Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 12:17, реферат
Представленная работа посвящена анализу философских взглядов Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Николаевича Радищева.
В настоящее время, усиление интереса к истокам и развитию отечественной философской мысли следует рассматривать в контексте общего интереса осмысления народом своего исторического прошлого. И это вполне естественно в истории нашей философии, мы ищем ответы на вопросы о разладе идеалов и действительности и духовную опору, и вечные социальные, нравственные, общемировоззренческие ценности, и основания подлинного национального достоинства и гордости.
М. В. Ломоносов был основоположником новой для своего времени науки — физической химии; он первый установил, что планета Венера окружена атмосферой, ввел в химию способ количественного анализа в качестве метода исследования.
Являясь вместе с графом И. И. Шуваловым основателем Московского университета (1755), Ломоносов подготовил плеяду ученых, способствовавших развитию естествознания и философии в России. Он предложил вести преподавание в университете на трех факультетах: юридическом, медицинском и философском. На последнем в число преподававшихся дисциплин он включил: философию (логику, метафизику и нравоучение), физику, ораторию (красноречие), поэзию и историю.
В трудах и образовательных проектах Ломоносова представлена светская, нерелигиозная трактовка философии, отличающейся от религии своей предметной областью и методологией: «Правда и вера суть две сестры родные... никогда между собою в распрю прийти не могут». Однако «вольное философствование» проникнуто скептицизмом, тогда как «христианская вера стоит непреложно». В «республике науки» властвует критическая мысль, несовместимая с догматизмом. Здесь позволено каждому «учить по своему мнению». Утверждая величие Платона, Аристотеля и Сократа, Ломоносов одновременно признает право «прочих философов в правде спорить», подчеркивая авторитет ученых и философов Нового времени в лице Декарта, Лейбница и Локка.
Улучшить жизнь общества, по Ломоносову, можно лишь посредством просвещения, совершенствования нравов и установившихся общественных форм, для России — самодержавия.
Именно благодаря самодержавию, считал он, Россия «усилилась... умножилась, укрепилась, прославилась». Историю Ломоносов понимал как процесс органический, где всякая предшествующая фаза связана с последующей. История — не «вымышленное повествование», а достоверное, основанное на конкретных источниках изучение опыта «праотцев наших», включающее исследование летописей, историко-географические сведения, статистику, демографию и т. п.
Исторические и философские понятия отражают, по Ломоносову, изменения, происходящие в мире, отсюда необходим их периодический пересмотр. История познания, таким образом, в определенном смысле и есть история образования понятий. Они сложились первоначально в мифологии, затем в религии, в философии и науке. Так, древняя религия зороастризма приписывает понятиям «некоторую потаенную силу, от звезд происходящую и действующую в земных существах». Средневековый спор между номиналистами («именниками») и реалистами («вещественниками») учит, утверждал Ломоносов, что формировать понятия нужно не просто путем познания отдельных имен, названия вещей и их качеств, но путем «собирания» имен, происходящих как от «подлинных вещей и действий», так и от «идей, их изображающих». Сложность здесь «не состоит в разности языка, но в разности времен», т. е. успешность и точность употребления понятий определяется общим уровнем культуры, науки и философии.
В «Российской грамматике» (1755) Ломоносов доказывал, что русский язык, сочетающий «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка», не менее других языков приспособлен к тому, чтобы отражать «тончайшие философские воображения и рассуждения».
Философия языка Ломоносова тесно связана с его теорией познания. Понятия или идеи, считал он, суть простые и сложные. Так, понятие «ночь» — простое. Но, например, представление о том, что люди ночью «после трудов покоятся», — сложное, так как включает идеи ночи, людей, труда и покоя. Идеи, далее, подразделяются на «первичные, вторичные и третичные». Искусство оперировать понятиями состоит в том, что можно миновать отдельные ступени (например, «вторичную») и перейти прямо к «третичной». Таким образом, можно миновать «материальные свойства» и перейти на более высокий уровень абстрагирования. Суть познания и состоит в том, чтобы учитывать разнокачественность идей, не перескакивая «без разбору» от одного понятия к другому. В этом также заключается механизм соотнесения опыта и гипотез.
Научное познание, по Ломоносову, есть некоторый идеал деятельности, полезной и возвышающей человека. Рационалистический оптимизм русского мыслителя с особой силой выражен в работе «О пользе химии» (1751). Своеобразный гимн науке и «художеству» (тоже разновидность познания) перерастает у него в гимн торговле, мореплаванию, металлургии и т. п.
Влияние Ломоносова на развитие научного и философского знания в России общепризнано — от Пушкина, назвавшего его «первым русским университетом», и Белинского, сравнивавшего его с Петром Великим, до академиков В. И. Вернадского и С. И. Вавилова.
2.2. Философские взгляды А. Н. Радищева
Философские идеи европейского Просвещения XVIII в. получили яркое отражение в творчестве Александра Николаевича Радищева (1749—1802). Большое влияние на Радищева оказали сочинения Рейналя, Руссо и Гельвеция. Вместе с тем Радищев, получивший образование в Германии, в Лейпцигском университете, был хорошо знаком и с трудами немецких просветителей Гердера и Лейбница. Однако политическая философия Радищева была сформулирована на основе анализа русской жизни («Путешествие из Петербурга в Москву», 1790). Автор «Путешествия» был осужден на смертную казнь, замененную на сибирскую ссылку. В Сибири Радищев написал философский трактат «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792). Задолго до О. Тьерри и романтической школы французских историков, обратившихся к народной жизни французского общества, сосредоточенной в истории «третьего сословия», Радищев в центр отечественной истории поставил «народ преславный», наделенный «мужеством богоподобным», — народ, перед которым «ниц падут цари и царства».
Радищев был озабочен в то же время тем, чтобы превратить крестьянина, который «в законе мертв», в «истинного гражданина», установить республиканское «равенство во гражданах», отбросив табель о рангах, придворные чины, наследственные привилегии и т. п. Теоретической основой республиканских и демократических устремлений Радищева был просветительский вариант теории естественного права, взятый на вооружение многими европейскими современниками. Радищев осуждал революционный террор, считал, что наиболее радикальные воплощения «вольности», рожденной в эпоху французской революции 1791 г., чреваты новым «рабством».
Трактат «О человеке...» содержит изложение материалистических и идеалистических аргументов в пользу смертности и бессмертия человеческой души. Принято считать, что первые две книги трактата являются материалистическими в своей основе, тогда как 3-я и 4-я книги отдают предпочтение идеалистической аргументации о бессмертии души. Однако верно также и то, что Радищев подмечал слабость и ограниченность некоторых положений метафизики материализма и не был сторонником идеалистического понимания природы человека. Так, признавая убедительность аргументов материалистов в пользу смертности человеческой души (из опыта мы имеем возможность судить о том, что душа прекращает свое существование со смертью телесной организации человека), он в то же время высказывал критические суждения в их адрес. Например, сознавая важность материалистического положения Гельвеция о равенстве способностей людей, согласно которому умственные способности детерминированы не природными качествами человека, но исключительно внешней средой, Радищев вместе с тем считал такой подход односторонним. «Силы умственные», по Радищеву, зависят не только от формирующего воздействия внешней среды, но и от заложенных в самой природе человека качеств, от его физиологической и психической организации.
Рассматривая философское понятие «рефлексия» у Лейбница, понимаемое немецким мыслителем как внутренний опыт, внимание к тому, что происходит в человеке, Радищев вводит свое альтернативное понятие «опыт разумный». «Разумный опыт» дает сведения о «переменах разума», представляющего, в свою очередь, не что иное, как «познание отношения вещей между собой». «Разумный опыт» у Радищева тесно связан также с «чувственным опытом». Они сходны в том, что всегда находятся в сопряжении с «законами вещей». При этом подчеркивается, что «бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе».
Понятие «человек» — центральная категория в философии Радищева. Преимущественно в «человеческом измерении» рассматривал он и проблемы бытия и сознания, природы и общества.
Заключение
Русская
философия - органическая часть мировой
философской мысли - внесла свой неповторимый
и своеобразный вклад в решение проблем
бытия, познания, нравственности, истории
и других. Первые письменные памятники
русской философской мысли возникают
в период распространения христианства.
Но уже тогда самобытность древних мыслителей
проявлялась в том, что они не только заимствовали
идеи византийского православия, но и
глубоко выражали насущные потребности
и нужды своего времени.
Исследователи неоднократно
отмечали, что самое оригинальное и значительное
было создано русскими мыслителями в области
философии истории (историософия) и социальной
философии. Высокая духовность, обоснование
нравственности как необходимого условия
человеческого бытия - важнейшая черта
русской философии, неизменный вектор
многовековой социокультурной традиции.
Особое влияние на интеллектуальную
жизнь России приобретает фактор выбора
(начиная с великого выбора князя Владимира),
заключающего в себе постоянную антитезу
Восток-Запад. Кажется, что грани этой
вечной проблемы во многом определяют
напряженное поле отечественной культуры
и философии, стремящихся определить свое
собственное место в лоне мировой цивилизации.
Второй период развития русской
культуры и философии условно начинается
с царствования Петра I. На смену Святой
Руси приходит Российская империя. В связи
с потребностями торговли, промышленности,
военного дела, усилением контактов с
Западом возникают и активно развиваются
светская наука и философия. Сторонники
просвещенного абсолютизма - Ф.Прокопович,
В.Татищев, А.Кантемир и другие участники
"ученой дружины" Петра I внесли большой
вклад в развитие науки. В первой половине
XVIII века происходит постепенная переориентация
на образцы философствования новоевропейского
типа. Аристотелевские курсы и учебники
были заменены на новые, популяризующие
философскую систему Хр.Вольфа - немецкого
философа-рационалиста, идеолога раннего
Просвещения, последователя идей Декарта
и Лейбница.
С основанием в 1755 году Московского
университета возникает и развивается
светская философия. Развитие философской
мысли этого периода связано с именами
М.В. Ломоносова, Г.С.Сковороды, М.М.Щербатова,
А.Н. Радищева, творчество которых охватывает
весь спектр интеллектуальных интересов
того времени. М.В.Ломоносов - всесторонний
ученый - естествоиспытатель (придерживался
взглядов Хр.Вольфа) в философии видел
возможность примирения научного и религиозного
объяснения причин и оснований мира. Г.С.Сковорода
главное внимание в своем творчестве уделял
проблемам смысла и цели человеческой
жизни. Рассматривал бытие как единство
трех миров - макрокосма (Вселенная), микрокосма
(человек), Библия - основа единства человеческого
бытия. Цель и задача человека - выявить
свою сущность через достижения наибольшего
"сродства" всех частей бытия. М.М.Щербатов
в духе рационализированного варианта
христианского платонизма рассматривает
образ идеального государства, занимает
антиекатериненские позиции. Наиболее
полно и всесторонне эту проблему рассмотрел
А.Н.Радищев (1749-1802) в своей книге "Путешествие
из Петербурга в Москву", претерпевший
за резкую критику гонения и длительную
ссылку в Сибирь.
В целом XVIII век в развитии
философской мысли в России характеризовался
как век окончательного становления светской
философии в ее надконфессиональной деистической
форме (надконфессиональный деизм). В процессе
становления светской философии, научной
философии, философии гуманизма большую
роль сыграли рассмотренные взгляды двух
разносторонних научных деятелей и философов:
Ломоносова М.В. и Радищева А.Н.
Список использованной литературы
Информация о работе Философские взгляды М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева