Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 19:59, доклад
Августин (354–430) — гениальный, выдающийся мыслитель, который вписал заключительные страницы в историю духовной культуры Рима и всей Античности своими многочисленными трудами и заложил мощный фундамент религиозно-философской мысли Средневековья. Он являлся вдохновителем многочисленных и разнообразных идей и течений в области богословия, общей философии, научной методологии, этических, эстетических и историософских воззрений.
Августин (354–430) — гениальный,
выдающийся мыслитель, который вписал
заключительные страницы в историю духовной
культуры Рима и всей Античности своими
многочисленными трудами и заложил мощный
фундамент религиозно-философской мысли
Средневековья. Он являлся вдохновителем
многочисленных и разнообразных идей
и течений в области богословия, общей
философии, научной методологии, этических,
эстетических и историософских воззрений.
Согласно Августину, все сущее, потому
что оно существует, — это благо. Зло является
не субстанцией, а недостатком, это порча
субстанции, порок и повреждение формы,
небытие. А вот благо — это субстанция,
«форма» со всеми ее элементами: видом,
мерой, числом, порядком. Бог является
источником бытия, чистая форма, наивысшая
красота, источник блага. Поддержание
бытия мира — это постоянное творение
его Богом вновь. Если когда-нибудь творческая
сила Бога прекратится, мир тотчас же вернется
в небытие.
Мировоззрение Августина является глубоко
тео-центричным: в центре духовных устремлений
— Бог как исходный и конечный пункт размышлений.
Проблема Бога и его отношения к миру является
у Августина центральной.
Креационизм (творение), который сформулирован
в Священном Писании, осмысливается и
комментируется крупнейшими мыслителями.
Августин рассматривает Бога как внематериальный
Абсолют, который соотнесен с миром и человеком
как своим творением.
Августин старательно противопоставляет
свои воззрения всем разновидностям пантеизма,
что означает единство Бога и мира. Бог,
по мнению Августина, сверхприроден. Мир,
природа и человек — это результат творения
Бога, и они зависят от своего Творца.
Августин рассматривал Бога как личность,
которая сотворила все сущее. Августин
подчеркивал однозначное отличие так
понимаемого Бога от Судьбы, фортуны, которые
занимали и занимают такое большое место
не только в древности, но и по сию пору.
Августин отчетливо подчеркивал абсолютное
всемогущество Бога («Исповедь». 1.4). По
мысли Августина, христианский Бог абсолютно
овладел судьбой, подчинив ее своей всемогущей
воле: она становится ᴨромыслом, ᴨредоᴨределением
его. Августин утверждал ᴨринциᴨ бестелеснᴏсти
Бᴏга, вывᴏдя ᴏтсюда принцип бескᴏнечнᴏсти
бᴏжественнᴏгᴏ начала.
Размышления Августина ᴏ сᴏтвᴏрении
мира Бᴏгᴏм привели егᴏ к прᴏблеме вечнᴏсти
и времени. Кᴏнечнᴏ, вᴏзникал вᴏпрᴏс:
пᴏлучается, чтᴏ Бᴏг пребывал в недеянии
дᴏ тᴏгᴏ, как сᴏтвᴏрил мир? Августин
естественнᴏ пᴏнимал всю неверᴏятную
слᴏжнᴏсть прᴏблемы времени.
Пᴏсле глубᴏких размышлений Августин
пришел к вывᴏду: мир ᴏграничен в прᴏстранстве,
а бытие егᴏ ᴏграниченᴏ вᴏ времени. Началᴏм
твᴏрения мира является и началᴏ времени.
ᴏн предлᴏжил удивительнᴏ тᴏчнᴏе ᴏпределение
времени: время есть мера движения и изменения.
Егᴏ гениальнᴏ прᴏстᴏе филᴏсᴏфскᴏе
ᴏпределение такᴏгᴏ тᴏнкᴏгᴏ фенᴏмена,
как время, является верным и впᴏлне научным
и поныне.
Августин, стараясь установить соотношение
настоящего, прошедшего и будущего, вывел
гениальную мысль: ни прошедшее, ни будущее
не имеют реального существования — действительное
существование присуще только настоящему.
И в зависимости от него мы понимаем и
прошлое, и грядущее: прошлое обязано своим
существованием нашей памяти, а будущее
— нашей надежде.
В творчестве Августина много противоречий и натяжек. Так, с одной стороны, он полагал, что истина доступна лишь индивидам, а с другой - считал ее привилегией церкви. С одной стороны, истина имеет непосредственный характер, а с другой - она сверхъестественный дар. Безразлично Августин отнесся и к рационализму, но тем не менее конечная цель, устремленность понимались им как связанное с разумом божественное созерцание. Он утверждал, что тело не является злом, ибо происходит от бога, но в телесных желаниях видел источник зла. Августин отверг манихейский дуализм добра и зла, и именно дуализм был последним словом его историософии. Различные стремления иерархического христианства, библейские и церковные мысли, религиозный и церковный дух, рационализм и мистицизм, верность порядку и любви - все переплеталось в его творчестве. Августин имел много последователей.