Философские и социологические взгляды декабристов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 10:02, контрольная работа

Краткое описание

Появление дворянских революционеров было обусловлено, в конечном счете, разложением феодально-крепостнического строя в России и вызреванием в его недрах капиталистического уклада, обострением классовой борьбы между крестьянами и помещиками в первой четверти 19 века. Большое влияние на формирование идеологии декабристов имели Отечественная война 1812 года, революционные события в странах Западной Европы, начиная с французской буржуазной революции 1789 года, а также сочинения французских просветителей 18 века и революционные идеи Радищева, произведение которого « Путешествие из Петербурга в Москву» тайно распространялось в среде передовых дворян.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………1 - 2
1 Философские воззрения декабристов-материалистов…….....3 - 5
2 Декабристы – идеалисты.……………………………………………………….5 - 6
3 Социологические воззрения декабристов……………………………..6 - 8
4 Эстетика декабристов……………………………………………………………..8 - 9
5 Заключение…………………………………………………………………………….. 10
Список используемой литературы………………………………………….11

Вложенные файлы: 1 файл

Декабристы.docx

— 29.63 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Челябинский  Государственный Университет»

Миасский филиал

 

 

 

Реферат по философии

Тема: «Философские и социологические взгляды декабристов»

 

 

 

                                                                             Выполнил: Туркова Н.Н.

                                                      Группа: МУЗ-101     

                                                                           Проверил: Малькова Т.В.

 

 

 

                                             Миасс

                                 2009-2010 учебный год

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………………1 - 2

1 Философские  воззрения декабристов-материалистов…….....3 - 5

2 Декабристы – идеалисты.……………………………………………………….5 - 6

3 Социологические воззрения декабристов……………………………..6 - 8

4 Эстетика декабристов……………………………………………………………..8 - 9

5 Заключение…………………………………………………………………………….. 10

Список  используемой литературы………………………………………….11

 

Введение:

Важной вехой  в истории освободительного движения общественно – политической и  философской мысли России первой четверти 19века была деятельность дворянских революционеров – декабристов. Говоря об освободительном движении в России, В.И. Ленин отмечал, что оно «прошло  три главных этапа, соответственно трём главным классам русского общества, налагавшим свою печать на движение:

  1. период дворянский, примерно с 1825 по 1861 года;
  2. разночинский  или буржуазно – демократический, приблизительно с 1861 по 1895 года;
  3. пролетарский, с 1895 года по настоящее время».

Появление дворянских революционеров было  обусловлено,  в конечном счете, разложением  феодально-крепостнического  строя в России и вызреванием  в его недрах капиталистического уклада, обострением классовой борьбы между крестьянами и помещиками в первой четверти 19 века. Большое  влияние на формирование идеологии  декабристов имели Отечественная  война 1812 года, революционные события  в странах Западной Европы, начиная  с французской буржуазной революции 1789 года, а также  сочинения французских  просветителей 18 века и революционные  идеи Радищева, произведение которого « Путешествие из Петербурга в  Москву» тайно распространялось в среде передовых дворян.

Вскоре после  Отечественной войны 1812 года в России появляются тайные политические общества. В 1816 году создаётся « Союз спасения», или « Общество истинных и верных сынов отечества», просуществовавшее  около двух лет. В 1818 оно было преобразовано  в « Союз благоденствия», разделившийся в 1821 году на « Северное общество» и « Южное общество» .

                                                                1

В  1818 году  возникает « Общество  первого  согласия», реорганизованное в 1823 году в « Общество соединённых славян», которое в 1825 году слилось с «Южным обществом». В эти тайные организации входила дворянская,  по преимуществу военная, молодежь. Дворянские революционеры хотели уничтожить в стране крепостное право и абсолютистский  деспотизм, сословный строй, систему рекрутских повинностей, военные поселения, установить республиканские порядки, наделить крестьян землёй. Эту задачу они намеревались осуществить путём военного восстания. Правда, некоторые из них (например,  Н. Муравьев) занимали более уверенную позицию и высказывались за ограниченную конституционную монархию.

Военное восстание, начатое в декабре 1825 года в Петербурге и на юге, в Васильково, было разгромлено царским правительством. Руководители его Павел Иванович Пестель, Кондратий Федорович Рылеев, Михаил Павлович Бестужев – Рюмин, Сергей Иванович Муравьев – Апостол, Пётр Григорьевич Каховский были повешены, более сотни декабристов сослано в Сибирь на каторгу; участников восстания – солдат прогнали сквозь строй, сослали на каторгу и подвергли другим репрессиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   2

Философские воззрения декабристов – материалистов.

Философские воззрения декабристов не были однородными. Большинство декабристов были атеистами  и вольнодумцами, материалистами в  своих взглядах на природу. Так декабристы Иван Дмитриевич Якушкин, Петр Иванович Борисов, Николай Александрович Крюков (до 1825 года), Владимир Федосеевич Раевский, Иван Иванович Горбачевский, Александр Петрович Барятинский и другие материалистически истолковывали и объясняли природу и её законы, происхождение и характер человеческих знаний. По свидетельству А. С. Пушкина, атеистические идеи высказывал П. И. Пестель. Декабристы К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, Н. И. Тургенев были вольнодумцами: подвергали сомнению религиозные догматы, высмеивали духовенство, однако открыто не проповедовали атеизм и материализм.

Декабристы  – материалисты считали, что философия  должна быть самостоятельной наукой, независимой от религиозных учений и свободной от мёртвой схоластики. По мнению Якушкина, задача философии  состоит в решении вопроса  о том, что такое жизнь, как  произошел человек. Крюков полагал, что философия призвана заниматься изысканием разумного общественного  устройства, просвещать и воспитывать  правителей и подданных, учить справедливости, истине, добродетели.

Философские идеи декабристов – материалистов  изложены в работах Борисова «  О возникновении планет », Якушкина « Что такое жизнь? », в записных книжках Крюкова (написанных до восстания), в оде « О боге » Барятинского, в философских элегиях Раевского.

Согласно  декабристам – материалистам, вещи состоят из мельчайших материальных частиц, которые Борисов называл  атомами, Якушкин – единицами. Эти  материальные частицы обладают притяжением, силой движения, обусловливают появление  тепла, света, электричества,

                                                                   3

магнетизма, сцепления. В природе – и неорганической, и органической – нет 

покоя, всё  находится в движении, в развитие. « Точно так же жизнь при  своих проявлениях, от гриба и  до человека, имеет свои степени  развития, - писал Якушкин, - и как  при высокой степени тепла  проявляется свет, точно так же при высшем развитии жизни проявляется  мышление». Борисов доказывал, что  планеты существуют не вечно, а возникают  постепенно из рассеянных в мировом  пространстве мельчайших атомов.

Декабристы  – материалисты развивали атеистические  идеи. Раевский, например, утверждал, что  вера в бытие бога основывается только на умозрительном  доказательстве, он осуждал учение идеалистов о бессмертии души, ибо

Никто не вразумил, что нас за гробом ждёт;

Ни тысячи волхвов, ни книги Моисея,

Ни  мужи  дивные, гласящий шумный сброд,

Ни гений  Лейбница в листах Теодицеи.

Раевский  с восхищением писал об атеистическом  учении Лукреция Кара. В стихотворении  « Певец в темнице » он характеризует  религию как « узду для черни  суеверной перед помазанной главой », а саму веру – как « щит  царей стальной», призванный смирить  « разум дерзновенный ».

Барятинский в оде « О боге» рисует бога как нечто злое, жестокое и кровожадное, приносящее людям неимоверные страдания  и горе. « Пусть мудрец видит  божество в этом переплетении, но сердце моё отвергает его за такую  жестокость».  Представление о  боге, говорил он, порождено страхом  человека перед непонятными и  грозными явлениями природы, ибо  страх и есть « колыбель заблуждений  мира». Свою оду Барятинский заканчивает  словами, призывающими разбить алтарь, воздвигнутый богу как всемогущему  и всеблагому существу, ибо бог  не всемогущ и не благ.

                                                                   4

Декабристы  – материалисты считали, что наука  и религия несовместимы, ибо первая основывается на фактах и наблюдениях, экспериментах и опыте, дающих достоверное  знание об окружающем нас мире, тогда  как вторая базируется на слепой вере в священное писание, на мистическом  откровении.

Касаясь вопроса  об источнике человеческих знаний, Якушкин и Крюков утверждают, что  представления о внешнем мире первоначально дают нам чувства, подвергающиеся воздействию внешних  предметов.

Человек, по Якушкину, вышел из животного мира. Беспомощный при рождении, он постепенно приобретает в обществе навыки, опыт, умение, добытые предшествующими  поколениями. Он в свою очередь дополняет  их собственным опытом. Человек немыслим вне общества. Вся его сила, все  его способности и таланты  развиваются в обществе; только оно  даёт ему возможность занять господствующее положение в природе.

Декабристы  – идеалисты.

Часть декабристов  придерживалась религиозных воззрений, признавала учение церкви о божественном промысле и провидении. П. Бобрищев – Пушкин, возглавивший на каторге  так называемую религиозную конгрегацию, утверждал, что мир создан богом, дар слова человек получил  вместе с разумной и бессмертной  душой от божественного духа. Е. П. Оболенский увлекался идеалистическим  учением Шеллинга. Из записей М. С. Лунина видно, что он признавал бессмертие души, божественное провидение, хотя считал его непознаваемым.

В религиозную  оболочку были облечены  республиканские  идеи в «Воззвании» Бестужева  – Рюмина, в «Православном катехизисе» 

Муравьева –  Апостола, в «Любопытном разговоре» Н. Муравьева, где со ссылками на священное  писание утверждалось, что бог  создал человека «по

                                                                   5

 

подобию своему», «не учреждая зла», поэтому «злая  власть не может быть от бога» и  подлежит уничтожению.

Социологические воззрения декабристов.

 Воззрение декабристов на общественно -  исторический процесс носили просветительский характер. Главной и определяющей силой общественного прогресса они считали просвещение, «дух времени». «Просвещение,- писал П. Борисов,- есть надежнейшее лекарство против всех моральных зол. Невежество никогда никого не делало счастливым, а было всегда источником лютейших бедствий человеческого  рода».

По мнению Рылеева, причиной деспотизма  было невежество, которое противно природе  человека. Поэтому человек не может  мириться с деспотизмом и «от  деспотизма стремится к свободе; причиною тому просвещение». Свободомыслие  в религии и в политике, республиканская  форма правления, основанная на общественном договоре, подготавливаются, по Рылееву, просвещением, борьбой с невежеством  и суевериями.

Большое значение в развитии общества, по мнению декабристов, имеют политические идеи. Лунин заявлял, что первоначально политические идеи «гнездятся в некоторых головах  и в книгах; потом становятся народною мыслью и переливаются в разговорах; наконец, делаются народным чувством, требуют непременного удовлетворения и, встречая сопротивление, разрешаются революциями». Но политические идеи рассматривались ими в отрыве от общественно – экономического развития, от характера классов и классовой борьбы, то  есть абстрактно, не исторически.

Декабристы  были сторонниками теории естественного  права и 

                                                                  6

общественного договора, в основе своей идеалистической. Согласно их учению, люди от природы  равны и свободны, в древности  народы не знали рабства и угнетения  человека человеком, и там преобладала  «стихия» демократическая – общинная. Источником власти был сам народ, который все важные дела решал  на вече.

К объединению  в общество людей, по Пестелю, побудило «удовлетворение общим нуждам», когда каждый «должен уступить часть  своего мнения и собственных мыслей, дабы составить только одно мнение, по которому могли бы средства для  сего действия быть избраны». В гражданском  обществе по общему согласию происходит разделение его членов на повелевающих и повинующихся. Со временем гражданское  общество становится государством, повелевающие превращаются в правительство, а  повинующиеся в народ. «Народ» и  «правительство» составляют государство.

Рабство, по Пестелю, противоречит человеческой природе, оно появилось в результате насильственного  нарушения естественного права  и общественного  договора, вследствие «несчастных обстоятельств» и произвола  одних по отношению к другим, правителей – по отношению к управляемым. Поскольку же все люди должны пользоваться одинаковыми правами и выгодами, крепостное право и самодержавие должны быть уничтожены.

Декабристы  подметили классовую борьбу в  обществе, полагая, что в основе этой борьбы лежит имущественное, сословное  и политическое неравенство. «Главное стремление нынешнего века,- говорил  Пестель,- состоит в борьбе между  массами народными и аристократиями всякого рода, как на богатстве, так  и на правах наследственных основанными». Однако декабристы не понимали, что классовая борьба возникает из – за наличия частной собственности на средства производства, какой бы ни была её

                                                                  7

форма. Они  боялись народной революции и  утверждали, что, и сохраняя частную  собственность на средства производства, можно избавиться от социальных столкновений распространением просвещения и  хорошим 

законодательством.

Многие декабристы понимали роль народных масс в истории. Крюков писал,

что с «народом всё можно, без народа ничего нельзя». Полемизируя с дворянским историком  Карамзиным, следившим историю к  деятельности князей и царей, Н. Муравьев утверждал, что «история принадлежит  народам», что историей правит «не  благотворная власть ума», а «общее мнение», что в истории народа идёт постоянная «брань» - борьба  между  злом и благом, пороком и добродетелью. Бестужев говорил, что историю нельзя сводить к действиям королей, царей и героев, ибо сила каждого  государства заключается в благосостоянии всего народа, в развитии торговли, науки. Однако декабристы были далеки от народа, и, готовясь к восстанию, они не обратились к народу, опасаясь, что участие народных масс в восстании приведёт к «пугачёвщине».

Информация о работе Философские и социологические взгляды декабристов