Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 09:47, реферат
Формирование философского мышления, диалектического взгляда на мир философских школ и направлений в процесс непростой, многоплановый. Процесс этот очень сложный, так как формирование своего взгляда на мир невозможно без рассмотрений мировоззрений различных различные исторические эпохи. Для решения этих задач можно использовать одну из важнейших отраслей науки и естествознания - химическую науку. В последние годы интерес к философским проблемам химии заметно возрос и это не удивительно. Современная химия развивается стремительными темпами, плодотворно сотрудничая с физикой, математикой, биологией и другими науками. Роль химии в жизни и развитии общества очень велика.
Введение………………………………………………………………………………….3
Философские вопросы химии и их влияние на дальнейшее развитие химической науки. Химия в содружестве с другими науками и в тесном союзе с философией, дает обширный, фундаментальный материал для выработки у ученого научно-философских взглядов на природу и окружающий мир………………………………..….……..4
Основные понятия химической науки, играющие значительную роль в формировании философского мышления ……………………………………………….……..…..6
Химическое превращение есть главная задача химии…………..………………18
Заключение……………………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………………………23
* химические реакции являются
в принципе обратимыми. Степень
обратимости зависит от
* все вещества состоят
из мельчайших частиц, взаимодействие
которых в зависимости от
* состав образующихся соединений зависит также от факторов (а) и (б) и в общем случае должен быть переменным, что особенно характерно для растворов и сплавов.[6]
Химию можно определить как науку, изучающую вещества и процессы их превращения, сопровождающиеся изменением состава и структуры. Химический процесс сопровождается изменением состава веществ, их структуры и обязательно энергетическими изменениями в реагирующей системе. В химическом процессе происходит перегруппировка атомов, сопровождающаяся разрывом химических связей в исходных веществах и образованием химических связей в продуктах реакции. Вследствие взаимосвязанности форм движения материи и их взаимопревращаемости в результате химических реакций имеет место превращение химической энергии в теплоту, свет и др.[15]
Химические реакции - это превращение одних веществ (реагентов) в другие (продукты реакции), отличающиеся от исходных составом, строением и свойствами. Но при переходе от одних веществ к другим в процессе превращения в реакции может присутствовать переходное состояние. В нем имеет место протекание таких противоположных процессов, как соединение и распад, разложение и синтез, ассоциация и диссоциация. Именно в переходном состоянии наиболее отчетливо находят свое проявление единство прерывного и непрерывного в химической форме движения материи.
В процессе химической реакции меняется взаиморасположение реагентов, перестраивается химическая связь (электронные орбитали). Разрываются связи в исходных веществах и образуются новые связи в продуктах реакции. При этом реакция протекает с выделением или поглощением энергии в зависимости от соотношений энергией разрыва и образования связей.[11]
С количественной стороны реакция может характеризоваться объемными или весовыми соотношениями между реагирующими веществами, их концентрацией, скоростью процесса и т.д. Качественные и количественные характеристики любой реакции находятся в неразрывной связи. Поэтому, зная закономерности такой взаимосвязи, можно контролировать процесс, управлять им, что широко используется на практике.
Знания, накопленные в процессе изучения химических реакций, а также учение о химической связи и строении вещества обогатили и углубили представления человека о диалектике природных явлений и этим способствовали совершенствованию научной картины мира.[16]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Союз химии и философии имел место на протяжении всей их истории. Будучи составной частью в истории формирования общей естественнонаучной картины мира, история познания химических свойств вещества, история практического овладения им, тесно переплеталась с историей развития отношения человека с окружающим миром, с историей познания материальной и духовной стороны этих отношений. История химии убедительно свидетельствует о том, что многие крупные представители этой науки отличались высокой философской, гносеологической культурой и в той или иной мере всегда проявляли интерес мировоззренческой, методологической и социальной стороне развития химии, а характер и уровень их философской позиции всегда отражался в направлениях, методах и результатах их исследований.
Вопросы общего мировоззренческого характера и вопросы, касающиеся законов познания, особенно тесно вплетены в повседневную деятельность химика. Химическая наука находится сейчас на пороге грандиозного взлета. Ей предстоит выяснить процессы образования минералов земной коры, химических соединений на других планетах и звездах, проникнуть в самые тайники биохимических превращений, вооружить промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение новыми синтетическими препаратами. Те успехи, которые одерживала химия в познании природы, явились результатом тесного единства в развитии химической теории и практики.
Развитие химии убеждает в необходимости дальнейшего углубленного изучения механизмов научного мышления химиков, его «технологии», его особенностей на разных этапах химической науки. Гносеологический анализ познавательной деятельности химика, его абстракций, моделей, применяемых методов упрощения и идеализации важен в первую очередь для самих химиков.
Недостаточное понимание действия и природы средств познания, их происхождения и возможностей обычно оказывается причиной методологических ошибок в исследованиях и выводах, беспомощности перед натиском метафизических и идеалистических спекуляций на гносеологических трудностях при замене одних абстракций на другие, приводит к напрасной трате научных сил и материальных средств.[2]
В заключение можно сказать, что философские вопросы химии не являются вопросами, без решения которых эта наука может быстро и успешно развиваться. Эти вопросы, так или иначе, выступают как одна из составных частей и в разработке конкретных научных проблем современной химии, прежде всего ее больших теоретических проблем, и в повседневной деятельности химика по добыванию новых знаний о веществе, по преобразованию веществ природы в жизненно нужные людям материальные блага.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хотинский Е. С. Курс органической химии. - М., 1959 г., с. 4.
2. Гарковенко Р. В. Философские вопросы современной химии. - М., 1970 г., с. 3-25.
3. Маркс К. - Полн. Собр. Соч., т. 20, с. 511.
4. Жданов Ю. А. Углерод и жизнь. - Ростов-на-Дону, 1968 г., с. 18.
5. Кузнецов В. И., Печенкин А. А. Формирование мировоззрения учащихся в преподавании химии. - М., 1978 г., с.37.
6. Кузнецов В. И. Общая химия. - М., 1989 г., с. 17-64.
7. Крестов Г. А. Теоретические основы неорганической химии. - М., 1982 г., с. 4,10.
8. Кривокорытова Р. В. Философский камень ХХ века. - М., 1969 г., с. 69-93.
9. Ломоносов М. В. Полн. Собр. Соч., т. 1,2 - М., Л., из-во АН СССР, 1959 г., с. 21-151.
10. Жданов Ю. А. Очерки методологии органической химии. - М., 1960 г., с. 34, 301.
11. Периодический закон Д.И. Менделеева и его философское значение. Сб. Статей , 1947 г., с. 9-25.
12. Кудрявцев А. А. Составление химических уравнений. - М., 1991 г., с. 57.
13. Кузнецов В. И. Эволюция
представлений об основных
14. Кедров Б. Н. Философия и естествознание. - М., 1974 г., с. 157.
15. Ахметов Н. С. Общая неорганическая химия. - М., 1988 г., с. 7.
16. Ожерельев Д. И. Формирование научного мировоззрения в преподавании химии. М., 1982 г., с. 37.
17. Фролов И. Т. Философский словарь. - М., 1987 г.