Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 10:49, контрольная работа
Изучение философских начал буддизма чрезвычайно важно в настоящее время потому, что религия играет серьезное значение в современном мире. Религиозные противоречия зачастую приводят к кровавым конфликтам и войнам. В последнее время серьезную роль начинает играть религиозная нетерпимость не лучших последователей ислама, поразивших мир угрозой всеобщего терроризма. Сегодня – ислам, а завтра – буддизм? Вот почему важно знать, не заложена ли в философии буддизма «мина замедленного действия», которая может привезти к серьезным катаклизмам в современной цивилизации, и есть ли в ней вообще что-либо такое, что может вызвать обеспокоенность за воздействие ее на умы миллионов ее последователей?
Введение………………………………………………………………………….
3
2. Основная часть ………………………………………………………………..
5
2.1. Возникновения Буддизма …………………………………………………..
5
2.2. Учения Будды………………………………………………………………..
7
2.3. Основные направления и школы Буддизма……………………………….
10
Заключение……………………………………………………………………….
13
Список используемой литературы ……………………………………………
Для теоретической защиты своих основоположений буддизм выработал особую теорию познания в связи с логикой. Главные черты этой теории дают ей право называться критической. Она объявляет всякое метафизическое познание невозможным, ограничивает область познаваемого исключительной сферой возможного опыта, задачу философии полагает в исследовании достоверности нашего познания. С точки зрения гносеологии представители всех философских школ буддизма единогласны в том, что эмпирическое бытие, как внешний мир, так и «я», являются иллюзией, истинное бытие непознаваемо.
На первый взгляд может показаться, что между положениями вероучения буддизма и его теоретическими рассуждениями (невозможность познания внешнего мира) лежит непроходимая пропасть. Однако это не так. «Теоретический буддизм» не только не отбрасывает основополагающие положения религиозной идеологии, но целиком на ней построен и направлен на «доказательства» ее истинности.
Следует отметить, что теоретики буддизма сумели, сосредоточив внимание на анализе сознания индивидуума, перекинуть мост от индивидуального сознания в мир абсолюта и таким образом избежать тупика солипсизма. Им удалось сделать это с помощью дхарм, имеющих в теоретическом буддизме столь важное значение, что, по словам О. О. Розенберга, сама система буддизма в известном смысле может быть названа теорией дхарм. Термин «дхарма» встречается в буддийской литературе в самых различных значениях. Он может означать и закон, и правило, и обязанность, и добродетель, и религию вообще, и учение о спасении, и вещь, и явление, и элемент, и качество, и истину, и состояние и т. д.
Часто можно прочесть, что дхармы – мельчайшие, далее неделимые «материальные и духовные частицы», из которых состоят все явления и вещи в мире. Нередко их называют атомами, квантами и т. д. Однако в теологических трактатах те дхармы, о которых мы можем иметь суждение, являются мельчайшими частицами сознания, и только сознания.
Будда явился истинным пахарем земли, утверждая основу сознательного и реального труда. И формула, что все достигается лишь личными усилиями, человеческими земными ногами и руками, красной нитью проходит через все учение. И в этом заключается неповторяемая особенность ценности труда Будды.
2.3 Основные направления и школы буддизма.
То, о чем говорилось выше, относится главным образом к той форме буддизма, которая вошла в историю под названием хинаяны, т. е. «малой», «узкой колесницы», или «узкого пути спасения», основным требованием которого был отказ от всех связей с мирской жизнью.
Превращению буддизма в мировую религию способствовали те новые черты, которые придали ему новую форму, форму «большой», или «широкой», колесницы спасения – «махаяны». Тот, кто хочет знать, чем является махаяна, и какое значение она имеет, должен прочитать «Сутру Лотоса Чудесного Закона», которая показывает и величие и слабости идеи махаяны, которые выражаются в преувеличениях.
Между различными направлениями и школами внутри самого буддизма велась острая борьба. Большинство школ и направлений зародилось еще в Индии, а при распространении буддизма за ее пределами количество его разновидностей и оттенков увеличивалось. Различные авторы значительно расходятся в классификации даже основных из направлений. В сборнике «2500 лет буддизма» названы тридцать разных направлений.
С. Радхакришнан в «Индийской философии» говорит о четырех главных школах буддизма, относя две из них – вайбхашиков и саутрантиков – к хинаяне и две – йогачара и мадхьямика – к махаяне.
Школа мадхьямика утверждала, что нет ни материальной, ни духовной реальности. Все существующее лишь видимость, действительное содержание которой образует «шунья» (пустота). Школа йогачары признавала существующим только духовное бытие.
Школа вайбхашиков утверждала, что вещи материального мира познаются непосредственно, а школа саутрантиков – будто предметы постигаются только посредством умозаключения.
Также существуют и такие школы, как тендай и нихирен, и направления, например, движения сторонников Рисшикосай-каи (общество установления истинной веры и для ближних) и сенсационное движение Сока Гаккай (общество создающих ценности), которые были распространены в Японии.
Одним из направлений, которое появилось во время широкого паломничества китайских монахов в Индию, перевода основных произведений буддийского канона, создания новых направлений в самом буддизме, был буддизм чань (сосредоточение). Эта школа получила впоследствии значительное развитие в Японии (дзен-буддизм). Другими известными направлениями китайского буддизма стали школы винаи, сукхавати, тьян-тай. В Тибете, куда в 7 в. проникли поздние формы индийского буддизма, к 14 в. сформировался ламаизм.
Необходимо назвать еще одну форму буддизма, наименее освещенную в российской литературе. Это так называемый буддийский тантризм. Особое значение он сыграл в формировании ламаизма.
Слово «тантра» означает «сплетение». Путь к спасению, предлагаемый тантризмом, пронизан терминами, представлениями и рекомендациями, связанными с областью эротики. Большинство индийских ученых определяют тантризм как «мистическое учение» о достижении высшего блаженства, о слиянии с божеством путем тщательно разработанных духовных упражнений.
Однако Д.Чаттопадхьяя убедительно критикует такое определение и в своем материале доказывает, что первоначально термин «тантра» означал «размножение». По его мнению, запутанные тантристские обряды и заклинания восходят к очень древней магической практике, направленной на повышение плодовитости растительности. Эти представления оказались весьма устойчивыми. Впоследствии махаяна осваивает эти обряды и представления и таким образом тантризм проникает в мировоззрение и культ позднего буддизма.
Итак, три колесницы буддийского учения – хинаяна, махаяна и ваджраяна (алмазная колесница) – ведут разными путями и в течение различных периодов времени к одной цели: к просветлению, к нирване. Эти три колесницы предназначены для людей различного происхождения, различного мышления, то есть различного духа. Они раскрывают ту космическую истину, которая не имеет ни начала, ни конца, звучит в каждом слове Будды.
Таковы основные школы и направления буддизма.
Заключение.
Сделаю некоторые выводы.
Под идеологией буддизма следует понимать систему религиозных, этических и социальных взглядов, которые указывают пути достижения «спасения» в неземном. Успех буддизма был обусловлен как раз тем, что он был «религией спасения», вселял в души верующих надежду на то, что страдание может быть побеждено и уничтожено, уверенность в существовании сверхъестественных сил, в своеобразно понимаемую душу – а именно это и составляет характерную особенность всякого религиозного мировоззрения.
Рассуждения логического характера, которые называют «философией буддизма», являются частью идеологии буддизма. И эта часть играет весьма существенную роль в некоторых школах и направлениях. Философия буддизма наполнена мистикой и сочетает в себе некоторые положения объективного и субъективного идеализма.
Буддизм обосновывает неизбежность гибели всего сущего и тем самым отрицает его ценность для человека. Утверждая возможность совершенствования в области человеческого сознания, буддизм рассматривает этот процесс как преодоление всех человеческих желаний, чувств, страстей. Он широко использует эмоциональные средства воздействия на сознание, умело применяет особенно живучие народные предания и традиции, прибегает к жизненным примерам и сравнениям, создавая впечатляющий культ.
Рассмотрение сущности, начал и направлений буддизма приводит нас к выводу о том, что буддизм является не только одной из трех основных мировых религий, но и то, что в нем заложены своеобразные черты и свойства, не присущие другим религиям и направлениям философской мысли. Однако в философии буддизма, равно как и в философских началах других философских течений и мировых религий, несмотря на всю свою специфику, буддизм отвечает на те же философские вопросы, которые характерны и для других философских направлений: что такое добро и зло, как прийти к «спасению» от окружающей действительности.
Буддизм открывает возможность углубления для каждого отдельного человека, но он не окрыляет умов, не переделывает людей, привыкших молча повиноваться, глухо обдумывать свои мысли и терпеливо повторять старое. Без сомнения, лучшим влиянием его в истории было отсутствие исключительного фанатизма, благодаря которому, быть может, уже в начале нашего летосчисления статуи Будды появились в брахманских храмах.
Список используемой литературы.