Философские взгляды К. Маркса и Ф.Энгельса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 09:22, контрольная работа

Краткое описание

Источниками своей философии К. Маркс и Ф.Энгельс считали диалектику Г. Гегеля и материализм Л. Фейербаха, а также социалистические идеи французских просветителей. При этом идеи К. Маркса и Ф. Энгельса решительно отмежевались от немецкой классической философии. Эти философы осознавали себя основоположниками принципиально нового этапа в развитии философии. Марксизм в конце XIX-начале XX века начинает восприниматься как значительная социально-философская доктрина.
На рубеже XIX-XX веков к марксистам относили себя те, кто не сомневался, что объективной тенденцией развития капиталистического общества является движение к социализму, который представлялся как результат

Содержание

1 Введение
2 Общее понятие марксистской философии и предпосылки возникновения.
3 Основные направления марксистской философии.
4 Материалистическое понимание истории
5 Экономическое направление марксистской философии.
6 Диалектический материализм.
7 Заключение
8 Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Философия К.Маркса и Ф.Энгельса.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

1. Философские  взгляды К. Маркса и Ф.Энгельса.

 

1 Введение

2 Общее понятие  марксистской философии и предпосылки  возникновения.

3 Основные направления  марксистской философии.

4 Материалистическое  понимание истории

5 Экономическое  направление марксистской философии.

6 Диалектический  материализм.

7 Заключение

8 Литература

 

1 Введение

Источниками своей  философии К. Маркс и Ф.Энгельс  считали диалектику Г. Гегеля и материализм  Л. Фейербаха, а также социалистические идеи французских просветителей. При  этом идеи К. Маркса и Ф. Энгельса решительно отмежевались от немецкой классической философии. Эти философы осознавали себя основоположниками принципиально нового этапа в развитии философии. Марксизм в конце XIX-начале XX века начинает восприниматься как значительная социально-философская доктрина.

На рубеже XIX-XX веков к марксистам относили себя те, кто не сомневался, что объективной  тенденцией развития капиталистического общества является движение к социализму, который представлялся как результат. При этом признавался абсолютный примат экономики в жизни общества (экономический детерминизм), утверждалось господство исторической необходимости, человеческая субъективность считалась функцией, производной от общественного целого.

Социалистические  теоретики, считавшие себя последователями Маркса и Энгельса, отождествили теорию марксизма с идеологией революционного класса (или партии), восприняли доктрину как программу конкретных действий социал-демократического движения. Возникла особая форма восприятия марксизма - сквозь призму политических программ. При этом из теоретического наследия Маркса и Энгельса отбирались те идеи, которые соответствовали политическим требованиям момента. В нашей работе мы постараемся выявить основные черты философии К. Маркса и Ф. Энгельса.

 

2 Общее понятие марксистской философии и предпосылки возникновения.

 

Основными чертами  философии К. Маркса и Ф. Энгельса можно назвать исторический и  диалектический материализм. Также  значительное место в их трудах занимала проработка экономической теории на основе такого понятия как прибавочная стоимость.

1. Общее понятие  марксистской философии.

Марксистская  философия была создана совместно  двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Философия марксизма  дала ответы на многие острые вопросы  своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв.

В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной  Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.

Актуальной  задачей для сегодняшнего марксизма  является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов  научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.

Возникновению марксизма и марксистской философии  способствовали:

предшествующая  материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. – Бэкона, Гоббса и Локка, французских  просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);

бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и  энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);

крушение идеалов  Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

нарастание  социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение  буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).

Главными произведениями основателей марксизма являются:

«Тезисы о Фейербахе» К. Маркса;

«Капитал» К. Маркса;

«Экономическо-философские  рукописи 1844 г.» К. Маркса;

«Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса;

«Святое семейство» и «Немецкая идеология» К. Маркса и Ф. Энгельса;

«Диалектика природы» Ф. Энгельса;

«Анти-Дюринг»  Ф. Энгельса;

«Роль труда  в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельса;

«Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса.

3 Основные направления  марксистской философии.

Диалектический  и исторический материализм –  основные направления марксистской философии.

Марксистская  философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).

4. Материалистическое  понимание истории. Общественно-экономические  формации.

Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторической материализм). Суть исторического материализма в следующем:

на каждом этапе  общественного развития люди для  обеспечения своей жизнедеятельности  вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);

производственные  отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;

указанные государственные  и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

в зависимости  от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические  формации – первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил  и производственных отношений, зачатки общества);

рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский способ производства –  особая общественно-экономическая  формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом  государством труде свободных людей – земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество – общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;

рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;

уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

5. Экономическое  направление марксистской философии.

Также Марксом  и Энгельсом выделяются и разрабатываются  следующие понятия:

средства производства;

отчуждение;

прибавочная стоимость;

эксплуатация  человека человеком.

Средства производства – уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживающая их, - так называемая «рабочая сила».

В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар – средства производства – сосредоточиваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств производства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обращаться к собственникам средств производства в качестве наемной рабочей силы за заработную плату.

Стоимость производственного  наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости.

Выход из данного  положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений, при которых:

будет ликвидирована  частная собственность на средства производства;

будет ликвидирована  эксплуатация человека человеком и  присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой  лиц;

частная собственность  на средства производства будет замена общественной (государственной);

производственный  продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.

6. Диалектический  материализм.

В основу диалектического  материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

материя находится  в постоянном движении и развитии;

Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

материя вечна  и бесконечна, периодически принимает  новые формы своего существования;

важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком самого человека;

развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Заключение

Сознание не только отражает мир, но и моделирует будущее. Таким будущим Маркс  и Энгельс считали коммунизм, в котором на базе развития производительности труда, демократии, сознания человека исчезнет эксплуатация и люди будут иметь равные возможности реализовать себя в любой сфере социального бытия. Маркс считал коммунизм истинной историей, в которой человеку возвращается его гуманистическая сущность, тогда как докоммунистические формации отчуждали эту сущность от человека. Рабовладение, феодализм и капитализм он рассматривал как ступени движения к коммунизму, достижение которого, по мнению Маркса и Энгельса, зависит от активной борьбы пролетариата за свои права и свободу. Переход к коммунизму связывался ими с пролетарской революцией, установлением диктатуры пролетариата, то есть с насилием над буржуазией. Не исключали они и возможность компромисса, предлагая откупиться от буржуазии, чтобы избежать острого классового столкновения и жертв во время гражданской войны. Жизнь показала, что буржуазия тоже склонна к компромиссу. После Октябрьской революции и особенно после второй мировой войны капиталисты Запада сделали много уступок рабочему классу, что позволило снизить остроту классовой борьбы, а государственное регулирование экономики — смягчить экономические кризисы.

 7.Заключение

Таким образом, выдвинув проблемы субъекта, истины, сущности человека, смысла истории, немецкая философия  в XVIII-XIX веках развернула многообразие оригинальных философских идей и  пришла к радикальным выводам относительно истории. Принцип развития, самосознания, практики, гуманизма играли в ней ведущую роль.

Литература:

  1. История философии: учебник для высших учебных заведений / Под ред. В.П. Кохановского, В.П.Яковлева. изд. 5-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

  2. Анталогия мировой философской мысли: В 4 т. - М.: Мысль, 1970. - Т. 2-3.

  3. Гулыга А. Немецкая классическая философия. - М.: Высшая школа, 1986.

  4. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй пол. ХУШ - нач. ХІХ века: Учеб. пособие для ун-тов. - М.: Высш. шк., 1989.

  5. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 г. // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения.- Т. 42. - М.: Политиздат, 1974.

  6. Соколов В.В. Европейская философия ХУ-ХУІІ вв.: Учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 1996.

 


Информация о работе Философские взгляды К. Маркса и Ф.Энгельса