Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 23:41, реферат
Греческая философская мысль была достаточно разнообразна в своем развитии, оригинальность греческого мышления не позволяла заключить себя в узкие рамки определенных направлений, но "с методической постепенностью, хотя в то же время заявляя редкую подвижность, переходя от одной системы в другую, развилась в целом ряду форм, отразивших в себе движение в различных направлениях греческого гения"[3].
Учение о формировании характера в реальных по” ступках, которые у людей как существ “политических” всегда предполагают нравственное отношение к другим, ставило психическое развитие человека в причинную, закономерную зависимость от его деятельности.
Изучение органического мира побудило Аристотеля придать новый смысл основному принципу научного объяснения — принципу причинности (детерминизма). Среди различных типов причинности Аристотель выделил особую целевую причину или “то ради чего совершается действие”, ибо, согласно Аристотелю, “природа ничего не делает напрасно”. Конечный результат процесса (цель) заранее воздействует на его ход. Психическая жизнь в данный момент зависит не только от прошлого, но и неизбежного будущего (то, что должно произойти, определяется происходящим сейчас).
Итак, Аристотель преобразовал ключевые объяснительные принципы психологии: системности (организации), развития, детерминизма. Душа для Аристотеля — это не особая сущность, а способ организации живого тела, представляющего собой систему; душа проходит разные этапы в развитии и способна не только запечатлевать то, что действует на тело в данный момент, но сообразовываться с будущей целью.
Аристотель открыл и изучил множество конкретных психических явлений. Но так называемых “чистых фактов” в науке нет. Любой факт по разному видится в зависимости от теоретического угла зрения, от тех категорий и объяснительных схем, которыми вооружен исследователь. Обогатив объяснительные принципы, Аристотель представил совершенно иную сравнительно с предшественниками картину устройства, функций и развития души.
В заключение данной работы необходимо отметить, что "в лице Платона и Аристотеля древняя греческая философия достигает высшего процветания: здесь мы имеем все существенное, что было выработано гением греческого ума как и в научном отношении, так и относительно вопросов жизни"[41].
Учение Платона об идеях и Аристотеля о формах это классический гносеологический рационализм, т.к. оба объясняют происхождение знаний посредством разума. Каждое учение имеет свои слабые и сильные стороны.
Поскольку теория Платона утверждает, что наши понятия это копии оригиналов идей, то его гносеологическое учение можно охарактеризовать как рационалистический реализм.
Платоновское рациональное
объяснение происхождения наших
знаний гениально, и никакая другая
рациональная гносеология не сказала
большего. Для объяснения же механизма
познания, Платон вынужден был допустить
существование умозрительного мира
идей, и предложил некую мифологему
(т. е. философское соображение
Слабость его теории двух миров заключается в том, что нельзя доказать реальность умозрительного мира. Платон невероятное объясняет еще более невероятным.
Рационализм же Аристотеля имеет несколько иной характер и может быть классифицирован как рационалистический идеализм, т.к. понятие у него не копия идеи, а творческое действие ума. Именно, невозможность даже для сверхгениального Платона дать убедительное для здравого смысла объяснение по вопросу об оригиналах понятий, заставила Аристотеля фактически отвергнуть учение Платона и прийти к заключению, что идеи находятся в вещах, а извлекаемое понятие не копия, а продукт умственного творчества.
Хотя внешне теория Аристотеля,
приближается к здравому смыслу, удобна
для понимания, внутренне она
еще менее правдоподобна
По сути получается, что Аристотель дает лишь только видимость объяснения вопроса о прохождении знаний.
1. Линицкий П. Платон -
представитель идеализма в
2. Трубецкой Е. Политические
идеалы Платона и Аристотеля
в их всемирно-историческом
3. Линицкий П. Общий взгляд на философию// ТКДА, 1867, т. 4, с. 81.
4. Трубецкой С. Н. История древней философии. Ч. 1. М., 1906, с. 156.
5. Линицкий П. Нравственные
и религиозные понятия у
6. Соловьев В. С. Жизненная драма Платона. Т.9. Собр. соч. Брюссель, 1966, с. 205.
7. Козлов А. А.. Метод
и направление философии
8. Трубецкой С. Н. Метафизика в древней Греции. М., 1890, с. 453.
9. Трубецкой С. Н. История Древней Философии. Ч.1. М., 1906. с. 158.
10. Нерсесянц В. С. Платон. М., 1984, с. 14.
11. Козлов А. А. Цит. соч., с. 6.
12. Геворкян А. Т. Идеализм в "Софисте" Платона // Вопросы философии, 1986, № 11, с. 117.
13. Лосев А. Ф. Очерки
античного символизма и
14. Геворкян А. Т. Иносказание в "Теэтете" Платона // Вопросы философии, 1985, № 1, с. 101.
15. Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1994, с. 155.
16. Зеленогорский Ф. Учение Аристотеля "о душе" в связи с учением о ней Сократа и Платона. СПб., 1871, с. 46.
17. Целлер. Очерк истории греческой философии. СПб., 1886, с. 115.
18. Богдашевский Д. Учение Платона о знании // ТКДА, 1897, т. 3. с. 562.
19. Сотонин К. К вопросу об идеях Платона. Петроград, 1915, с. 9.
20. Зеленогорский Ф. Идеи и диалектика по Платону // Вера и Разум, 1890, т. 2, ч. 1, с. 291.
21. Виндельбанд. История древней философии. СПб., 1893, с. 16.
22. Соловьев В. Платон. Статьи из энциклопедического словаря. Собр. соч. Т .10. Брюссель, 1966, с. 474.
23. Булгаков С., прот. Свет невечерний. М., 1994, с. 94.
24. Поппер К. Открытие, общество и его время. Ч. 1. Чары Платона. М., 1992, с. 57.
25. Бугай Д. В. Критика теории идей в "Пармениде" Платона // Вопросы философии, 1997, № 4, с. 139.
26. Остроумов М. Обзор философствующих учений. Т. 2. М., 1880, с. 177.
27. Остроумов М. Цит. соч. с. 178.
28. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981 с. 264.
29. Линицкий П. Платон -
представитель идеализма в
30. Карпов В. Натурфилософия Аристотеля и ее значение в настоящее время // Вопросы философии и психологии, 1911, ноябрь-декабрь, с. 725.
31. см.: Чанышев А. Н. Цит. соч., с. 284; Асмус В. Метафизика Аристотеля // Аристотель . Собр. соч. Т. 1. М., 1976. с. 5.
32. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. Ч. 2. М., 1997, с. 409.
33. Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994, с. 552.
34. Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985, с. 206.
35. Лосев А. Ф. Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель . М., 1993, с. 315.
36. Булгаков С., прот. Цит. соч., с. 95
37. Зеленогорский Ф. Природа
и жизнь по природе по
38. Джохадзе Д. В. Диалектика Аристотеля // Вопросы философии, 1971, № 7, с.107.
39. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976, с. 274.
40. Линицкий П. Обзор философских учений. Киев, 1874. с. 28.
41. Линицкий П. Платон -
представитель идеализма в
Библиография
Источники
1. Аристотель . Метафизика. Собр. соч. Т. 1. М., 1976
2. Аристотель . Никомахова Этика. Собр. соч. Т. 4. М., 1988.
3. Платон. Государство. Собр. соч. Т. 3. М., 1971.
4. Платон. Парменид Собр. соч. Т. 2. М., 1970.
5. Платон. Теэтет. Собр. соч. Т. 2. М., 1970.
6. Платон. Тимей. Собр. соч. Т. 3. М., 1971.
7. Платон. Федон. Собр. соч. Т. 2. М., 1970.
8. Платон. Федр. Собр. соч. Т. 2. М., 1970.
9. Платон. Филеб. Собр. соч. Т. 3. М., 1971.
Использованная литература
1. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976, с.274.
2. Асмус В. Ф. Метафизика Аристотеля // Аристотель . Собр. соч. Т. 1. М., 1976.
3. Богдашевский Д. Учение Платона о знании // ТКДА, 1897, т. 3.
4. Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985.
5. Бугай Д. В. Критика теории идей в "Пармениде" Платона // Вопросы философии, 1997, № 4.
6. Булгаков С., прот. Свет невечерний. М., 1994.
7. Виндельбанд К. История древней философии. СПб., 1893.
8. Геворкян А. Т. Идеализм в "Софисте" Платона // Вопросы философии, 1986, № 11.
9. Геворкян А. Т. Иносказание в "Теэтете" Платона // Вопросы философии, 1985, № 1.
10. Джохадзе Д. В. Диалектика Аристотеля // Вопросы философии, 1971, № 7.
11. Зеленогорский Ф. Идеи и диалектика по Платону // Вера и Разум, 1890, т. 2, ч. 1.
12. Зеленогорский Ф. Природа
и жизнь по природе по
13. Зеленогорский Ф. Учение Аристотеля "о душе" в связи с учением о ней Сократа и Платона. СПб., 1871.
14. Карпов В. Натурфилософия Аристотеля и ее значение в настоящее время // Вопросы философии и психологии. М., 1911, ноябрь-декабрь.
15. Козлов А. А.. Метод
и направление философии
16. Линицкий П. Нравственные
и религиозные понятия у
17. Линицкий П. Обзор философских учений. Киев, 1874.
18. Линицкий П. Общий взгляд на философию // ТКДА, 1867, т. 4.
19. Линицкий П. Платон -
представитель идеализма в
20. Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1994
21. Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994,
22. Лосев А. Ф. Очерки
античного символизма и
23. Лосев А. Ф. Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель . М., 1993.
24. Нерсесянц В. С. Платон. М., 1984.
25. Остроумов М. Обзор философствующих учений. Т.2. М., 1880.
26. Поппер К. Открытие, общество и его время. Ч. 1. Чары Платона. М., 1992.
27. Соловьев В. С. Жизненная драма Платона. Т. 9. Собр. соч. Брюссель, 1966.
28. Соловьев В. С. Статьи
из энциклопедического словаря.
29. Сотонин К. К вопросу об идеях Платона. Петроград, 1915.
30. Трубецкой Е. Политические
идеалы Платона и Аристотеля
в их всемирно-историческом
31. Трубецкой С. Н. История древней философии. Ч. 1, М., 1906.
32. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. Ч. 2, М., 1997.
33. Трубецкой С. Н. Метафизика в древней Греции. М., 1890.
34. Целлер. Очерк истории греческой философии. СПб., 1886.
35. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии.
Информация о работе Философские взгляды Платона и Аристотеля