181.Евдокимов Р.Б. Должностные лица
в идеальном государстве платоновских
«Законов» // Платон и его эпоха. М., 1979.
С.191 - 212.
182.Там же. С.210.
- Гуторов В.А. Античная социальная
утопия. Л., 1989. С.156.
- Фролов Э.Д. Факел Прометея
(очерки античной общественной мысли).
Л., 1991. С. 420 - 426.
- Виндельбанд В. История древней
философии. М., 1911. С.180 - 231.
- Этот факт отмечает Абрамов
А.И.: Платон в России // Русская философия.
Словарь. М., 1995. С.378.
- Грот Н.Я. Очерк философии Платона.
М., 1896.
- Трубецкой С.Н. Курс истории
древней философии. М.. 1915. Ч.2. С.17 - 26.
- Тахо-Годи А.А. Миф у Платона
как действительное и воображаемое // Платон
и его эпоха. М., 1979. С.58 - 83.
261.Асмус В.Ф. История античной философии.
М., 1965. Он же. Античная философия М., 1976.
262.Асмус В.Ф. Историко-философские
этюды античной философии. М., 1984. С. 3 - 45.
- Зоргенфрей Г.Г. Социальная
педагогика Платона // Журнал министерства
народного просвещения. 1906. Ч. VI №12. С. 188
- 202.
- Шостьин А.П. Нравственно воспитательное
значение музыки по воззрениям Платона
и Аристотеля. Сергиев Посад, 1898.
- Рубинштейн М.М. Очерк педагогической
психологии в связи с общей педагогикой.
М.. 1913.
- История педагогики. М., 1987.
311.Медынский Е.Н. Воспитание в древнем
мире // Очерки по истории педагогики. М.,
1952.
312.Там же. С. 14
- Журковский Г.Е. Очерки истории
античной педагогики. М.. 1963.
- Татаркевич В. Античная эстетика.
М.. 1977.
- Боннар А. Греческая цивилизация
// Сочинения в трех томах. М., 1991. Т.3.
- История греческой литературы
// под общей редакцией Соболевского С.И.,
Грабарь-Пассек М.Е., Петровского Ф.А. М..
1955. Т.2. С. 180 - 199.
- Радциг С.И. История древнегреческой
литературы. М.. 1982. С. 392 - 398.
- Алпатов М.В. Художественные
проблемы искусства древней Греции. М.,
1987. С. 187 - 188.
- Новгородцев П.И. Об общественном
идеале. М., 1991 (переиздание).
391.Нерсесянц В.С. Политические
учения древней Греции. М., 1979.
История политических и правовых учений
// под общей редакцией Нерсесянца В.С.
М., 1996.
392.Нерсесянц В.С. Платон. М., 1984.
- Большая Советская энциклопедия
// 2-е издание. М., 1955. Т.33. С.222.; Большая Советская
энциклопедия // 3-е издание. М., 1975. Т.20. С.15.;
Настольный энциклопедический словарь
// издание товарищества А. Гранат
и Ко. М., 1884. Т.6. С. 3921.; Педагогическая
энциклопедия. М.. 1966. Т.3. С.414.; Педагогический
словарь. М., 1960. С. 134.; Словарь эстетика.
М., 1989. С. 258 - 259.; Советская энциклопедия.
М., 1968. Т.11. С.203.; Философский энциклопедический
словарь. М.. 1989. С. 480.; Энциклопедия // издание
Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. СПб., 1898. Т.46. С.
846.
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ I
- В исследовании были использованы работы
по проблеме полиса в целом и по кризису
полиса, в частности. Античная демократия
в свидетельствах современников. М., 1996.
Глускина Л.М. Проблемы кризиса полиса.//
Античная Греция. М., 1983. Т.2. Древняя Греция.//
Под ред. Струве В.В. М., 1956. Кошеленко Г.А.
Греческий полис и проблемы развития экономики.
// Античная Греция. М., 1983. Т.1. Его же. Греческий
полис на эллинистическом востоке. М.,
1973. Фролов Э.Д. Младшая тирания. // Античная
Греция. М., 1983. Т.2. Его же. Панэллинизм в
политике IV в. до н.э. // Указ. соч. Его же.
Огни Диоскуров. Л., 1984.
- Фролов Э.Д. Младшая тирания.
// Античная Греция. М., 1983. Т.2. С.121.
- Исследование специально не
останавливается на политических особенностях
идеального государства Платона. См.: Нерсесянц
В.С. Политические учения Древней Греции.
М., 1979. Его же. Платон. М., 1984.
- По мнению Фролова Э.Д. "перестройка
на идеальных началах казалась Платону
не возможной без совершенства отдельных
граждан". См.: Факел Прометея. Л., 1991.
С. 410.
- Мишулин А.В. считает, что в
«Государстве» и «Законах» отражена злободневная
для того периода времени проблема -- "передвижение
земельной собственности". См.: Утопический
план аграрной магнезии (по «Законам»
Платона). // ВДИ. 1938.№3(4). С.92-117.
- Фролов Э.Д. Факел Прометея.
Л., 1991.
- Карпюк С.Г. OCLOS от Эсхила до Аристотеля: история
слова в контексте истории афинской демократии.
// ВДИ. 1995. №4. С.35-51.
- Маринович Л.П. Греческое наемничество
IV в. до н.э. и кризис полиса. М., 1975. Исследовательница
продемонстрировала свой подход к кризису
полиса, предложив не считать кризис полиса
"заранее данной … причиной развития
наемничества". С.5.
- Фролов Э.Д. считает, что Платон
приходит к такому решению из-за неспособности
современных политиков "вывести государственный
мир греков из того хаоса, куда он погрузился".
См.: Факел Прометея. Л., 1991. С. 406.
- Гуторов В.А. приводит различные
точки зрения исследователей на трехсословную
структуру идеального полиса Платона.
См.: Античная социальная утопия. Л., 1989.
С. 157-159.
- Глускина Л.М. Проблемы кризиса
полиса.// Античная Греция. М., 1983. Т.2. С.
121-123.
- Асмус В.Ф. об этом положении
Платона отозвался следующим образом:
"С редким ригоризмом Платон понял характерную
для античного полиса связь единичного
с целым, зависимость личности от более
широкого целого, обусловленность индивида
государством". См.: Платон. М., 1969. С.
179.
- Кареев Н.И. Государство -- город
античного мира. СПб., 1903. Гл. XIV. С. 205-231.
- Фролов Э.Д. Факел Прометея.
Л., 1991. С. 408.
- Волгин В.П. Очерки истории
социалистических идей. М., 1975. С. 29-32.
- Асмус В.Ф. склонен к другому
переводу этого слова -- "сдерживающая
мера". См.: Платон. М., 1969. С. 156.
- Асмус В.Ф. Платон. М., 1969. С.
154.
- В частности, см.: Гуторов В.А.
Античная социальная утопия. Л., 1989. С. 156,
Фролов Э.Д. Факел Прометея. Л., 1991. С. 408.
- Карпюк С.Г. Указ. соч.
- В целом, о мифотворчестве
Платона см.: Тахо - Годи А.А. Миф у Платона
как действительной и воображаемое. //
Платон и его эпоха. М., 1979. Интересно также
объяснение платоновского мифа у Фролова
Э.Д.: "миф -- историческое, легендарное
предание представляет благодаря своей
неопределенности широкие возможности
для поиска и нахождения идеальных порядков,
а также дает возможность преодолевать
все барьеры, которые ставит действительность
по отношению к идеальному государству
и обществу". См.: Факел Прометея. Л.,
1991. С. 414.
- Нерсесянц В.С. Платон М.. 1984.
С. 39.
- Гуторов В.А. Античная социальная
утопия. Л., 1989. С. 167.
- Можно сделать предположение,
что изменение целей воспитания Платоном
связано с его неудачными попытками воплощения
на практике замыслов преобразования
общества. Подробнее об этом см.: Гуторов
В.А. Политическая теория и политическая
практика эпохи кризиса греческого полиса
(о платоновском государственном деятеле).
// Политические деятели античности средневековья
и нового времени. Межвузовский сборник.
Л., 1983. С. 28-37. Его же. Античная социальная
утопия. Л., 1989. С. 147-149.
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ II
- Вопросы образования в исследовании
затрагиваться не будут.
- Медынский Е. Н. выводит цели
воспитания из философских установок
Платона -- "с помощью воспитания Платон
пытается приблизить мир реальный к миру
идей". См.: Очерки по истории педагогики.
М., 1952. С.14.
- Гуторов В. А. Античная социальная
утопия. Л., 1989. С. 164.
- Там же.
- Деление возрастных групп
дается по: Зоргенфрей Г.Г. Социальная
педагогика Платона // Журнал министерства
народного просвещения. 1906. Ч. VI. №12. С.
188 -- 202.; Новосадский Н.И. Педагогические
идеалы Платона // Варшавские университетские
известия. 1904. №1.
- Лосев А.Ф. Платон // Лосев А.Ф.,
Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.
С.8.
- Подробнее о вопросах эстетики
во взглядах Платона на воспитание см.:
Лосев А.Ф. История античной эстетики.
Софисты. Сократ. Платон. М., 1969.; Татаркевич
В. Античная эстетика. М., 1977.; История греческой
литературы // под общей ред. Соболевского
С.И., Грабарь-Пассек М.Е., Петровского Ф.А.
М., 1955. Т.2. С. 180-199.; Алпатов М.В. Художественные
проблемы искусства древней Греции. М.,
1987. С. 187-188.
- Волгин В.П. выделяет такие
нравственные качества, как "мужество,
рассудительность, чувство справедливости".
См. Очерки истории социалистических идей.
М., 1975. С. 34.
- Волгин В.П. считает, что в «Законах»
задачи воспитания у Платона нацелены
на закрепление законопослушности и преданности
традициям. См. Там же. С. 36.
- Подробнее об этом см.: Журковский
Г.Е. Очерки истории античной педагогики.
М., 1963. С. 214-220.; Радциг С.И. История древнегреческой
литературы. М.. 1982. С. 352.
- Боннар А. считает, что "под
музыкой разумеется все: поэзия, музыка
в собственном смысле слова и танец".
См.: Греческая цивилизация // Сочинения
в трех томах. М., 1991. Т.3. С. 118.
- Подробнее о музыке в системе
воспитания Платона см.: Шостьин А.П. Нравственно
воспитательное значение музыки по воззрениям
Платона и Аристотеля. Сергиев Посад, 1898.
- Шостьин А.П. выделяет в системе
воспитания Платона и "не правильное
обращение к музыке". Там же. С. 3-4.
- Новосадский Н.И. Указ. соч.
С.12.
- Гиро П. Частная и общественная
жизнь греков. СПб., 1913. С. 43.
- Новосадский Н.И. Указ. соч.
С.7.
- Интересно для сравнения спартанское
воспитание. См.: Кареев Н.И. Государство
-- город античного мира. СПб., 1903. Гл. XI.
С. 147 - 165.
- Новосадский Н.И. Указ. соч.
С.5.
- Фролов Э.Д. Факел Прометея.
Л., 1991. С. 424.
- Журковский Г.Е. считает, что
с помощью этих игр Платон "навязывает
ребенку то, что угодно окружающим его
взрослым". Указ. соч. С. 244.
- См.: «Государство», VII, 514a-521c.;
Эрн В.Ф. Верховное постижение Платона
// Сочинения. М., 1993.
- Новгородцев П.И. Об общественном
идеале. М., 1991 (переиздание). С.101.
- На это обращал внимание Асмус
В.Ф. Историко-философские этюды античной
философии. М., 1984. С. 30.
- Подобные аналогии проводит
в своей работе Гиро П. Указ. соч. С. 31.
- Подробнее об этом см.: Евдокимов
Р.Б. Должностные лица в идеальном государстве
платоновских «Законов» // Платон и его
эпоха. М., 1979. С.191 - 212.; Журковский Г.Е. Указ.
соч. С. 240-241.
- Учителя не пользовались большим
почетом и уважением в обществе. Подробнее
об этом см.: Штаерман Е.М. В афинской школе
// Древняя Греция. М., 1974. С.211-217.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Источники
1.1. Платон. Государство. Перевод Егунова
А.И. // Собрание сочинений в четырех томах.
М., 1994. Т.3.
1.2. Платон. Законы. Перевод Егунова
А.И. // Собрание сочинений в четырех томах.
М., 1994. Т.4.
2. Литература
2.1. Абрамов А.И.: Платон в России // Русская
философия. Словарь. М., 1995.
2.2. Алпатов М.В. Художественные проблемы
искусства древней Греции. М., 1987.
2.3. Античная демократия в свидетельствах
современников. М., 1996.
2.4. Асмус В.Ф. Античная философия М.,
1976.
2.5. Асмус В.Ф. История античной философии.
М., 1965.
2.6. Асмус В.Ф. Историко-философские
этюды античной философии. М., 1984.
2.7. Асмус В.Ф. Платон. М., 1969.
2.8. Боннар А. Греческая цивилизация
// Сочинения в трех томах. М., 1991. Т.3.
2.9. Бузескул В.П. Школьное дело у древних
греков по новым данным // Вестник Европы.
СПб., 1911. Апрель.
2.10. Бузескул В.П. Современные темы
в античной Греции // Вестник Европы. СПб.,
1911. Август, сентябрь.
2.11. Виндельбанд В. История древней
философии. М., 1911.
2.12. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи
древних Греции и Рима. М., 1988.
2.13. Волгин В.П. Очерки истории социалистических
идей. М., 1975.
2.14. Гиро П. Частная и общественная
жизнь греков. СПб., 1913.
2.15. Глускиной Л.М.: Проблемы кризиса
полиса // Античная Греция. М., 1983, Т.2.
2.16. Грот Н.Я. Очерк философии Платона.
М., 1896.
2.17. Гуторов В.А. Античная социальная
утопия. Л., 1989.
2.18. Гуторов В.А. Политическая теория
и политическая практика эпохи кризиса
греческого полиса (о платоновском государственном
деятеле). // Политические деятели античности
средневековья и нового времени. Межвузовский
сборник. Л., 1983.
2.19. Диаген Лаэртский.// Учебники платоновской
философии. М., 1995.
2.20. Древняя
Греция.// Под ред. Струве В.В. М., 1956.
2.21. Евдокимов
Р.Б. Должностные лица в идеальном государстве
платоновских «Законов» // Платон и его
эпоха. М., 1979.
2.22. Журковский
Г.Е. Очерки истории античной педагогики.
М.. 1963.
2.23. Зоргенфрей
Г.Г. Социальная педагогика Платона // Журнал
министерства народного просвещения.
1906. Ч. VI №12.
2.24. Исаева
В.И. Принципы межполисных отношений в
конце V- середины IV в. до н. э.// Античная
Греция. М., 1983, Т.2.
2.25. История
греческой литературы // под общей редакцией
Соболевского С.И., Грабарь-Пассек М.Е.,
Петровского Ф.А. М.. 1955. Т.2.
2.26. История
педагогики. М., 1987.
2.27. История
политических и правовых учений // под
общей редакцией Нерсесянца В.С. М., 1996.
2.28. Кареев
Н.И. Государство -- город античного мира.
СПб., 1903. Гл. XIV. Гл. XI.
2.29. Карпюк
С.Г. OCLOS от Эсхила до Аристотеля: история слова
в контексте истории афинской демократии.
// ВДИ. 1995. №4.
2.30. Кошеленко
Г.А. Греческий полис и проблемы развития
экономики. // Античная Греция. М., 1983. Т.1.
2.31. Кошеленко
Г.А. Греческий полис на эллинистическом
востоке. М., 1973.
2.32. Лосев
А.Ф. История античной эстетики. Софисты.
Сократ. Платон. М., 1969.
2.33. Лосев
А.Ф. Платон // Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон.
Аристотель. М., 1993.
2.34. Лурье
С.Я. История Древней Греции. М., 1990 (переиздано
1940г.).
2.35. Маринович
Л.П. Греческое наемничество IV в. до н.э.
и кризис полиса. М., 1975.
2.36. Медынский
Е.Н. Воспитание в древнем мире // Очерки
по истории педагогики. М., 1952.
2.37. Мишулин
А.В. Утопический план аграрной магнезии
(по «Законам» Платона). // ВДИ. 1938.№3(4).
2.38. Нерсесянц
В.С. Платон. М., 1984.
2.39. Нерсесянц
В.С. Политические учения древней Греции.
М., 1979.
2.40. Новгородцев
П.И. Об общественном идеале. М., 1991 (переиздание).
2.41. Новосадский
Н.И. Педагогические идеалы Платона // Варшавские
университетские известия 1904. №1.
2.42. Радциг
С.И. История древнегреческой литературы.
М.. 1982.
2.43. Рубинштейн
М.М. Очерк педагогической психологии
в связи с общей педагогикой. М.. 1913.
2.44. Сергеев
В.С. История древней Греции. М., 1948. С.325
- 330., История древнего мира М., 1952.
2.45. Татаркевич
В. Античная эстетика. М.. 1977.
2.46. Тахо-Годи
А.А. Миф у Платона как действительное
и воображаемое // Платон и его эпоха. М.,
1979.
2.47. Трубецкой
С.Н. Курс истории древней философии. М..
1915. Ч.2.
2.48. Фролов
Э.Д. Младшая тирания. // Античная Греция.
М., 1983. Т. 2.
2.49. Фролов
Э.Д. Огни Диоскуров, Л., 1984.
2.50. Фролов
Э.Д. Панэллинизм в политике IV в. до н. э.//
Античная Греция. М., 1983. Т. 2.
2.51. Фролов
Э.Д. Факел Прометея (очерки античной общественной
мысли). Л., 1991.
2.52. Хафнер
Г. Выдающиеся портреты античности. 337
портретов в слове и образе. М., 1984.
2.53. Шостьин
А.П. Нравственно воспитательное значение
музыки по воззрениям Платона и Аристотеля.
Сергиев Посад, 1898.
2.54. Штаерман
Е.М. В афинской школе // Древняя Греция.
М., 1974.
2.55. Эрн
В.Ф. Верховное постижение Платона // Сочинения.
М., 1993.