Философские идеи ведического периода и буддизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 18:04, контрольная работа

Краткое описание

Согласно традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря - ортодоксальные (астика) и неортодоксальные {настика}.
В современных индийских языках слова «астика» («astika») и «настика» («nastika») обозначают соответственно «теист» и «атеист». Однако в философской литературе, написанной на санскрите, словом «астика» обозначали тех, «кто верит в авторитет вед»3, или тех, «кто верит в жизнь после смерти».

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Характерные черты древнеиндийской философии……………………..4
1.1 Возникновение, основные периоды и школы индийской философии.4
1.2 «Первый памятник мысли древних индийцев»………………………..5
2. Школы древнеиндийской философии…………………………………...9
2.1 Основные ортодоксальные школы древнеиндийской философии….10
2.2 Основные неортодоксальные школы древнеиндийской философии.13
3.Брахманизм……………………………………………………………….15
3.1 История Брахманизма………………………………………………….15
3.2 От Вед к Брахманам……………………………………………………16
4. Что такое Камасутра…………...………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………20
Список литературы…………………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 46.04 Кб (Скачать файл)

В древности именно провидцы-риши могли составлять гимны-восхваления богам. К концу ведийского периода искусство риши стало наследственным и передавалось от отца к сыну. Разные циклы гимнов принадлежали отдельным жреческим родам, где они свято сохранялись.

Как главные носители культуры общества, брахманы были обязаны: иметь безупречное происхождение; вести себя так, как надлежало брахману (на этот счёт существовали строгие предписания); обладать достаточной учёностью; уметь отправлять жертвоприношения. Все остальные члены древнеиндийского общества должны были почитать брахманов, приносить им дары, не притеснять их и ни при каких обстоятельствах не убивать.

С каждым новым столетием ведийский ритуал становился всё более сложным. Возникла необходимость приспособить его к новым условиям жизни. Этим и занимались жрецы-брахманы - специалисты в толковании текстов и ритуалов. Они придали древнему богопочитанию новые формы.

Главное направление изменений - последовательное возведение всего множества явлений и предметов видимого мира к некой единой сущности. Что же считают брахманы абсолютным первоначалом мира? Па этот вопрос есть несколько ответов. Одна из брахман - «Шатапатха-брахмана» - провозглашает таковым воды: «Водами поистине было это вначале». В другом месте первоосновой бытия называется мысль: «Поистине вначале это было ни не- сущим, ни сущим». Вначале это поистине как бы было и как бы не было. Это было лишь мыслью. Поэтому мудрецом сказано: «Не было тогда ни не-сущего, ни сущего, ибо мысль как бы не есть ни сущее, ни не сущее». Таким образом, мысль предшествует миру и пронизывает его - идея, подхваченная позже упанишадами и ставшая их центральным стержнем, - об абсолютном Брахмане. Так, размышляя над древними гимнами Ригведы, посвящёнными происхождению мира, брахманы делают следующий шаг в их осмыслении и упорядочении.

В рядах ведийских богов тоже произошли изменения, и немалые. Боги, некогда главенствующие, отошли на вторые или даже третьи роли, а те, кто прежде был незаметен, выдвинулись вперёд. Главным божеством брахманов стал Праджапати, (Владыка порождений, Хозяин существ). В прежние времена он был связан с деторождением и рождением вообще, в том числе и с рождением мира. Теперь он стал не просто главным богом, но отцом и первоосновой всего и всех богов, порождая их и всё сущее посредством жертвоприношения или духовным усилием.

Праджапати осмысливался и как жертва, из которой создаётся мир, а жертвоприношение воспринималось не столько как одна из форм ритуала, сколько как основа мирового процесса. Космогоническое значение жертвоприношения различается уже в некоторых гимнах Ригведы. Идея происхождения мира в брахманах, сборниках ритуальных толкований, получила циклический характер: в неё было введено понятие конца мира и мировой катастрофы.

С деятельностью жрецов-брахманов связано и развитие символической стороны ритуала. Именно в этом направлении он и стал меняться. «Речью и умом движется (буквально "вращается", "направляется") жертва» - говорится в брахманах. Иногда жертвенному акту предшествовали специальные аскетические упражнения, посты, воздержания, принятие обетов (религиозных клятв). Позже, в индуизме, зарождающийся аскетизм займёт значительное место.

Брахманский обряд - это строго предписанные действия, которые совершаются в определённой последовательности в определённое время определёнными жрецами и имеют определённую длительность. Комбинация действий, их продолжительность и сочетание зависят от того, ради какой цели совершается обряд: для обретения потомства, долголетия, урожая, вызывания дождя или для того, чтобы попасть после смерти в мир богов.

Все действия ритуала должны совершаться в строгом соответствии с правилами. Малейшее отклонение от них (пропустил слог, запнулся, неправильно поставил ударение, посмотрел в противоположную сторону и т. п.) грозит самыми непредвиденными последствиями.

Брахманические тексты предписывали ежедневное совершение пяти видов жертвоприношений: богам, риши, предкам, духам и людям.

Ритуал воспроизводил деяния богов, совершённые ими в начале времён и отражённые в мифах. Считалось, что действенность ритуальных процедур будет выше, если при их отправлении сосредоточить всё своё внимание на мифе - символическом прообразе совершаемого действия.

Брахманическая картина мира стала глубоко ритуализованной. Обособились два мира: высокий священный мир богов и обычный мирской - людей. Получая возможность прикоснуться к миру богов в ритуале, люди приобретали чувство уверенности и опору в повседневной жизни.

Все изменения в верованиях происходили на незыблемом фундаменте старых ведийских установлении. Святость вед с этого периода стала непреложной на все последующие века. Старые боги потускнели, но не утратили полностью своего значения и славы. Их роль в духовной жизни стала сравнима с ролью брахманов-жрецов и наставников-гуру.

 

 

 

 

 

4. Что такое Камасутра

 

Камасутра - один из древнейших трактатов о чувственной стороне человеческой жизни. Ошибочно воспринимать Камасутру только лишь как иллюстрированное руководство по множеству сексуальных позиций. В первую очередь это философская книга о любви и сексе вообще, о влиянии секса на жизнь и, наоборот, об опыте сексуальной жизни многих людей и поколений, стран и народов.

Впервые Камасутра встречается в истории публикаций под названием «Наставления в Каме». В данном контексте понятие Кама стоит воспринимать и читать как чувственные желания человека, сфера этих желаний. Первая публикация книги с этим названием была на Западе, еще в 1883 году, в Англии. Публикация книги, издававшейся в первый раз очень маленьким тиражом, держалась в строжайшем секрете, авторов перевода также в книге не указывали (ими были Ричард Бартон и Ф.Ф. Арбетнот). Дальнейшие издания книги также без проблем не обходились, особенно сложно было издавать перевод «Наставлений в Каем» в России, где Камасутру сходу причислили к порнолитературе, не разбираясь в истинных целях и назначении книги.

Камасутра является настоящим литературным памятником культуры Древней Индии. Данный трактат был создан еще полторы тысячи лет (!) назад и при прочтении его абсолютно каждый может понять, что книга эта по сути своей на самом деле достаточно далека от литературы эротического содержания. Об этом свидетельствует также то, что написание, первоначальное создание этого трактата сводилось к изучению практических аспектов личных отношений высших слоев общества, далеких от реальной жизни населения среднестатистического класса. И пускай даже изучения этих аспектов проводились в наиболее детальном виде, который включал и интимную жизнь, в первую очередь данный трактат - не более чем научный труд, исследование.

В Древней Индии существовали свои законы и понятия полноценности человеческой личности. Гармоничным считалось сочетание одновременно трех человеческих начал: нравственного духа человека (дхарма), полезности человеческой жизни (артху) и чувственности и способности удовлетворять свои желания и желания партнера (кама).

На самом деле Камасутра стала отображением жизни общества, которое отличается от современного практически во всех отношениях. Философия Индии отличается положительным и благосклонным отношением к удовлетворению сексуального желания. Философы Индии искренне считали, что секс - это не нечто постыдное, а вполне нормальное желание и человеческая потребность. Они даже достаточно четко разграничивали такие понятия, как собственно секс и зачатие новой жизни. Именно поэтому в Древней Индии секс рассматривался не только как с целью размножения, но и для получения взаимного удовольствия от самого процесса обоих партнеров.

Камасутра и создана была для того, чтобы люди могли научиться любить друг друга красиво.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость.

С другой стороны, если считать цивилизацию нравственным, интеллектуальным и техническим оснащением культуры, как способа преодоления этносом исторического пространства на одной и той же географической территории, то здесь на первый план выходит своеобразие культур и их способность сосуществовать, не проникая друг в друга. Более того, состояние современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными иные культурные варианты. Древние культуры Востока и Запада около 500 лет до н.э. пережили коренной исторический поворот - появление человека современного типа. Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, началась борьба рационального опыта с мифом, вырабатывались основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время, закалывались основы мировых религий. В Индии в настоящее время возникли Упанишады, жил Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы, в Иране учил Заратустра, в Палестине выступали пророки, в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Архимеда.

Именно тогда перед человеком открылись и собственная беспомощность и величие окружающего мира; для жизни понадобились новые способы и инструменты ее организации. Человек ищет новые ответы на вопросы, ранее принятые на веру, пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новый человек способен слушать и понимать то, о чем ранее он не задумывался, и благодаря этому открывать в себе все новые возможности.

Брахманизм (учение брахманов, священников) - господствующая религия в Индии, выступающая в настоящее время в форме индуизма; в своих догмах эта религия восходит к ведам, хотя между ними существует большое расхождение. В брахманизме имеются различные направления: монотеизм, пантеизм и даже атеизм. Как мировоззрение брахманизм представляет собой эволюционизм : мир создается Брахмой из несотворимого и непреходящего первовещества (пракрити) и в вечном круговороте снова превращается в эту первоматерию. Брахманизм включает в себя шесть ортодоксальных систем: миманса и веданта, санхья и йога, вайшешика и ньяя . Однако, несмотря на основные требование брахманизма - соблюдать и уважать принцип кастовости, и в особенности высокого положения касты брахманов, - для него характерна терпимость по отношению к др. политическим и теоретическим убеждениям. Стадия формирования индуизма; сложился в результате приспособления местных культов к ведической религии индоарийских племен. Верховные боги - Брахма, Вишну и Шива, большую роль играли анимистические представления, культа предков. Сложный ритуал, совершаемый брахманами, строгая обрядовая регламентация жизни, аскетические подвиги рассматривались как средства, обеспечивавшие по закону кармы лучшее перевоплощение души (сансара) и конечное освобождение от цепи перерождений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. индийская философия брахманизм упанишады
  2. Ивашенцов Г.А. Индия. - М., 1989.
  3. Индия. Ежегодник. - М., 1985-1986.
  4. Митрохин Л.В. Индия вступая в век XXI. - М., 1987.
  5. Неру Дж. Открытие Индии. - М., 1989.
  6. Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. СПб., 1995. Ч. I-2.
  7. Чаттерджи С., Датта Д. Введение в индийскую философию. М., 1955.
  8. Радхакришнан С. Индийская философия. М., 1956-1957. Т. I-2.
  9. Исаева Н.В. Шанкара и индийская философия. М., 1991.
  10. Лысенко В.Г. "Философия природы" в Индии: атомизм школы Вайшешика. М., 1986.
  11. Рационалистическая традиция и современность. Индия. М., 1989.

 

 

 

 


Информация о работе Философские идеи ведического периода и буддизма