Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:27, доклад
Николай Кузанский является крупнейшим европейским мыслителем XV
века, одним из видных гуманистов эпохи Возрождения и родоначальником
итальянской натурфилософии.
Время жизни и творчества философа - эпоха перехода от средневековья к
новому времени, когда формируется ранняя буржуазная культура, эпоха,
которую принято называть эпохой Возрождения. Как и все переходные эпохи в
истории человечества, она была противоречивой.
Введение……………………………………………………………...стр. 3
Основная часть………………………………………………………стр. 5
Заключение…………………………………………………………..стр. 6
Список использованной литературы………………………………стр. 8
Глоссарий……………………………………………………………стр. 9
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муромский институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(МИ (филиал) ВлГУ)
Факультет ФЭМ
Кафедра СГД______
СООБЩЕНИЕ
по _______
Философии_________________
(наименование дисциплины)
Тема «Философские и космологические учения Николая Кузанского»
Руководитель
Романова Н.В.___________
(фамилия, инициалы)
(подпись) (дата)
Студент М-112
(группа)
Завьялова П.А..
(фамилия, инициалы)
(подпись) (дата)
Муром 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Основная часть…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………стр. 8
Глоссарий………………………………………………………
Введение
Николай Кузанский является крупнейшим европейским мыслителем XV
века, одним из видных гуманистов эпохи Возрождения и родоначальником
итальянской натурфилософии.
Время жизни и творчества философа - эпоха перехода от средневековья к
новому времени, когда формируется ранняя буржуазная культура, эпоха,
которую принято называть эпохой Возрождения. Как и все переходные эпохи в
истории человечества, она была противоречивой.
Именно противоречивость, свойственная данной эпохе, - одна из
особенностей философии Николая Кузанского, представляющих борьбу разных тенденций. Антифеодальное в основе своей содержание его философии еще сковано средневековыми представлениями.
Спекуляции об ангелах, восхваление веры, призывы к аскетизму,
придание в развитии организма человека числу семь особого значения,
призывы к умерщвлению плоти, несовместимые с жизнерадостным духом
Возрождения и в тоже время - свойственные новым временам критическое
отношение к схоластике, интерес к античности, к познанию природы, высокая
оценка математики, человеческого разума характерны для философии Кузанца.
Цель работы – выявить основные философские и космологические идеи Николая Кузанского и раскрыть их суть.
Задачи – изучить материал по данной теме, используя основную учебную литературу, тезисно отразить основное и значимое в блок-схеме и сформулировать основные понятия.
Актуальность
и историческое значение.
В наши дни философское
творчество Николая Кузанского
представляет большой интерес и занимает
прочное место в истории
философии: ни один историк
философии, анализирующий мировоззрение
эпохи Возрождения, не может пройти
мимо философского учения Николая из Кузы,
поскольку именно философия Кузанского
демонстрирует путь перехода от средневековья
к возрожденческим представлениям.
Основная часть
В философских воззрениях Кузанского
особо интересна |
В своей космологии Кузанский предугадал гелиоцентрическое (от греч. гелиос — Солнце) понимание мира*. Мир для него — бесконечный шар, который не имеет определенного центра. Он имеет центр везде и нигде. |
Космология Кузанского, как видите,
принципиально отличалась от точки
зрения. Не случайно она послужила
теоретической базой |
Бог — хранитель возможности бытия мира. По мнению философа, подобно тому, как мир в «свернутом» виде содержится в Боге, так и человеческая природа в «свернутом» виде содержится в Христе. Человек, следовательно, есть Бог*, но не в абсолютном смысле, а в ограниченном. Он выступает как Бог земной. Так христианское учение о Троице (Отец, Сын и Дух святой) у Кузанского трансформировалось в учение о диалектическом единстве Бога, мира и человека. |
Познание |
Представление о Вселенной в философии Николая Кузанского подвергается самому радикальному пересмотру. Схоластическая картина мира, где сотворенный во времени конечный мир ограничен сферой неподвижных звезд и небом эмпиреев, где "перводвигатель*" отождествляется с богом христианской религии, Николай Кузанский противопоставляет свое учение о космосе, отвечающее его пантеистическим* представлениям о боге и мире. В космологии Николая Кузанского Земля лишается своего привилегированного положения центра Вселенной: не Земля, а бог "является и центром земли, и всех сфер, и всего того, что есть в мире". Поэтому бессмысленно приписывать Земле неподвижность, равно как и полюсам, замыкающей мир небесной сферы фиксированных звезд: "Нельзя найти для звезд середины, равно отстоящей от полюсов". |
Цель в познании, духовном освоении мира: "Всякий разумный дух стремится к познанию. Ибо познание есть жизнь ума, та цель, к которой он стремится..." |
Заключение
Основное содержание творчества Николая Кузанского было плодотворным и
прогрессивным для развития философии. Кузанец, испытавший влияние
развивающегося естествознания,
выдающимся представителем естественнонаучной и гуманистической мысли той эпохи.
Революционная идея бесконечности Вселенной, идея отсутствия во Вселенной
центра и окружности, верха и низа была воспринята и развита Джордано Бруно.
Николай Кузанский стоит в одном ряду с гуманистами Возрождения.
Один из первых мыслителей этого времени Кузанский высоко поднял значение личности человека, проповедуя могущество, безграничную способность человеческого ума к познанию. Человек - бог, творец; эта идея гуманиста Николая Кузанского носит, по существу, атеистический характер, ибо несовместима с религиозным представлением о человеке.
Велика заслуга Кузанца и в разработке гносеологических проблем. В
соответствии с потребностями буржуазии Кузанец пытался решить задачу
наиболее эффективного познания природы. Он ввел в познание математический и естественнонаучный методы, что роднит его с будущим.
Николай Кузанский одним из первых среди философов высказал мысль о
противоречивости процесса познания, догадку о том, что "познание есть
вечное, бесконечное приближения мышления к объекту", каковым была для
него бесконечность, понимаемая как совпадение противоположностей.
Объективно идеи Кузанца противоречили феодальной идеологии и подрывали ее. Именно в его учении берет свое начало натурфилософия Возрождения.
Поэтому на основании вышесказанного Николая Кузанского можно считать одним из выдающихся представителем ранебуржуазной культуры.
Список использованной литературы
Глоссарий
Космоло́гия (космос + логос) — раздел астрономии*, изучающий свойства и эволюцию Вселенной в целом. Основу этой дисциплины
составляют математика, физика
Астроно́мия — наука о Вселенно
строение, происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем.
Онтология — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.
Проблематика - развертывание проблемы (более или менее осознанного противоречия) в процессе размышления.
Су́щность (лат. essentia) — смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых, под влиянием тех или иных обстоятельств, состояний вещи.
Бог - одно из главных религиозных
понятий, означающее некую объективированную сверхъестест
Гелиоцентрическая система мира — представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты.
Перводвигатель - (греч. τὸ πρῶτον κινοῦν, лат. primum movens), центральное понятие космологии и теологии Аристотеля. Формально учение о перво-двигателе представляет собой выделение «движущей причины» применительно к космосу в целом. С помощью понятия перводвигателя Аристотель стремился объяснить целесообразность природы и обосновать вечность мира.
Пантеи́зм — религиозное и фило
Страница |
||
Информация о работе Философские и космологические учения Николая Кузанского