это полезно для устойчивости психики, но одновременно делает невозможным  честный, искренний взгляд на самого себя. Человек отождествляет себя со своим идеальным образом, но чаще всего ему не соответствует. Часто  человек отождествляет себя со своей  гражданской ролью, со своей социальной позицией. 

 

Неопредопределенность  

Человек никогда не бывает абсолютно свободным, он постоянно  зависит от тысячи факторов, обусловливающих  его поведение. Он зависит от наследственности, от климата, от культуры, от государственного строя, от зарплаты, от семьи и т.д. Пересечение этих зависимостей создает такой водоворот случайностей, предугадать которые просто невозможно. Человек может рассчитать движение планет на сотни лет вперед, но не знает, что с ним будет завтра. В результате этого незнания он часто бессилен предотвратить многие события своей жизни.

Некоторые древние мыслители считали, что  есть судьба, другие считали, что судьба – это мы сам, наш характер, наша личность. Ничто, никакие события строго и однозначно не определяют нашу жизнь, если мы действительно живем. Мы зависим от многих вещей внешне, но мы не должны ни от чего зависеть внутренне.

Множество причин влияет на человека, но если он живет, потому что решил так жить, то он – главная причина своего образа жизни, а не  внешние обстоятельства.

В философии существует понятие  «собранного человека», - собранного не в психологическом, а в философском  смысле. Собранный человек – это  тот, кто не имеет «хвостов», тот, кто все «хвосты» подобрал под себя и на них нельзя наступить, нельзя сделать ему больно.

Обычно ведь у человека очень много выставленных наружу «хвостов»: богатство – это «хвост», только и думаешь, как бы его не потерять; высокий пост – это «хвост», чем выше залезешь, тем больнее падать, масса людей тебе завидует, многие ненавидят и ждут, когда ты споткнешься; глупость – это «хвост», всегда можно попасть впросак, что-то сделав не так и при этом не подумав о последствиях. Как правило, таких «хвостов» очень много. Но у мудрого человека их вообще нет. Чтобы ни случилось в мире,  это его никак серьезно не коснется, он может этих потрясений даже не заметить.

В древнеиндийской книге  «Бхагавадгита» говорится: «Кто не собран, не может правильно мыслить, у  него нет творческой силы. У кого нет творческой силы – нет мира, а если нет мира, откуда быть счастью?».

 «Свободным именуешь  ты себя? – спрашивал Ницше  в своем знаменитом произведении  «Так говорил Заратустра». –  Лучше властную мысль свою  покажи мне, а что мне в   том, что ты бежал из-под  какого-то ярма? Из тех ли ты, которым дозволено сбросить с  себя ярмо? Много есть таких,  которые, отбросив свое подчинение, отбросили с ним и последнюю  свою ценность. Свободен от чего? Какое дело до этого Заратустре! Но пусть мне ответит свет  очей твоих: свободен для чего?».    

 

Незаменимость и  неповторимость 

Незаменимость человека, прежде всего, выражается в том, что он должен найти свое дело, ради которого пришел в мир. У каждого человека есть такое дело, которое, кроме него, никто не сделает. А если сделает, то во Вселенной так и будет  пустое место, не заполненное ничьим трудом, ничьим усилием. Это дело может быть любым – от открытия новых физических законов до вбивания гвоздя.

Проблема в том, чтобы  найти такое дело, найти такое  место, встав на которое можно  занять свою уникальную, неповторимую позицию.

Все мысли, все идеи, и  все дела были когда-то кем-то впервые  высказаны, впервые сделаны. И эти, впервые сделавшие или выдумавшие люди принимали участие в творении мира, благодаря им мир продолжается. Но если человек не будет продолжать его существование своим незаменимым делом, своей собственной позицией – мир может кончиться.

Если все будут повторять  чужие дела и чужие мысли, не тратя  собственного сердца, пытаясь участвовать  в творении мира,  то он рухнет.

Незаменимость, следовательно, - это фундаментальное качество человеческого  существования, на котором и благодаря  которому держится весь мир, создаваемый  человеком.

Точно так же состоит дело и с неповторимостью. Это особенно хорошо видно на примере великих  людей. Если бы Наполеон погиб в самом  начале своей карьеры, в 1796 году на Аркольском мосту, то история Франции наверняка  была бы иной. Наполеон своим неповторимым военным и политическим гением существенно  изменил облик Франции, и даже характер французского народа. И никто  в те десятилетия не смог бы сделать  ничего подобного.

Любая жизнь достойна, пусть внешне незаметная и неинтересная. Если человек проживает ее как свою жизнь, никого не копирует, ничему не подражает, а просто живет самобытно.

Когда человек жалуется, что он за весь день ничего не совершил, то ему можно  ответить: «Как? А разве ты не жил! Просто жить – не только самое главное, но и самое замечательное из твоих  дел»; а на сетование: «Если бы мне  дали возможность участвовать в  больших делах, я бы показал, на что  способен», - Монтень возражал: «А сумел  ли ты обдумать свою повседневную жизнь  и пользоваться ею как следует? Если да, то уже совершил великое благо». Природа одна и та же на любом  уровне бытия, и человек нуждается  в какой-то особой счастливой доле, чтобы показать себя и проявить в  деяниях: не надо сочинять умные книги, достаточно разумно вести себя в  повседневности, не надо выигрывать битвы, достаточно наводить порядок и устанавливать  мир  в обычных наших обстоятельствах. Лучшее творчество по Монтеню, - жить согласно разуму. Все прочее – царствовать, накоплять богатства, строить, - все  это дополнения и довески. Лишь мелкие люди, которых подавляет любая  деятельность, не умеют из нее выпутаться, не могут ни отойти на время от дел, ни вернуться к ним. 

 

Невыразимость

Объяснить нечто можно лишь через другое – свет через длину волны, звук – через частоту колебаний. Но как объяснить, что такое человек? Поскольку он несводим ни к чему – ни к вещам, ни к теориям, ни к идеям, ни к нервным или физическим процессам, то объяснить, его через другое невозможно. Человека нельзя изучать объективно, как некий внешний предмет.

Существуют  всевозможные тесты, выделяющие характер и склонности человека. Но только при  условии, что он будет отвечать на вопросы честно и искренне.

Человека  можно познать и описать только косвенно, прежде всего по продуктам  его творчества: если писатель пытается рассказать о себе, то получается художественное произведение, так же как музыка любого композитора – тоже  попытка  такого рассказа. Человек хочет выразить себя самого, свою сущность, но поскольку  она не сводима ни к словам, ни к нотам, ни к картинам, то полного  выражения никогда не получается. Человек пытается познать себя, движется в глубь себя, и это движение по вертикали всегда откладывается  на плоскости в виде книги, картины  или теории.

Нам очень много известно о человеке  благодаря науке, философии, искусству. Но он все равно продолжает оставаться для нас непостижимой тайной. Не загадкой, которую мы, в конце  концов, разгадаем, а «явственной  тайной» по выражению Гете. Мы знаем, как на биохимическом уровне зарождается  жизнь, как устроена клетка, как связаны  белок и нуклеиновые кислоты; но зарождение жизни, появление нового человека – всегда непостижимое чудо. Оно не сводится ни к белкам, ни к  нуклеиновым кислотам.

Информация о работе Философская система Платона