Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 12:10, контрольная работа
С творчеством Ф. М. Достоевского в русской философии берёт начало жанр антиутопии, блестяще продолженный и развитый мыслителями художниками 20 века. Этот жанр не имел аналогов в европейской философии и литературе, он нередко требовал языка притчи, исповеди, отказа от привычных форм изложения теории, от чисто рационального способа доказательства и прочувствованных сердцем, пережитых, выстраданных истин, тем самым утверждало русскую самобытность и своего рода неповторимость.
Произведения Ф. М. Достоевского порой противоречивы, часто наполнены труднопонимаемым мистическим оттенком, его мысли зачастую наполнены религиозной тематикой, но бесспорно одно - это великий прорицатель будущего России, это часть великой русской мысли.
Введение……………………………………………………………………………………….3
1.Феноменология человека в произведениях Ф.М.Достоевского……………….…………4
2.Этические и эстетические взгляды Достоевского…………………………………...……8
3. Проблемы историософии………………………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………………………14
Список используемых источников……………
2. Этические и эстетические взгляды Достоевского.
Эстетические взгляды Достоевского отличались глубиной и оригинальностью, они могут служить верным ключом к пониманию сути его философского творчества. Решающее, всеорганизующее значение в эстетике Достоевского имеет идеал. Проблемы искусства, морали, политики он решает с учетом идеала, без которого, по убеждению Достоевского, не может существовать ни настоящее искусство, ни достойное общество: «Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности. Даже можно сказать положительно, что ничего не будет, кроме еще пущей мерзости» [2, с. 89]. Потеря идеала, по Достоевскому, первопричина и отдельных человеческих бед, и общего социального неустройства.
В связи с тем, что у Достоевского эстетическое часто служит выражением этического, суждения Достоевского относительно идеалов общественно-политического характера, относительно моральных норм имеют и эстетический смысл, преломляются в его эстетическом идеале. Общественный идеал Достоевского — это братство людей, осуществленное добровольно в силу свободного желания личности объединиться в это братство. Идеал «золотого века», счастливого человеческого общества в намеках, в подкладке или прямо названный присутствует почти во всех произведениях Достоевского. Во «Сне смешного человека», опубликованном в апрельском выпуске «Дневника писателя» за 1877 год, Достоевский дает картину «золотого века», счастливого мира людей где-то в космических глубинах. Обычно пренебрегающий пейзажем, Достоевский здесь начинает с любовного, детального описания уголка природы счастливой страны. Мятущиеся люди его романов не имеют ни минуты времени, чтобы остановить взгляд на окружающем их мире; нет у них необходимого для этого покоя. Они выхватывают из окружения лишь детали, многозначительные, говорящие, и видят в них не мир, а опять-таки свою душу. И как будто впервые здесь, во «Сне смешного человека», Достоевский спокойно всматривается в мир, как это может делать безмятежный, избавленный от личных тревог, «обращенный наружу» счастливый человек. Общественный идеал Достоевского — всеобщее братство, полная гармония личного и общего, такое общественное устройство, при котором каждый был бы заинтересован в каждом. Под углом зрения своего общественного идеала Достоевский рассматривает качества личности, современные общественные ситуации и формирует свой эстетический идеал.
Элементы идеального Достоевский усматривает в народе, в народном сознании. Народ для него — носитель идеала прежде всего потому, что он тверд в критериях добра и зла. Впечатления от русской действительности привели его к мысли, что только народное сознание верно высокому моральному идеалу, только народ, и именно русский народ, не заблудился между добром и злом и хранит моральные основы. Чуждый материальному соблазну, любящий правду и готовый пожертвовать ради нее жизнью — таким представлялся русский народ Достоевскому. Русский народ был для писателя хранителем идеалов. Красоту «благообразия» (излюбленный Достоевским, принадлежащий народному языку синоним слова гармония) он показывает именно в образах людей из народа. Это Макар Долгорукий, Мама в «Подростке». Моральная высота, воплощенная в конкретно-чувственную форму, представляется в этих образах как высшая гармония, уравновешенность и покой. В них «простота и благородное величие», они заставляют вспомнить классические определения идеальной красоты.
Идеал красоты для Достоевского — это существенный элемент общественного сознания. «Идеал красоты, нормальности,— писал он,— у здорового общества не может погибнуть» [1,т.11с. 86]. Это высказывание Достоевского говорит о том, что идеалам, которые совпадали у него с понятием красоты, он придавал решающее значение не только в деле искусства, но вообще в развитии человечества. В этом смысле и следует понимать его знаменитое высказывание: «Красота спасет мир» [1,т.6с. 384]. Эстетика Достоевского чрезвычайно высоко поднимает момент воздействия идеала в художественном осмыслении действительности. Оценка любого явления искусства делается Достоевским на основе этого исходного положения.
Эстетический идеал в теоретической мысли писателя и в системе его творчества воплощает красоту нравственную. Гармония, «благообразие» — облик этой красоты, но высота моральная — главное в эстетическом идеале Достоевского. Эта красота — истина, к которой устремлена вся динамика его произведений. В эстетическом идеале Достоевского нравственная истинность его — вопрос первый. Гармония порядка, гармония форм при невыясненном или ложном содержании не может быть идеалом для серьезного художника. Таков один из эстетических принципов Достоевского. Идеал в эстетике Достоевского — та высшая точка эстетической программы, где сходится эстетическое и этическое.
Свои этические мысли Федор Михайлович изложил в произведениях «Записки из подполья», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и других.
Важнейшей проблемой он считал двойственность души человека, сочетание светлого "божеского" начала и эгоизма, жестокости, тяги к саморазрушению. Душа человека рассматривается им как диалектика добра (Бога) и зла ("бесов"). Человек постоянно стоит перед проблемой выбора между добром и злом. Люди подчиняются законам природы и общества, тяготятся этой зависимостью, пытаются доказать возможность свободного выбора.
Отступление от норм нравственности Достоевский считал не только следствием природных склонностей, но и явлением духовного мира человека. Достоевский отрицал рационализм свободы человека, утверждал, что свобода часто носит иррациональный и деструктивный характер. Человек может руководствоваться сознанием (разумом, совестью) и бессознательным (желаниями, страстями). Люди часто хотят действовать "по своей глупой воле". Такая воля, соединенная с равнодушным разумом, может привести к преступлению и саморазрушению личности.
Иногда выбор верной нравственной позиции лежит через страдания и даже преступление. Единственно верной этической позицией является христианство. Человек, по мнению Достоевского, не может жить без Бога в сердце. Любой поступок человека должен быть нравственно обоснован и оправдан. Даже гармоничный мир "всеобщего счастья" не должен достигаться ценой страданий. Достоевский отвергал автономию личности, поскольку индивид, замкнутый на себе, является носителем безнравственности; люди объединены глубинной духовной связью, всеобщим братством.
Мораль основана на ощущении Бога. Это ощущение проявляется в любви: распространяющейся на весь мир, все живые существа; нравственной; деятельной; постоянной. Только такая любовь, по мнению Ф.М. Достоевского, может спасти человечество от зла.
Ответ на вопрос, что есть благо для человека, связан у Достоевского с одной из любимых его идей — «не хлебом единым жив человек». Oн не отрицает, важность и необходимость материальных благ, но оттесняет их на второстепенные роли, потому что вопрос о смысле жизни – главный для человека. «И если у сытого не будет жизни духовной, идеала Красоты, то затоскует человек, умрет, с ума сойдет, убьет себя или пустится в языческие фантазии» [1.т.15.с.522]
Этический идеал Достоевского заключается в сознательной жертве личным ради общественного, причем, имеется в виду активная деятельность, а не пассивное ожидание. В ранних произведениях Достоевский осудил позицию бездеятельного мечтателя и впоследствии наделял своих героев мощным волевым началом; мысль всегда переходит у них в действие. «Счастье,— утверждал он,— не в том, чтобы иметь социальную возможность сидеть сложа руки, а в вечной неутомимой деятельности и в развитии на практике всех наклонностей и способностей» [1,т.2.с. 29].
3.Проблема историософии.
Достоевский – является автором оригинальных историософских концепций, оказавшей существенное влияние на дальнейшее развитие русской философской мысли. Формирование представления о философии истории проходило у Достоевского под влиянием ряда религиозно-философских и общественных традиций: христианский утопизм, почвенничество, исторический органицизм, немецкий романтизм и идеализм, утопический социализм и христианский гуманизм. Именно в его историософии религиозные искания Достоевского достигают наибольшей остроты.
Достоевский строил модель исторического процесса, совмещающую циклическую и линейную прогрессивную модель развития истории. Для него исторический процесс выстраивается в единую линию, но все человечество проходит через три цикла: патриархальный, цивилизационный и, завершающий историю, гармоничный
Историософские концепции Достоевского во многом обусловлены их антропологическими воззрениями. Достоевский проводит прямую аналогию между развитием человеческой личности и генезисом отдельных народов и всего человечества. Как человек стремится к единству с другими, так и народы пытаются приблизиться к общемировой гармонии и всечеловеческому единству по одному из двух альтернативных путей достижения этого идеала: социалистическому и христианскому. Социалистический идеал основан на внешнем авторитете и насилии над личностью, в то время как идеал христианский предполагает единство на основах свободы и любви. Истинное христианство сохранилось только в русском народе, который имеет мессианское призвание. Для Достоевского христианство не явлено еще в полной мере, христианский идеал найдет свое конечное воплощение в человечестве только в результате исторического развития, а история есть самораскрытие божественного начала в человечестве Достоевский считал, что, несмотря на верное стремление европейской цивилизации к единству, ей выбраны неверные средства. Материалистическому прогрессу философ противопоставляет христианский прогресс.
Проблема Европы, европейской культуры всю жизнь волновала Достоевского. Писатель не раз бывал на Западе и даже жил там четыре года подряд. Федор Михайлович «видел» Европу «мертвой». "Да она накануне падения, ваша Европа, повсеместного, общего и ужасного. Муравейник, давно уже созидавшийся в ней без церкви и без Христа (ибо церковь, замутив идеал свой, давно уже и повсеместно перевоплотилась там в государство), с расшатанным до основания нравственным началом, утратившим все, все общее и все абсолютное, — этот созидавшийся муравейник весь подкопан. Грядет четвертое сословие, стучится и ломится в дверь, и, если ему не отворят, сломает дверь",- пишет за год до смерти Достоевский. [2.с. 440] Отсутствие внутренней почвы для братства, глубокое обособление и эгоизм — это черты буржуазии, которая отвратительна Достоевскому. Достоевский жестоко и глубоко критикует (в "Записках из подполья") систему утилитаризма, на которой многие хотели и хотят построить человеческое общежитие; для Достоевского очевидно, что никакая система "разумного эгоизма" не может создать ничего, кроме "муравейника", что ответить на запросы и стремления человеческого духа, на его жажду и потребность свободы и "собственной воли" она не может. Для человека нет ничего выше и дороже свободы; всякая же рационалистическая система жизни предполагает в человеке отсутствие свободы как иррационального фактора. Современное мировоззрение не признает свободы в человеке, — потому что оно не признает Христа, но этим оно лишь больше обнажает хаос свободы, который открывается в человеке, если тот отходит от Христа. С непревзойденной глубиной и силой Достоевский вскрывает эту темную сторону в европейской душе, этот хаос, который царит в ней.
Причину трагедии Европы Федор Михайлович видит в католичестве, в том извращении им самых основ учения Христа. Достоевский утверждает: "Я не про религию католическую одну говорю, а про всю идею католическую, про участь наций, сложившихся под этой идеей"[2,с.239]. Достоевский думает, что идея всемирного единения людей, выдвинутая еще до христианства Римом, была усвоена христианством, которое создало идеал всемирного единения во Христе. Католичество утратило, однако, христианское начало и в новую христианскую формулу внесло прежнее римское содержание. Так родилась идея теократии, идея использования власти для приведения людей к единству во Христе; в основе теократии лежит, таким образом, мысль, что дело Христово может быть совершено лишь после того, как удастся подчинить человечество единой церковной власти. Социализм и является, в своем замысле "насильственного приведения людей к социальному "раю", не чем иным, как логическим развитием той же католической идеи, принявшей лишь новые формы.
Помочь Европе «воскреснуть» может только Россия. "Будущность Европы принадлежит России", — писал он в 1876 году ".[2.с. 94] Именно в России пребывает «святая Русь», а русский народ является богоносцем. По убеждению Достоевского, непреходящую ценность русского народа составляет Православие. Это – самое великое, самое святое и самое лучшее в нем. Россия велика тем, что обладает драгоценностью над драгоценностями – Православием. В «Дневнике писателя» она пишет так про Россию: «несет внутри себя драгоценность, которой нет нигде больше, – православие, что она – хранительница Христовой истины, но уже истинной истины, настоящего Христова образа, затемнившегося во всех других верах и во всех других народах» ".[2 с. 138]. Достоевский в своем мировоззрении объединял воедино русский народ и православие.
Ф.М.Достоевский создал собственную теорию всемирно – исторического развития, которая была изложена в «Дневнике писателя». По сути, его концепция представляет истолкование «Легенды о Великом Инквизиторе», как истории грехопадения Запада в лице Римской церкви.
Модель историософии Достоевского предполагает следующее развитие событий. Побежденный Рим сумеет обратиться к тому самому народу, который римская церковь всегда высокомерно от себя отталкивала, и от которого скрывала даже Евангелие Христово, запрещая переводить его на национальные языки. «Католичество умирать не хочет, социальная же революция и новый, социальный период в Европе тоже несомненен: две силы, несомненно, должны согласиться, два течения слиться. Разумеется, католичеству даже выгодна будет резня, кровь, грабеж и хотя бы даже антропофагия. Тут – то оно и может надеяться поймать на крючок, в мутной воде еще раз свою рыбу, предчувствуя момент, когда, наконец, измученное хаосом и бесправицей человечество бросится к нему в объятья, и оно очутится вновь, на уже, всецело и наяву, нераздельно ни с кем и единолично, «земным владыкою и авторитетом мира сего» и тем окончательно муже достигнет своей цели». "[2 с.320].
Заключение.
Не смотря на то, что у писателя нет ни одного именно философского сочинения, герои его художественных произведений в своих поступках и диалогах, ставят перед читателем ряд общефилософских проблем. Человек, личность, отношение к природе, общество и религия, мораль и нравственность, страдание и свобода-все эти темы «прожиты» в романах Федора Михайловича. Безусловно, центральное место в его творчестве занимает исследование человека, взаимодействие его как личности с обществом, проблемы его морали и нравственности. По мнению Достоевского, добро и зло – это не естественные явления, заложенные в природе человека, а явления духовного порядка, возникающие из человеческой свободы. Достоевский развенчивает миф о человеке как о существе разумном, показывая, что им руководит не только сознание, но и стихийные, иррациональные силы. В связи с этим много места в творчестве писателя уделено человеческому эгоизму, аморализму, драме борьбы добра и зла в человеческом сердце. В то же время Достоевский видит и ценит светлое, «божественное» начало в человеке, которое глубоко укоренено в каждой личности. Анализируя проблему человеческой свободы, Достоевский приходит к выводу, что беспредельная свобода делает человека рабом гордыни и беса властолюбия и приводит личность к саморазрушению. Причину кризиса европейской культуры писатель видел в «безбожном гуманизме» – гуманизме, свободном от высших ценностей. Поэтому он ратует за «христианский гуманизм», который утверждает абсолютную ценность человеческой личности как образа и подобия Божьего. Без Бога человек прожить не может.