Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:22, контрольная работа
Владимир Иванович Вернадский - родился 28 февраля (12 марта) 1863 года в Санкт-Петербурге, умер 6 января 1945 года в Москве. Его имя широко известно и высоко чтится далеко за пределами нашей Родины. Это был один из самых выдающихся ученых и философов первой половины XX века, труды которого оставили глубокий след во многих областях естествознания.
Родом из дворянской семьи, сын экономиста и профессора Ивана Васильевича Вернадского и первой российской женщины-политэконома Марии Николаевны Верднадской, урожденной Шигаевой.
1. Биография Владимира Вернадского…………………………………..2
2. Философские мысли Владимира Вернадского………………………4
2.1.Соотношение философии и науки в мировоззрении Вернадского В.И………………………………………………………..5
2.2.Философские подходы к естествознанию…………………….7
Заключение…………………………………………………………………10
Список использованной литературы………………………………….12
Тысячелетним
действием собственного
По
словам Вернадского: «Ученый
Наука и философия имеют общую цель – постижение истины и выяснение характера взаимосвязи человека с миром. Расширяя границы познания, человек, находящийся в поиске, безизбежно приходит к главным философским вопросам, он столкнется с вопросами логики и психологии, с одной стороны, а с другой – с теорией познания, с философской критикой и огромнейшим пластом философских знаний и систем .
В последние годы жизни Вернадский совершил выдающееся философское открытие, он выдвинул идею перерастания биосферы (области жизни) в ноосферу (область разума). Вернадский считал, что разум отныне становится направляющей силой эволюции. Стихийная эволюция сменяется сознательной.
Современники
не понимали взглядов
Вернадский
же был убежден, что наука
не может изучать лишь явления
видимого мира, не принимая в
расчет его невидимую суть. Он
писал: «Я глубоко
религиозный человек». Отвечая на вопросы
во время переписи населения России, ученый
назвал себя «верующим вне христианских
церквей».
Центральной идеей, проходящей через все творчество Вернадского, является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах по естествознанию раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Как бы не был широк круг вопросов, затрагиваемых Вернадским в своих работах, он везде пытался найти то главное, что, по его мнению, имеет отношение к устройству окружающего пространства в глобальном масштабе. Из всего частного он пытался выделить то общее, что проясняло бы картину мира, в центре которого находится человеческий разум.
Взгляд натуралиста проникал в глубины вещества, обнаруживал в явлениях видимого мира скрытые соответствия, вызванные взаимодействием атомов. Радиоактивные элементы, сила атомной энергии, по мнению Вернадского, определяют особенности поведения вещества земной коры в глубоких горизонтах. А на поверхности планеты решающую роль в геохимических процессах играют живые организмы и энергия Солнца. Земная кора, каменный покров планеты, имеет сравнительно небольшую протяженность — в среднем около тридцати километров (намного меньше диаметра Земли). Однако именно здесь, в земной коре, осуществляются могучие круговороты вещества, направляемые и движимые, с одной стороны (с поверхности планеты), лучистой энергией Солнца, с другой (из глубин) — энергией радиоактивного распада атомов. Живые существа задерживают часть солнечной энергии, достигающей поверхности планеты. Земные растения как бы впитывают солнечные лучи, переводя в процессе фотосинтеза лучистую энергию в энергию синтеза сложных органических соединений. Для Вернадского живые организмы предстали в новом свете — как особая геохимическая сила. Мыслители прошлого порой сравнивали живые существа с пленкой, покрывающей земной шар, подобно плесени, обволакивающей круглый плод. Подчеркивалась «паразитическая» роль жизни, которая питается соками великолепного космического плода, называемого Землей. В действительности роль жизни на Земле иная, утверждал Вернадский. Некоторая часть химических элементов планеты находится в состоянии рассеяния. Для них фактически не имеет значения энергия связи, молекулярная. На первое место у них выходит атомная энергия. Но главная масса элементов земной коры концентрируется в виде месторождений полезных ископаемых, мощных пластов и рудных тел. Значит, существуют какие-то силы, определяющие накопление химических элементов и противодействующие их рассеиванию. Одна из главных сил такого рода, по мнению Вернадского — живые существа. Вакуум при жизни Вернадского понимался преимущественно как отсутствие в данном объеме каких-либо частиц (атомов, молекул, ионов газа). Однако Вернадский считал, что вакуум не есть пустота с температурой абсолютного нуля, а есть активная область максимальной энергии нам доступного Космоса, т.е. пустоты нет. Под эти размышления подходит гипотеза, предполагающая самопроизвольное рождение атомов в космическом вакууме. Она хорошо объясняет некоторые природные явления, но требует отказа от закона сохранения энергии (точнее, ничтожных по величине отклонений от закона). Однако никто не мешает предположить, что эта энергия, сосредоточенная в вакууме, имеет принципиально другую природу.
Вернадский рассматривал биосферу как особое геологическое тело, строение и функции которого определяются особенностями Земли (планеты Солнечной системы) и космоса. А живые организмы, популяции, виды и все живое вещество — это формы, уровни организации биосферы. Развивая учение о биосфере, Вернадский пришел к следующему выводу: Биогенная миграция химических элементов в биосфере стремится к максимальному своему проявлению. Вовлекая неорганическое вещество в «вихрь жизни», в биологический круговорот, жизнь способна со временем проникать в ранее недоступные ей области планеты и увеличивать свою геологическую активность. Этот биогеохимический принцип Вернадского утверждает высокую приспосабливаемость живого вещества, пластичность, изменчивость во времени.
Для Вернадского было очень важно выделить роль мысли, знаний в развитии планеты. Мысль направляет деятельность человека. Вернадский рассматривал человеческую деятельность как геологический фактор, во многом определяющий дальнейшее развитие Земли. Для Вернадского человек был, прежде всего, носителем разума. Он верил, что разум будет господствовать на планете, и преображать ее разумно, предусмотрительно, без ущерба природе и людям. Он верил в человека, в его добрую волю. А человеческий разум воспринимался Вернадским как космическое явление, естественная и закономерная часть природы. Природа создала разумное существо, постигая, таким образом, себя.
Таким
образом, появление в творчестве Вернадского
идей о ноосфере – сфере разума вполне
закономерно. При рассмотрении любого
вопроса ученый оставлял существенное
место разуму в глобальном его проявлении.
Вернадский писал о необходимости выделять
в биосфере царство разума, которое со
временем охватывает всю область жизни
и выходит в космос. Разум подобен источнику
света: он освещает все вокруг. Отсветы
разума сохраняют творения человека: обработанный
камень или кость, искусственно выведенные
растения или животные, строения, игрушки,
одежду, поля, леса... Разум играет роль
организатора, руководителя, провидца.
Главная отличительная черта человека
— разум, бесконечно увеличивающий возможности
людей. Он необходим, но недостаточен для
изменения материальных процессов.
Владимир Вернадский устремил особое внимание на изучение живого вещества земли –совокупности обитающих на ней организмов, на процессы их питания, дыхания и размножения, на эволюцию этих процессов в истории Земли и роль человеческой деятельности в преобразовании природных условий.
Среди великих естествоиспытателей немногие предпринимали попытки философски проанализировать и изложить свое мировоззрение, свое понимание процессов развития природы и человеческого общества. Владимир Вернадский принадлежал к числу таких счастливых исключений. При знакомстве с его трудами отмечается то, что в них постоянно присутствует, кроме основного научного текста, еще подтексты – эстетический и философский. Философская тенденция в научном творчестве В.И. Вернадского была настолько сильна, что, пытаясь бороться с ней, стремясь не дать возможности стать доминирующей, ученому приходилось сознательно идти по пути жесткого ограничения философского полета своей мысли. Его философская мысль часто опережала развитие его научной мысли в области естествознания. Благодаря этому она освещала последней дорогу вперед. Он понимал, что здесь таится большая опасность, прежде всего для самих философских обобщений, их глубины и обоснованности. И он боролся против этого, как он сам говорил, «великого соблазна» заняться философскими проблемами ранее, чем будут получены необходимые для этого точные и неоспоримые эмпирические данные.
В этих внутренних противоречиях типичных для всякого крупного натуралиста – мыслителя, лежит причина известной отрывочности многих философских экскурсов Владимира Вернадского, мозаичность его отдельных философских мыслей, как бы вкрапленных в основной научный текст, но не чужеродных ему. Кроме того, взгляды Владимира Вернадского, как действительно великого ученого, который был в постоянном творческом горении, развивались, эволюционировали. Поэтому, если сравнивать ранние и поздние работы ученого, нередко можно заметить не только разные оттенки, но иногда и различие в трактовке тех или иных философских, социальных и других вопросов.
Взаимосвязь естествознания и философии в трудах Владимира Вернадского носила постоянный и твердый характер. Она никогда не была только внешним украшением его научных исследований, а составляла их стержень и всегда носила внутренний характер. Его философские выводы вытекали из его конкретных естественнонаучных изысканий, давая в свою очередь толчок к постановке новых научных проблем и намечая пути их возможного решения.
Связь естествознания и философии в трудах Владимира Вернадского всегда была связью глубоко творческой, приводившей к новым философским выводам и обобщениям.
Интерес Владимира Вернадского к философии, философским вопросам и произведениям носил чрезвычайно постоянный характер. Он сопровождал ученого всю его сознательную жизнь – с юношеских лет и до последних дней.
Список
использованной литературы