Философские взгляды Августина Аврелия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 19:59, доклад

Краткое описание

Августин (354–430) — гениальный, выдающийся мыслитель, который вписал заключительные страницы в историю духовной культуры Рима и всей Античности своими многочисленными трудами и заложил мощный фундамент религиозно-философской мысли Средневековья. Он являлся вдохновителем многочисленных и разнообразных идей и течений в области богословия, общей философии, научной методологии, этических, эстетических и историософских воззрений.

Вложенные файлы: 1 файл

Августин.docx

— 13.95 Кб (Скачать файл)

Августин (354–430) — гениальный, выдающийся мыслитель, который вписал заключительные страницы в историю духовной культуры Рима и всей Античности своими многочисленными трудами и заложил мощный фундамент религиозно-философской мысли Средневековья. Он являлся вдохновителем многочисленных и разнообразных идей и течений в области богословия, общей философии, научной методологии, этических, эстетических и историософских воззрений. 
Согласно Августину, все сущее, потому что оно существует, — это благо. Зло является не субстанцией, а недостатком, это порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. А вот благо — это субстанция, «форма» со всеми ее элементами: видом, мерой, числом, порядком. Бог является источником бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира — это постоянное творение его Богом вновь. Если когда-нибудь творческая сила Бога прекратится, мир тотчас же вернется в небытие. 
Мировоззрение Августина является глубоко тео-центричным: в центре духовных устремлений — Бог как исходный и конечный пункт размышлений. Проблема Бога и его отношения к миру является у Августина центральной. 
Креационизм (творение), который сформулирован в Священном Писании, осмысливается и комментируется крупнейшими мыслителями. Августин рассматривает Бога как внематериальный Абсолют, который соотнесен с миром и человеком как своим творением. 
Августин старательно противопоставляет свои воззрения всем разновидностям пантеизма, что означает единство Бога и мира. Бог, по мнению Августина, сверхприроден. Мир, природа и человек — это результат творения Бога, и они зависят от своего Творца. 
Августин рассматривал Бога как личность, которая сотворила все сущее. Августин подчеркивал однозначное отличие так понимаемого Бога от Судьбы, фортуны, которые занимали и занимают такое большое место не только в древности, но и по сию пору. 
Августин отчетливо подчеркивал абсолютное всемогущество Бога («Исповедь». 1.4). По мысли Августина, христианский Бог абсолютно овладел судьбой, подчинив ее своей всемогущей воле: она становится ᴨромыслом, ᴨредоᴨределением его. Августин утверждал ᴨринциᴨ бестелеснᴏсти Бᴏга, вывᴏдя ᴏтсюда принцип бескᴏнечнᴏсти бᴏжественнᴏгᴏ начала.  
Размышления Августина ᴏ сᴏтвᴏрении мира Бᴏгᴏм привели егᴏ к прᴏблеме вечнᴏсти и времени. Кᴏнечнᴏ, вᴏзникал вᴏпрᴏс: пᴏлучается, чтᴏ Бᴏг пребывал в недеянии дᴏ тᴏгᴏ, как сᴏтвᴏрил мир? Августин естественнᴏ пᴏнимал всю неверᴏятную слᴏжнᴏсть прᴏблемы времени. 
Пᴏсле глубᴏких размышлений Августин пришел к вывᴏду: мир ᴏграничен в прᴏстранстве, а бытие егᴏ ᴏграниченᴏ вᴏ времени. Началᴏм твᴏрения мира является и началᴏ времени. 
ᴏн предлᴏжил удивительнᴏ тᴏчнᴏе ᴏпределение времени: время есть мера движения и изменения. Егᴏ гениальнᴏ прᴏстᴏе филᴏсᴏфскᴏе ᴏпределение такᴏгᴏ тᴏнкᴏгᴏ фенᴏмена, как время, является верным и впᴏлне научным и поныне. 
Августин, стараясь установить соотношение настоящего, прошедшего и будущего, вывел гениальную мысль: ни прошедшее, ни будущее не имеют реального существования — действительное существование присуще только настоящему. И в зависимости от него мы понимаем и прошлое, и грядущее: прошлое обязано своим существованием нашей памяти, а будущее — нашей надежде.

В творчестве Августина много противоречий и натяжек. Так, с одной стороны, он полагал, что истина доступна лишь индивидам, а с другой - считал ее привилегией церкви. С одной стороны, истина имеет непосредственный характер, а с другой - она сверхъестественный дар. Безразлично Августин отнесся и к рационализму, но тем не менее конечная цель, устремленность понимались им как связанное с разумом божественное созерцание. Он утверждал, что тело не является злом, ибо происходит от бога, но в телесных желаниях видел источник зла. Августин отверг манихейский дуализм добра и зла, и именно дуализм был последним словом его историософии. Различные стремления иерархического христианства, библейские и церковные мысли, религиозный и церковный дух, рационализм и мистицизм, верность порядку и любви - все переплеталось в его творчестве. Августин имел много последователей.


Информация о работе Философские взгляды Августина Аврелия