Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 17:43, контрольная работа
Краткое описание
Философия – не только сфера рационально – понятийного осмысления, но и значительная духовная сила, оказывающая влияние на мировой процесс. Она непосредственно участвует в формировании общественного идеала, основных ценностно – мировоззренческих и методологических принципов, напоминая человеку о социально – практической значимости целостных представлений о мире, ставя перед мыслящим историческим субъектом вопрос о нравственных основаниях бытия.
Содержание
Введение 1. Становление индийской и китайской философии.……………..……....4 2. Философские идеи ведического периода и буддизма..…………………8 3. Конфуцианство и даосизм о человеке…………………………………..12 Заключение Список использованной литературы
Если Индия - царство религиозных
философий, а религиозное мышление
индийца насыщено метафизическими
спекуляциями, то Китай являет собой цивилизацию
иного типа. Социальная этика и административная
практика здесь всегда играли значительно
большую роль, нежели мистические абстракции
и индивидуалистические поиски спасения.
Трезвый и рационалистически мыслящий
китаец никогда не задумывался слишком
много над таинствами бытия и проблемами
жизни и смерти, зато он всегда видел перед
собой эталон высшей добродетели и считал
своим священным долгом ему подражать.
Если характерная этнопсихологическая
особенность индийца - его интровертивность,
ведшая в своем крайнем выражении к аскезе,
йоге, монашеству строгого стиля, к стремлению
индивида раствориться в Абсолюте и тем
спасти свою бессмертную душу от сковывающей
ее материальной оболочки, то истинный
китаец выше всего ценил как раз материальную
оболочку, т. е. свою жизнь. Величайшими
и общепризнанными пророками здесь считались,
прежде всего, те, кто учил жить достойно
и в соответствии с принятой нормой, жить
ради жизни, а не во имя блаженства на том
свете или спасения от страданий. При этом
этически детерминированный рационализм
был доминантой, определявшей нормы социально-семейной
жизни китайца.
Специфика религиозной структуры
и психологических особенностей мышления,
всей духовной ориентации в Китае видна
во многом..
В Китае тоже есть высшее
божественное начало - Небо. Но китайское
Небо - это не Яхве, не Иисус, не Аллах, не
Брахман и не Будда. Это высшая верховная
всеобщность, абстрактная и холодная,
строгая и безразличная к человеку. Ее
нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей
невозможно подражать, как и нет смысла
ею восхищаться. Правда, в системе китайской
религиозно-философской мысли существовали,
кроме Неба, и Будда (представление о нем
проникло в Китай вместе с буддизмом из
Индии в начале нашей эры), и Дао» (основная
категория религиозного и философского
Даосизма), причем Дао в его Даосской трактовке
(существовала и иная трактовка, конфуцианская,
воспринимавшая Дао в виде Великого Пути
Истины и Добродетели) близко к индийскому
Брахману. Однако не Будда и не Дао, а именно
Небо всегда было центральной категорией
верховной всеобщности в Китае.
Важнейшей особенностью древнекитайской
философии была весьма незначительная
роль мифологии. В отличие от всех иных
ранних обществ и соответствующих религиозных
систем, в которых именно мифологические
сказания и предания определяли весь облик
духовной культуры, в Китае уже с древности
место мифов заняли историзованные легенды
о мудрых и справедливых правителях. Легендарные
мудрецы Яо, Шунь и Юй, а затем культурные
герои типа Хуанди и Шэньнуна, ставшие
в сознании древних китайцев их первопредками
и первоправителями, заменили собой многочисленных
почитаемых богов. Тесно связанный со
всеми этими деятелями культ этической
нормы (справедливость, мудрость, добродетель,
стремление к социальной гармонии и т.
п.) оттеснил на второй план чисто религиозные
идеи сакрального могущества, сверхъестественной
мощи и мистической непознаваемости высших
сил. Иными словами, в древнем Китае с весьма
раннего времени шел заметный процесс
демифологизации и десакрализации религиозного
восприятия мира. Божества как бы спускались
на землю и превращались в мудрых и справедливых
деятелей, культ которых в Китае с веками
все возрастал. И хотя с эпохи Хань (III в.
до н. э. - III в. н. э.) ситуация в этом плане
стала изменяться (появилось множество
новых божеств и связанных с ними мифологических
преданий, причем частично это было вызвано
выходом на передний план и записью народных
верований и многочисленных суеверий,
до того пребывавших как бы в тени или
бытовавших среди включенных в состав
империи национальных меньшинств), на
характере китайских религий это уже мало
сказалось.
Этически детерминированный
рационализм, обрамленный десакрализованным
ритуалом, уже с древности стал основой
основ китайского образа жизни. Не религия
как таковая, но прежде всего ритуализованная
этика формировала облик китайской традиционной
культуры. Все это сказалось на характере
китайских религий, начиная с древнекитайской.
Одной из основных систем
китайской философии было конфуцианство.
Его создатель – философ Кун Цю по прозвищу
Кун Фу-цзы (учитель Кун, в латинской версии
– Конфуций) жил примерно в VI-V в. в. до н.
э. и излагал свое учение устно. Оно было
впоследствии записано его учениками
в книге «Беседы и суждения» (Лунь юй).
Зло не имеет самостоятельной
причины в мироздании, говорит Конфуций.
Наш мир сам по себе не зол и не может быть
таковым, потому что он создан и контролируется
абсолютно добрым и высшим, безличным,
пантеистическим началом – Небом (Тянь),
которое само, будучи добром, назначило
и мирозданию быть добрым. Небо установило
порядок (Ли), наполненный добродетелью,
то есть имеющий своим смыслом добро. Оно,
таким образом, изначально заложено в
программу мироздания. Зло не было создано
добрым Небом в качестве самостоятельного
элемента мира. Оно проистекает от нарушения
порядка, который был создан добрым, то
есть от нарушения добра. И это нарушение
производим мы – люди, оттого, что не понимаем
вполне этот небесный порядок, не видим
его, не можем или не хотим ему следовать,
выполнять его.
Для того, чтобы этого не происходило,
чтобы упорядочить и гармонизировать
человеческую жизнь, сделать ее благополучной,
нам следует понять небесную волю и тот
добрый порядок вещей, который оно установило.
Нам не следует искать общественное счастье
где-либо, так как оно всегда рядом с нами,
им нужно только воспользоваться. От нас
требуется всего лишь соблюдать добрый
порядок, назначенный нам Небом, жить по
нему, в соответствии с ним, выполнять
все его принципы и правила, никогда не
нарушать их, и тогда наша жизнь, построенная
на исполнении этого порядка и руководимая
им, будет безупречно правильной и оттого
счастливой. Основными ее принципами или
главными добродетелями, установленными
Небом, являются великодушие (куань), уважение
к старшим (ди), сыновняя почтительность
(сяо), верность долгу (и), преданность государю
(чжун) и другие. Понятно, что жизнь отдельного
человека и всего общества, покоящаяся
на соблюдении этих правил будет отличаться
необычайной стабильностью. Если люди
будут поступать не в силу субъективного
произвола каждого, не по своим личным
желаниям и устремлениям, которые разнообразны,
противоречат друг другу и потому раскалывают
общество, а в силу от века установленного
порядка, единого для всех, тогда человеческое
общежитие тоже будет одним целым, спаянным
нерушимым единством общественным организмом,
незыблемым и постоянным.
Конфуцианское учение как
нельзя лучше соответствовало историческим
процессам экономической, политической
и культурной консервации и изоляции Китая
и на долгое время стало официальной доктриной,
способствуя внутренней целостности,
неизменности и национальной самобытности
китайской цивилизации, которая для европейцев
всегда была непостижимой и загадочной.
Другой известной системой
китайской философии был Даосизм. Его
основатель, современник Конфуция, философ
Лао-цзы (старый учитель) написал сочинение
«Дао дэ цзин» (Книга о пути и добродетели).
Даосизм и представляет собой
учение естественного фатализма. Сам факт
нашего появления на Земле уже есть акт
нашей несвободы, потому что перед рождением
нас никто не спрашивал: хотим мы того
или нет. Нам не предоставляли выбрать
– родиться или не родиться. А если кто-то,
допустим, не хотел рождаться. Человек
и его существование - грандиозная сумма
огромного количества обстоятельств,
параметров или факторов, которая обуславливает,
формирует, задает то русло или колею,
в которой движется наша жизнь в строго
определенном направлении. Такое воззрение
является фатализмом, но только здесь
не сверхъестественная сила влияет на
человеческий путь, а сложение всех естественных
сил и обстоятельств ведет жизнь человека
в какую-либо сторону. Поэтому такой фатализм
мы называем естественным.
Человек, говорят Даосские
философы – это полет стрелы: она движется
туда, куда послала ее рука стрелка и зависит
ее движение от степени натяжения тетивы,
от сопротивления воздуха, от препятствий
на ее пути. Понятно, что направление ее
полета может измениться: подул сильный
ветер, пошел дождь, или она во что-нибудь
врезалась, но весь вопрос в том, может
ли стрела сама изменить направление своего
движения, самостоятельно отклониться
в ту или иную сторону, полететь назад
или же не лететь вовсе? Так и человеческая
жизнь летит в том направлении, которое
задают ей факторы и условия, ее формирующие,
внешние параметры и обстоятельства, ее
определяющие, и не может произвольно
изменить это направление. Путь жизни,
заданный всей суммой внешних сил, называется
Дао. Этот путь есть у любой вещи, потому
что каждый предмет мира и его существование,
как и человек, тоже результат всех возможных
факторов. И у всего мироздания есть свое
Дао. Если сложить абсолютно все вещи нашего
мира, все силы в нем действующие, все причины
и следствия во всем их грандиозном и необъятном
взаимодействии и целостности, то получится
единый путь - Дао нашего мироздания.
Естественный фатализм говорит
нам о парадоксальных вещах: получается,
что жизнь наша нам совсем не принадлежит,
так как она, да и мы сами это всего лишь
сумма от нас не зависящих факторов и условий.
Выходит, что жизнь происходит с нами,
для нас и делается нашими вроде бы руками,
но в то же время совершенно помимо нас,
вне нас и от нас не зависит.
Жизнь, исполненная такого
взгляда, ни к чему не стремящаяся, тихая
и спокойная, погружена в созерцание своего
Дао и в безмятежное следование ему. Невозмутимо
и мирно течет она неспешным потоком в
обозначенном ей русле, не подверженная
страстям, беспокойству и напряжению.
Просто и умиротворенно внемлет она окружающему
миру, как вечно внемлет небу цветущая
и увядающая, всегда прекрасная и безмолвная
природа. Истина Даосизма – это жизнь,
не противостоящая мирозданию, но спокойно
в нем растворяющаяся, и тем самым достигающая
мудрого счастья.
В Индийских философиях преимущественно
главным звеном и понятием являлась нравственность
человека, как путь его освобождения от
мира объектов и страстей. Путь самосовершенствования
души и тела, достижение нирваны. Дело
освобождения путем растворения души-Атмана
в мировой душе, универсальном принципе
мира - Брахмане.
Человек является частью
концепция круговорота жизни - сансара
и закон воздаяния - карма. Бесконечная
цепь перерождений и совершенствования
души, если достоин, то воплощаешься в
священнослужителя - брахмана, представителя
власти-кшатрия, земледельца, торговца
или ремесленника - вайшья. При неправедном
образе жизни – низшая каста-шудра (непосредственные
производители и зависимое население)
или в животного. Человек мыслится как
часть мировой души со стремлением к свободе.
В Китае Конфуций аналогично
делал упор на нравственное поведение.
Человек наделен небом этическими качествами,
должен поступать в согласии с моральным
законом - Дао и совершенствовать эти качества.
Цель достижение идеального человека,
благородного мужа. Центральная концепция
- человечность, гуманность, любовь, не
делай людям то, что не пожелаешь себе.
Принцип сыновней почтительности и уважение
к родителям. Лао-Цзы. Принцип Дао – надо
просто ему следовать. Мудрый человек
руководствуется принципом недеяния,
одинаково относится ко всем и не печалится
ни о жизни, ни о смерти.
Восточной философии свойственна
мудрость, гуманное отношение к социальному
и природному миру, ориентация на совершенствование
внутреннего мира человека, изменение
его, а не внешнего мира и обстоятельств.
Человек сам является своим спасителем
и богом. Он связан с трансцендентальным
бытием и миром.
Заключение.
В результате проделанной работы
были рассмотрены особенности философии
древнего Востока.
При раскрытии данного вопроса были решены
следующие задачи:
Рассмотрены особенности культур древнего
Востока и их отражение в мировоззрении;
Изучены особенности древнеиндийской
философии;
Охарактеризованы основные школы древнекитайской
философии.
Итак, Восток более религиозен и традиционен,
нежели Запад, причем не только вследствие
меньшей развитости, но также и потому,
что национально-религиозная традиция
для него - защитный панцирь, позволяющий
сохранить свое национальное «я», свое
этническое лицо, свои нравы и обычаи,
особенно перед лицом обезличивающей
все это капиталистической вестернизации
.
Индийская философия выросла из ведической
литературы. Веды, что в переводе с санскрита
(древнеиндийского языка) означает «ведение»
или «знание» - это священные книги древних
индийцев, в которых содержится их религиозное
понимание мира. Ведическая литература
складывалась длительное время, самые
древние и основные ее памятники датируются
приблизительно серединой второго тысячелетия
до нашей эры. Впоследствии появились
многочисленные комментарии к главным
книгам (ведам). Наиболее важным из этих
комментариев являются «Упанишады», в
которых впервые делается попытка философского
осмысления религиозного содержания вед.
В «Упанишадах» мы находим сюжет, на котором
впоследствии строилась вся индийская
философия. Он состоит в следующем.
Если Индия - царство религиозных философий,
а религиозное мышление индийца насыщено
метафизическими спекуляциями, то Китай
являет собой цивилизацию иного типа.
Социальная этика и административная
практика здесь всегда играли значительно
большую роль, нежели мистические абстракции
и индивидуалистические поиски спасения.
Список литературы
1 Бучило Н. Ф., Кириллов
В. И. и др. Философия в двух
частях. Часть 1: История философии.
– М.: Юристъ, 2006 г.
2 Малышевский А. Ф., Карпунин
В. А., Пигров К. С. – История философии.
- М.: Просвещение, 2004 г.
3 Спиркин А. Г. Философия:
Учебник. – М.: Гардарика, 2007 г.
4 Чанышев А. Н. Курс лекций
по древней и средневековой философии.
- М.: Высшая школа, 2006 г.
5 Шаповалов В. Ф. Основы философии:
от классики до современности. – М.: ТД
«ГРАНД», 2006 г.