Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:05, реферат
Данная работа состоит из четырех параграфов, в которых кратко рассмотрены и проанализированы основные части философии Ф.Бэкона - о методе эмпиризма и индуктивном методе, универсальной философии, учении об идолах и классификации наук, а так же уделено некоторое внимание описанию жизненного пути Ф.Бэкона.
Введение
§1. Линия жизни Френсиса Бэкона
§2. Учение Бэкона о методе эмпиризма и основные правила индуктивного метода
§3. Универсальная философия и учение об идолах Ф.Бэкона
§ 4. Классификация системы наук и роль философии.
Заключение
Список использованной литературы
В категорию идолов театра Бэкон включает ложные представления о мире, некритически заимствованные людьми из различных философских систем. Каждая философская система, по Бэкону, это сыгранная перед людьми драма или комедия. Сколько было создано в истории философских систем, столько было поставлено и сыграно драм и комедий, изображающих вымышленные, искусственные миры. Люди же эти постановки воспринимали “за чистую монету”, ссылались на них в рассуждениях, брали их идеи в качестве руководящих правил для своей жизни.
Идолы рода и пещеры относятся к естественным свойствам индивида, и их преодоление возможно на пути самообразования и самовоспитания. Идолы рынка и театра приобретены умом. Они являются следствием господства над человеком прошлого опыта: авторитета церкви, мыслителей и т. д. Поэтому борьба с ними должна проходить через преобразования общественного сознания.
В связи с этим важное место в философской системе Бэкона занимает критика господствующей в средние века схоластической философии, которую он считал главным препятствием на пути изучения природы. Бэкон говорил, что схоластическая философия плодотворна на словах, но бесплодна в делах и не дала миру ничего, кроме споров и препирательств. Коренной порок схоластики Бэкон усматривал в ее абстрактности, выразившейся, по его мнению, в сосредоточенности всей мыслительной деятельности на силлогизмах, на выведении из общих положений соответствующих частных следствий. Бэкон доказывал, что пользуясь только силлогизмами, нельзя достичь подлинного познания вещей и законов природы. Для того, чтобы оторвать философию от бесплодных богословских споров и дать философии возможность самостоятельного развития, Бэкон выдвинул теорию двойственной истины. В этой теории он проводил строгое разграничение предмета, функций и способов познания в теологии и философии. Теология изучает Бога - богопознание11. Ее функция - обоснование и защита религиозного вероучения. Предмет философии по Бэкону - природа; цель философии - изучение законов природы, разработка метода познания природы12.
§ 4. Классификация системы наук и роль философии.
«Наиболее правильным разделением человеческого знания является то, которое исходит из трех способностей разумной души, сосредоточивающей в себе знание»13. История соответствует памяти, поэзия - воображению, философия - рассудку. Историю, сообразованную с памятью - Бэкон делит на естественную и гражданскую, а каждую из них классифицирует еще более конкретно. Гражданская история разделена на церковную, на историю наук и собственно гражданскую историю. Поэзия разделена на эпическую, драматическую, параболическую. Наиболее дробно разделена и классифицирована философия, которая понимается весьма широко и делится на множество видов и подвидов знания. Но еще до того Бэкон отделяет ее от «теологии боговдохновения»; подразделения последней он предоставляет теологам. Что же касается философии, то она, прежде всего, разделяется на два больших блока: на учение о природе, или естественную философию, и первую философию. В первый блок, или философское учение о природе, входят теоретические учения (физика с ее приложениями, метафизика) и практические (механика, магия с их приложениями).
Бэкон широко и масштабно видит и философию в целом, и философию человека в частности. Так, в философию человека входит учение о теле (в которое включаются медицина, косметика, атлетика, «искусство наслаждения», т. е. изобразительное искусство и музыка) и учение о душе. Учение о душе имеет много подразделов. Надо иметь в виду, что речь идет здесь именно о философском учении о душе, уже отмежеванном от чисто теологических рассуждений. И поэтому неудивительно, что оно включает такие разделы, как логика (понимаемая также не вполне традиционно - не только как теория суждения, но и как теория открытия, запоминания, сообщения), этика и «гражданская наука» (которая делится в свою очередь на три учения - о взаимном обхождении, о деловых отношениях, о правлении или государстве). Полная классификация наук Ф. Бэкона не оставляет без внимания ни одной из существовавших тогда или даже возможных в будущем областей знания. В бэконовской классификации наук наряду с физикой или медициной фигурировали теология и магия.
По стилю своего философствования Ф. Бэкон - великий систематизатор и классификатор, что надо понимать не в чисто формальном смысле14. Вся его работа философа и писателя строится так, что любая глава книги служит как бы частью заранее составленной и строго выполняемой классификаторской схемы.
Заключение.
Творчество Бэкона оказало сильное влияние на общую духовную атмосферу, в которой формировалась наука и философия XVII в., особенно в Англии. Не случайно его призыв обратиться к опыту стал лозунгом для основателей Лондонского естественно-научного общества, куда вошли творцы новой науки - Р. Бойль, Р. Гук, И. Ньютон и др.
Потомкам Ф.Бэкон известен прежде всего как выдающийся философ-материалист и основоположник экспериментирующей науки. История, как это часто бывает, произвела строгий, но в конечном счете справедливый отбор, высветив в творческом наследии мыслителя и политика непреходящее и оставив в тени другие стороны его деятельности, многие из которых представлялись современникам (и действительно были) не менее важными.
В данной работе я рассмотрела жизненный путь Ф.Бэкона, события, оказавшие влияние на развитие его философии, кратко проанализировала основные тезисы его философской и научной мысли. Особенно интересным на мой взгляд, является стремление Ф.Бэкона к классификации изучаемых явлений и стремление к практическому применению получаемых им знаний, особенно в свете того, что зачастую, новые познания им добывались посредством проведения практических опытов, что вызывает восхищение и уважение его исследовательской деятельности.
Френсис Бэкон был выдающимся деятелем своего времени. Как бы предвидя свою посмертную славу, он писал: "Что касается моего имени и памяти обо мне, то я завещаю их милосердной людской молве, чужеземным народам и будущим векам"15.
Список использованной литературы:
1 А.Г.Спиркин «Философия», М; 1998 год
2 А.Г.Спиркин «Философия», М; 1998 год
3 А.А. Радугин. Философия: -2-е изд.- М.: Центр, 1997
4 Бэкон Ф. Новый Органон.- М., 1967.- С. 20
5 Бэкон Ф. Новый Органон.- М., 1967.- С. 37
6 А.А. Радугин. Философия: -2-е изд.- М.: Центр, 1997
7 А.А. Радугин. Философия: -2-е изд.- М.: Центр, 1997
8 Дисс. канд.фил. наук Смык Л.В. «Роль Ф.Бэкона в становлении философии как науки», 1991 г, Ленинград
9 А.А. Радугин. Философия: -2-е изд.- М.: Центр, 1997 год
10 А.А. Радугин. Философия: -2-е изд.- М.: Центр, 1997 год
11 А.А. Радугин. Философия: -2-е изд.- М.: Центр, 1997 год
12 А.Г.Спиркин «Философия», М; 1998 год
13 Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1977-1978. т. 1
14 А.Г.Спиркин «Философия», М; 1998 год
15 В.М.Караев «Фрэнсис Бэкон: политическая биография»; Новая и новейшая история, 1980, №3-4