Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:09, статья

Краткое описание

Основателем психоанализа является австрийский ученый — психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал юнцепцию бессознательных психических процессов и метизаций, перенеся их на социальные явления.
Фрейд представляет психику человека состоящей из противостоящих друг другу сфер — сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией — предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные процессы бессознательны. Бессознательное — особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его.

Вложенные файлы: 1 файл

фил. 01.11.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма

 
 

Основателем психоанализа является австрийский  ученый — психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения  и диагностики людской психики, он разработал юнцепцию бессознательных  психических процессов и метизаций, перенеся их на социальные явления.

Фрейд представляет психику человека состоящей  из противостоящих друг другу сфер — сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической  инстанцией — предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные троцессы бессознательны. Бессознательное — особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его.

Фрейд создал модель личности, которая соотносилась с соответствующими системами психики, топографической и динамической. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание человека), «Сверх-Я» (влияющая на личность внешняя реальность). После сформирования «Сверх-Я» в результате интерпретации социальных норм, запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое.

Согласно  Фрейду, главными факторами, которые  руководят психикой человека, являются удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое.

Фрейд старается выяснить происхождение  онергии бессознательного. Отвечая  на этот вопрос, он в 1920 г. выдвигает  первую психоаналитическую систему, согласно которой в основе бессознательного лежит сексуальный инстинкт — «либидо». Эта теория была подвергнута критике, после чего Фрейд разработал вторую психологическую схему, в которой энергией бессознательного управляют «Эрос» — инстинкт жизни, и «Тиатос» — инстинкт смерти.

Поведение человека определяется инстинктом родового самосохранения. Все остальные стремления — следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие обласги. Фрейд, следуя традициям социологии и антропологии, осуществил биологизацию человека, сведя социальные и психические явления к элементарным физиологическим и биологическим процессам.

Одна  из важнейших проблем психоанализа — «эдипов комплекс», бессознательное  влечение к родителю. Переживание  этого комплекса определяет направление  формирования личности человека и его  поведение в дальнейшей жизни.

Расширяя  сферу использования психоанализа, Фрейд применил его к проблемам  межличностных отношений, к психологии масс, к инстинктам культуры, которые  интерпретировал в духе психологизма. Главная проблема, которую пытался  решить Фрейд — проблема конфликта человека и общества.

По  Фрейду, каждый человек стремится  к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет  эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества.

Принципы  и методы психоанализа Фрейд использует для анализа религии и религиозности. Он обращает внимание на такие функции религии, как иллюзорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры. Фрейд отрицая ценность религии предложил переход от религиозной веры к атеизму.

На  основе учения Фрейда возникло философское  течение неофрейдизма, которое разработали  его продолжатели А.Адлер, В.Рэйх, Г.Юнг, Э.Фромм.

Э.Фромм  подверг критике ортодоксальный фрейдизм и построил свое учение на понятиях социального характера, в котором выражается совокупность фундаментальных потребностей человека; потребности, схожие с потребностями животных, и потребности человека. Он поставил проблему человеческого существования и выявил основные его противоречия: патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное и историческое бытие и т.д. Цель его философии — помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения — культивирование всеобщей любви. Смысл жизни Фромм видел в активном проявлении личсти во всех сферах жизни. Основным мотивом поведения человека, по его мнению, являются страсти.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция  № 52. Учения психоанализа и неофрейдизма

Основатель  теории психоанализа – австрийский  ученый, психиатр Зигмунд Фрейд (1856–1939). На опыте лечения и диагностики психики разработал концепцию бессознательных психических процессов, перенеся их на социальные явления.

По З. Фрейду психика человека состоит из противостоящих друг другу сфер – сознательного  и бессознательного, разделенных  особой психической инстанцией – предсознательным.

Душевные процессы человека бессознательны. Бессознательное – особая психологическая реальность, присущая человеку, – существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его. Модели личности, соотносящиеся с соответствующими системами психики: топографическая и динамическая.

При динамической схеме психика представлена совокупностью  трех слоев:

1. «оно» – бессознательное;

2. «я» – сознание человека;

3. «сверх-я» – влияющая на личность внешняя реальность. После формирования«сверх-я» в результате интерпретации социальных норм, запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое.

Главные факторы, руководящие психикой человека, – удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое.

З. Фрейд старается  выяснить происхождение энергии  бессознательного.

В 1920 г. – I психоаналитическая система: в основе бессознательного лежит сексуальный инстинкт – либидо.

После критики – II психологическая схема: энергией бессознательного управляют эрос – инстинкт жизни и танатос – инстинкт смерти.

Поведение человека объясняется  инстинктом родового самосохранения. Все остальные стремления – следствия  неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие области (сублимация). З. Фрейд по традициям социологии и антропологии биологизировал человека, сведя социальные и психические явления к физиологическим и биологическим процессам.

Одна из проблем психоанализа – эдипов комплекс, бессознательное влечение к родителю, которое определяет направление формирования личности и ее поведение в дальнейшей жизни.

Фрейд применил психоанализ, к межличностным отношениям, психологии масс, инстинктам культуры, которые  трактовал в духе психологизма. Главная  проблема – конфликт человека и  общества.

По З. Фрейду – человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет их, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества.

З. Фрейд использует для анализа религии и религиозности: иллюзорность защиты человека от проявлений природы и несправедливостей  культуры. Предложил переход от религиозной  веры к атеизму.

На основе учения З. Фрейда возникло философское течение неофрейдизма. Его разработали А. Адлер, В. Рэйх, Г. Юнг, Э. Фромм.

Э. Фромм, критикуя фрейдизм, построил учение на социальных понятиях: совокупность основных потребностей человека – схожими с животными и человеческими. В существовании человека имеются основные противоречия – патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное и историческое бытие.

Цель – помочь человеку решить эти проблемы; главный  способ – культивирование всеобщей любви.

Смысл жизни  – в активном проявлении личности во всех сферах.

Основной мотив  поведения – страсти.

 

 

 

 

 

 

Течения в  экзистенциализме:

Помимо открытого экзистенциализма в это направление входят также  персонализм

и философская антропология, которые по своим взглядам весьма близки к

экзистенциализму.

     Персонализм (от лат. Persona - личность) - это

философское направление, признающее личность первичной творческой реальностью и

высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности

верховной личности - бога. В основе учения персонализма о личности лежит тезис

о свободе воли. Личность всегда сама определяет социальное развитие, исходя из

своих нравственных оценок воли.

     Философская антропология - это философское течение, возникшее в

20-х гг. 20 века в Западной  Европе и поставившее перед  собой задачу создания

основополагающей науки о человеке. Философы этого течения

пытались соединить конкретно- научное изучение различных сфер человеческого

бытия с целостным  философским анализом.

Определенных успехов  в решении данной проблемы философская  антропология

достигла, но в целом  решить эту задачу не смогла.

Такого, в основном, содержание экзистенциалистской философии.

     Религиозное направление

Религиозная философия  занимает важное место в западной философии 20 века.

Главной причиной этого  всегда было и остается сегодня существование

соответствующих религиозных  организаций и объединений. Любая  религия всегда

имела и сегодня имеет  своих теоретиков, в том числе  и философов.

К числу наиболее известных религиозных философов относятся:

-Николай Александрович  Бердяев, Павел Александрович Флоренский, Сергей

Николаевич Булгаков, Семён Людвигович Франк - все русские;

-Ж. Маритен, Э. Жильсон,  Г. Марсель, Тейяр де Шарден - католические

философы (все французы);

-Карл Барт, Пауль Тиллих, Рейнгольд Нибур - протестантские философы;

-Мартин Бубер - философ иудаизма;

-Джемал ад-Дин ал  Афгани, Скхаммад Инбал - исламские философы.

     Все эти философы - это высокопрофессиональные ученые, знатоки истории

философии, талантливые  авторы, яркие социальные критики. Их взгляды не во всем

отвечали официальным доктринам тех религий, чьи интересы они представляли.

В центр философских  исследований они ставили, во многом вопреки официальным

религиозным взглядам, проблему человека.

Вместе с тем все эти философы своей конечной целью видят сохранение

понятия бога и основных положений той или иной религии.

Среди важнейших проблем, рассматриваемых религиозной философией,

можно выделить следующие:

1) Проблема доказательства  существования бога.

2) Проблема человека.

3) Проблема добра и  зла.

Рассмотрим эти проблемы.

     1. Проблема доказательства существования бога.

     Это - центральная проблема религиозной философии на протяжении

всей истории её существования. Религиозные философы исходят из того, что

следует постоянно, на каждом новом уровне развития человечества:

     1-я позиция: преодолевать сомнения верующих относительно существования бога

     2-я позиция: опровергать аргументы атеистов относительно его не существования.

А это особенно нужно, заявляют религиозные философы, в  наш век, когда

подобные сомнения и  аргументы становятся особенно сильными и настойчивыми.

     Каким образом это достигается?

Часть философов, особенно официальных, различным образом  комментируют

богословские тексты, написанные сотни лет назад, показывают, что

подразумевается под  тем или иным содержанием.

Другие философы пытаются для этого использовать достижения науки, укреплять

"союз веры и науки".

Третьи же считают, что  нужно прямо апеллировать к необъяснимому,

таинственному в человеческом опыте.

Нужно отметить, что в  определенной мере религиозной философии удается решить

эту проблему. По крайней  мере, 20 век не стал веком атеизма. Мы даже

наблюдаем определенную активность религии и нарастание религиозности среди

отдельных слоев населения.

     2. Проблема человека в религиозной философии.

Эта проблема всегда занимала заметное место в религиозной философии, но до

последнего времени  первое место всегда занимала проблема бога. Современная

религиозная философия  на первое место выводит проблему человека, что и

обеспечивает ей достаточную  известность. Традиционная религиозная философия

главным в человеке считала  богопослушание, современная - считает  главным

поиски человеком смысла своей жизни, своей неповторимой духовности.

Человек в понимании  неотомистов -основной элемент бытия  через него проходит и

история, ведущая к  высшему состоянию развития общества - "Граду Божиему".

    

    

    

    

     3. Проблема добра и зла.

Эта проблема всегда стояла в религиозной философии. Такое  внимание к

нравственным ценностям  и переживаниям человека - одни из источников

сохраняющегося и сегодня  немалого внимания религиозной философии.

     Проблема добра и зла звучит так: если мир создан и управляется

всемогущим богом, то почему в мире существует зло?

Религиозная философия отвечает на данный вопрос так: в мире

много зла - поэтому много греха, На вопрос, почему же бог допускает

рост зла, дается ответ, зло проистекает от того, как человек и

человечество пользуется дарованной им свободой.

Итак, не бог, а человек  ответственней за зло, особенно за большое  зло. Бог

нужен, чтобы наказать человека за зло и грехи, возникшие в результате

злоупотребления свободой.

Исходя из этих положений  в последние годы религиозная  философия значительно

активизировала борьбу за добрые начала человека, за мир и  выживание человека.

С начала 60-х гг. 20 века неотомизм старается приобрести всё более

научную форму, а как социальное учение - всё более политизируется.

В нём формируются  новые течения: "Теология революции", "Теология культуры",

"Теология мира", "Теология  мертвого бога", "Теология бедности", "Теология

празднеств".


Информация о работе Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма