Философская традиция Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 13:43, реферат

Краткое описание

На исходе двадцатого столетия, к сожалению, лишь отдельные эрудированные специалисты ясно представляли, какое масштабное влияние оказала мысль Востока, в первую очередь Древней Индии, на западную философскую традицию. Пифагор, Платон, Парацельс учились у восточных мудрецов. Лейбниц, Кант, Гегель, Фрейд порой лишь переоткрывали для Запада многие истины, хо­рошо известные индийским риши. Шопенгауэр и Толстой явно использовали идеи индийской философии. Сочинения Блаватской, Ла Дыо, Рерихов целиком основаны и насквозь пропитаны эзотерической мудростью Востока.Философская традиция Индии очень своеобразна и по многим своим особенностям значительно отличается от философии европейской. Отметим ее общие, наиболее существенные характерные черты.

Вложенные файлы: 1 файл

ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИДолгое время индийская философия оставалась практически не известной западному миру.doc

— 30.50 Кб (Скачать файл)

ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИДолгое время  индийская философия оставалась практически не известной западному  миру. Даже в XX в. далеко не все системы  восточной философии были достаточно изучены. При этом стиль или форма  выражения индийской, да и китайской  мысли нередко подвергались необоснованной критике и унижению — говорили, что это не философия, а смесь мифологии, религии 'и мистицизма. До сих пор встречаются учебники, в которых восточная мысль освещается очень бегло и поверхностно, а порой и не освещается совсем. Все это закономерное следствие необъек- тивпых представлений многих западных, в том числе и российских, философов относительно истории, специфики и проблематики восточных учений.

На исходе двадцатого столетия, к сожалению, лишь отдельные эрудированные специалисты ясно представляли, какое масштабное влияние оказала мысль Востока, в первую очередь Древней Индии, на западную философскую традицию. Пифагор, Платон, Парацельс учились у восточных мудрецов. Лейбниц, Кант, Гегель, Фрейд порой лишь переоткрывали для Запада многие истины, хо­рошо известные индийским риши. Шопенгауэр и Толстой явно использовали идеи индийской философии. Сочинения Блават- ской, Ла Дыо, Рерихов целиком основаны и насквозь пропитаны эзотерической мудростью Востока.Философская традиция Индии очень своеобразна и по многим своим особенностям значительно отличается от философии европейской. Отметим ее общие, наиболее существенные характерные черты:

— Параллельное сосуществование множества различных  школ и течений. Теисты, атеисты, идеалисты, материалисты, рационалисты, интуитивисты, скептики, гедонисты имели возможность выражать и развивать свои взгляды.

— Преобладание духовной проблематики (спиритуализма) и тесная связь с религиозными учениями. Основой философских систем нередко являлось не просто интеллектуальное умозрение, по особый мистический опыт, который выражался рациональными средствами.

— Философия, как правило, имеет чисто практический характер. Она призвана наилучшим  образом организовывать повседневную жизнь человека.

— Высшая практическая и вместе с тем духовная цель жизпи  человека — достижение освобождения (мокша или мукти) от страданий  и материальных оков земного мира.

— Пессимизм  в индийской философии является не конечным, а исходным положением. Он основан па душевной неудовлетворенности и беспокойстве за существующий порядок вещей, при котором мир наполнен страданиями. Стремление осознать причину зла и преодолеть его стимулирует развитие философии, которая привносит оптимистическую идею о возможности освобождения.

— Практически все школы, кроме чарваки, так или иначе разделяют убеждение в существовании «вечного нравственного миропорядка» - высшей упорядоченности и справедливости, которые властвуют над всеми мирами и их обитателями - богами, людьми и животными.

- Незнание (авидья) расценивается как причина зависимости и страданий живых существ. Освобождение невозможно без приобретения духовного знания о подлинной реальности.

- Нехарактерно  противопоставление Бога и человека.

- В большинстве  случаев бытие рассматривается с точки зрения идеалистического монизма. Крайний материализм, вроде учения чарваков, в индийской философии большая редкость.

- Несмотря  на значительное развитие различных  научных дисциплин (математика, механика, астрономия, химия, медицина и  др.), связанных с изучением объективной действительности, многие философские учения тяготели к субъективному опыту, а потому не были лишены известной доли умозрительности.

- Вся индийская  культура, и философия в том  числе, отличается приверженностью  традиции. В крайних проявлениях это приводило к исторической инертности и торможению развития передовых культурных тенденций.


Информация о работе Философская традиция Древней Индии