Философские взгляды Аврелия Августина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 00:56, реферат

Краткое описание

Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики и наиболее выдающимся из "отцов церкви" был Аврелий Августин (354-430). "Ты нас создал для себя, и наше сердце будет неспокойным, пока не упокоится в тебе". Этим предложением начинаются "Исповеди", в тридцати книгах которых он в форме молитвы рассказывает о своей жизни, отличавшейся беспокойством, постоянным поиском и многими ошибками, до тех пор пока не обрел внутренний покой - покой души - в христианстве. Учение Августина стало определяющим духовным фактором средневекового мышления, оказало влияние на всю христианскую Западную Европу. Никто из авторов периода патристики не достиг той глубины мысли, которая характеризовала Августина. Он и его последователи в религиозной философии считали познание бога и божественной любви единственной целью, единственной полной смысла ценностью человеческого духа. Весьма мало места он отводил искусству, культуре и естественным наукам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Биография Августина 3
Философия Августина 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
Список использованной литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное бюджетное

учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

экономический университет»

 

 

Кафедра философии

 

Первая часть – комментарии к первоисточникам – Августин Аврелий. О количестве души // СПб: «Алтейя», 2000

 

Вторая часть - реферат

На тему: «Философские взгляды Аврелия Августина»

 

 

 

 

Выполнил:

студент заочного обучения

Дандамаева Надежда Анзоровна

№ зачетной книжки 138380

Преподаватель: Федчук Дмитрий Аркадьевич

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2014 

  1. "У друзей мы замечаем те недостатки, которые могут повредить им, а у любимых те, от которых страдаем мы сами"

Любимых ты любишь, а значит все их недостатки будут твоими недостатками и поэтому ты будешь переживать за них. Друзья же - это те кому ты готов всегда помочь, поэтому сначала ты замечаешь, что что-то не так и готов помочь им.

  1. «Свобода радует не столь сильно, как угнетает рабство »

Рабство угнетает намного сильнее, чем может радовать свобода, ведь человек не может быть полностью свободен. Каждый частично раб, только он не подозревает об этом.

  1. "..Ученик пусть не думает, что во всех... делах все зависит от старших. Хороший, истинный ученик - это уже самостоятельный человек, хотя он может быть ещё несовершеннолетним. Он тоже несет ответственность за себя, хотя пока в достаточно узких пределах"

Я абсолютно согласна с высказыванием великого философа Лосева, так как ученик уже является адекватным и самостоятельным человеком. Человеком, который получает знания для своего будущего. И глупо считать, что всё зависит от старших, ведь всё зависит от самого человека. От его желания и способностей. Ведь он проживает свою жизнь!

  1. «Если науки в своих областях получили убедительно достоверные и общепризнанные знания, то философия не добилась этого, несмотря на свои старания в течение тысячелетий. Нельзя не признать: в философии нет единогласия относительно окончательно познанного... То, что любой образ философии не пользуется единогласным признанием, вытекает из природы ее дел » (К. Ясперс).

Поиски истины с древности и до наших дней привели лишь к одному -у каждого человека своя истина, и от этой истины невозможно избавиться, не смотря на достижения науки.

Если в науках мышление является лишь средством овладения знаниями и с их помощью - предметным миром, то философия есть мышление в чистом виде - самомышление, которое реализуется через внутреннюю деятельность человека.

  1. «Истину невозможно постичь, к ней можно только приблизиться»

Постижение истины означает смысловой конец. Дальше уже ничего нет. А приближение к истине — это суть жизни человечества, это кровь в наших жилах. Пока мы ищем, стремимся, падаем, побеждаем — мы живем.

  1. "Люди становятся орудиями своих орудий"

В моём понимании это означает, что человек создаёт орудия труда для производства конечного продукта, товаров, услуг, информации, а потом сами становятся жертвами своих же орудий в том плане, что эти самые орудия труда оказывают на них обратную связь. Так было на протяжении всей истории человечества в какой-то степени, но наивысше развитие, по моему мнению, эта концепция получила в наше время, в век информационных технологий, в эпоху развития кибернетики и роботостроения. Пока что обратимся к истории. Возьмём изобретение, ставшее революционным в области развития способов хранения и обработки информации - печатный станок. С одной стороны это резко способствовало ускорению роста общего объёма знаний и информации. С другой стороны массовый выпуск книг привёл к тому, что люди стали больше оторваны от природы, их память зачастую стала перегружаться, что могло привести к росту процента заболеваемости. Однако, такие отрицательные последствия революции в развитии информационных технологий проявились не так ярко, как во время второго революционного витка - изобретению компьютеров и компьютерной технологии. Особенно остро проблема стала заметна благодаря внедрению в русский язык компьютерных терминов, значение которых для большинства людей не совсем ясно, отчего они перестают понимать друг друга и общество дезорганизуется. Нет нужды говорить, что массовая насильственная компьютеризация населения способствует скорейшему росту отклонений в биологических, социокультурных и психологических аспектов жизнедеятельности человека.

  1. «Спокойная совесть - изобретение дьявола»

Спокойная совесть = самодовольство и самоуспокоение, самодовольный человек не замечает как встает на путь порока, хотя бы потому, что уверен в своей непогрешимости, а следовательно рано или поздно ему придется ответить за свою гордыню, а вот перед кем отвечать будет?…так скорее перед дьяволом — это же его ловушка.

 

Философские взгляды Аврелия Августина

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ

Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики и наиболее выдающимся из "отцов церкви" был Аврелий Августин (354-430). "Ты нас создал для себя, и наше сердце будет неспокойным, пока не упокоится в тебе". Этим предложением начинаются "Исповеди", в тридцати книгах которых он в форме молитвы рассказывает о своей жизни, отличавшейся беспокойством, постоянным поиском и многими ошибками, до тех пор пока не обрел внутренний покой - покой души - в христианстве. Учение Августина стало определяющим духовным фактором средневекового мышления, оказало влияние на всю христианскую Западную Европу. Никто из авторов периода патристики не достиг той глубины мысли, которая характеризовала Августина. Он и его последователи в религиозной философии считали познание бога и божественной любви единственной целью, единственной полной смысла ценностью человеческого духа. Весьма мало места он отводил искусству, культуре и естественным наукам.

 

Биография Августина

Родился Августин в г. Тагасте в Нумидии (Северная Африка), был сыном отца-язычника и матери-христианки. В Карфагене, Риме и Милане он изучал риторику. Чтение трактатов Цицерона пробудило в нем интерес к философии, он захотел найти истину. Сначала он верил, что найдет ее у манихейцев, в учении о дуализме добра и зла. Позже в его мыслях появляется академический скептицизм, от которого он освобождается, изучая неоплатоников, в частности Плотина. Платоническая философия ближе всего подходит к религиозной вере.

В конце концов истину Августин находит в христианстве, к которому он переходит в 387 г. прежде всего под влиянием христианского проповедника, миланского епископа Амвросия. Позже он был назначен пресвитером и возведен в сан епископа североафриканского города Гиппо. Здесь в 430 г. он и умер.

В своих произведениях он подверг страстному суждению ошибочные учения, которым сам длительное время следовал. В трактате, направленном против академиков, он осуждает скептицизм, выступает против манихейства и других еретических учений. Помимо "Исповеди" к его главным трактатам относятся: "О троице" ("De trinitate", 400-410), где систематизированы теологические воззрения, и "О граде божьем" ("De civitate Dei", 412- 426). Последний трактат считается главным произведением Августина, ибо содержит его историко - философские взгляды. В первых пяти книгах этого объемистого труда Августин указывает на то, что Рим пал по вине собственного эгоизма и безнравственности, но не по вине христианства, как об этом говорят. В последующих пяти книгах говорится о презренном язычестве и заблуждениях прежней философии. В остальных двадцати книгах пишет о противоположности между светской (дьявольской) державой и царством божьим, воплощением которого является церковь; борьба между ними представлена как борьба добра и зла.

Способ изложения материала в трудах Августина соответствует его бурному, неспокойному характеру; писал он страстно и неукротимо, резко переходил от одной позиции к другой. О нем говорили, что ни у кого из великих мыслителей не было таких перепадов между высочайшим и низменнейшим, что среди церковных святых он был наименее святым и наиболее человеком. Его творчество не имеет монолитного характера, оно не образует единой системы, но является источником, из которого долго черпала христианская философия.

 

Философия Августина

Философия Августина возникает как симбиоз христианских и древних доктрин. Из древних античных философских доктрин главным источником для него был платонизм, который он знал по преимуществу в изложении неоплатоников. Идеализм Платона в метафизике, абсолютизм в теории познания, признание различия духовных принципов в структуре мира (добрая и плохая душа, существование отдельных душ), упор на иррациональные факторы духовной жизни - все это повлияло на формирование его собственных воззрений.

Христианской основе своей философии Августин придавал большое значение. Он осуществил то, что только обозначено у его предшественников: сделал бога центром философского мышления, его мировоззрение было теоцентрическим. Из принципа, что бог первичен, вытекает и его положение о превосходстве души над телом, воли и чувств над разумом. Это первенство имеет как метафизический, так и гносеологический и этический характер.

Бог является высшей сущностью, только его существование вытекает из собственного естества, все остальное с необходимостью не существует. Он единственный, существование которого независимо, все остальное существует лишь благодаря божественной воле. Бог является причиной существования всякого сущего, всех его перемен; он не только сотворил мир, но и постоянно его сохраняет, продолжает его творить. Августин отвергает представление, согласно которому мир, будучи сотворенным однажды, развивается дальше сам.

Бог является также наиважнейшим предметом познания, познание же преходящих, релятивных вещей бессмысленно для абсолютного познания. Бог выступает в то же время и причиной познания, он вносит свет в человеческий дух, в человеческую мысль, помогает находить людям правду. Бог является наивысшим благом и причиной всякого блага. Так как все существует благодаря богу, так и всякое благо происходит от бога.

Направленность к богу для человека естественна, и единственно через соединение с ним человек может достичь счастья. Философия Августина таким образом открывает простор для теологии.

Душу Августин понимает чисто спиритуалистиески, рассуждая в духе идей Платона. Душа как самобытная субстанция не может быть ни телесным свойством, ни видом тела. Она не содержит в себе ничего материального, имеет лишь функцию мышления, воли, памяти, но не имеет ничего общего с биологическими функциями. От тела душа отличатся совершенством. Такое понимание существовало и в греческой философии, но у Августина впервые было сказано, что это совершенство происходит от бога, что душа близка богу и бессмертна.

Душу мы знаем лучше, чем тело, знание о душе является определенным, о теле же наоборот. Более того, душа, а не тело познает бога, тело же препятствует познанию. Превосходство души над телом требует, чтобы человек заботился о душе, подавлял чувственные наслаждения.

Основой духовной жизни является воля, но не разум. Это утверждение основано на том, что сущность каждой вещи проявляется в ее активности, но не в пассивности. Отсюда вытекает заключение, что человеческую сущность характеризует не разум, который имеет пассивный характер, но действия, активная воля. Учение Августина о первенстве воли отличается от древнегреческого рационализма. Иррационалитическое понимание человеческого духа приходит к тому, что сущностью духа является свободная воля. Эту позицию Августин воплощал не только в психологии, но и в теологии: первенство воли относится и к божественной сущности. Его философия переходит, таким образом, от интеллектуализма и рационализма к волюнтаризму.

Вся философия Августина сосредоточилась на боге как едином, совершенном, абсолютном бытии, мир же имеет значение как божье творение и отблеск. Без бога ничего нельзя ни совершить, ни познать. Во всей природе ничего не может произойти без участия сверхъестественных сил. Мировоззрение Августина очень четко противостояло натурализму. Бог как единое сущее и истина является содержанием метафизики, бог как источник познания является предметом теории познания; бог как единственное благо и прекрасное является предметом этики, бог как особа всемогущая и полная милости является главным вопросом религии.

Бог не только бесконечное бытие, но и особа преисполненная любви. В этом же направлении теоретизировали и неоплатоники, но бог ими понимался не как особа. В неоплатонизме мир - эманация божественного единого, необходимый продукт естественного процесса, у Августина же мир - акт божественной воли. У Августина проявляется тенденция к дуализму в отличие от неоплатонического монизма, основанного на идее, что бог и мир имеют один и тот же характер.

Согласно Августину, мир как свободный акт бога является творением разумным, бог создал его на основе собственной идеи. Христианский платонизм был августинианским вариантом учения Платона об идеях, которое понималось в теологическом и персоналистическом духе. В боге сокрыт идеальный образец реального мира. Как у Платона, так и у Августина существуют два мира: идеальный - в боге и реальный - в мире и пространстве, возникший благодаря воплощению идеи в материю.

Августин, в согласии с эллинистической философией, полагал, что целью и смыслом человеческой жизни является счастье, которое должна определить философия. Счастья можно достигнуть в едином - в боге. Достижение человеческого счастья предполагает прежде всего познание бога и испытание души.

Информация о работе Философские взгляды Аврелия Августина