Философские основы проектного анализа сущности науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 14:22, доклад

Краткое описание

Раскрывается проблема построения современной теории сущности науки, вводится понятие «проектный анализ науки», раскры-
вается содержание диалектического и метафизического проектов науки.

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО АНАЛИЗА СУЩНОСТИ НАУКИ.docx

— 35.66 Кб (Скачать файл)

вистского, метафизического) проекта науки.

Поскольку  различают  два  основных  проекта

науки, диалектический и метафизический, то мы

даем им следующие определения.

Диалектический проект науки –  это один из аль-

тернативных способов существования науки, кото-

рый ориентирован в своем развитии и самопозна-

нии на признание познаваемости мира, предста-

вляющего собой всеобщую связь явлений, которая

выводится из диалектической модели мира.

В соответствии с данным определением выде-

лим главные теоретические признаки (характери-

стики) диалектического проекта науки:

– основывается на таком понятии  модели мира,

которое включает в себя соотношение  «образ-

прообраз» и непосредственно входит в теорию

сущности науки;

– существование  науки  обосновано  не  только

практикой (материальным производством), но

и культурой, внутренними законами развития

познавательной деятельности;

– наука в себе самой раскрывает сущность как

единство совокупности дефиниций  о том, что

такое научное знание, научная деятельность и

научная организация.

Метафизический (репрезентативистский) про-

ект науки – это один из альтернативных способов

существования  науки,  который  ориентирован  в

своем развитии и самопознании на принцип непоз-

наваемости мира. Непознаваемость мира выводит-

ся из представлений о нем как о трансценденталь-

ной реальности (по Канту), которая  по отношению

к языку науки (научному знанию), репрезентирую-

щему реальный мир, существует автономно.

В соответствии с данным определением выде-

лим главные теоретические признаки (характери-

стики) метафизического (репрезентативистского)

проекта науки:

– модель мира исключает соотношение  «образ-

прообраз», поэтому сущность науки  составляет

сам субъект познания, стремящийся  привести в

единство соотношение «факт-теория»  средства-

ми произвольно вводимой системы  знаков и ак-

сиом, системы теоретизирования;

– существование науки обосновано логико-мето-

дологической проблематикой научного знания;

– сущность науки усматривается  в ее операцио-

нально-функциональных характеристиках, по-

зволяющих свести в единую систему эмпириче-

ский и теоретический уровни научного знания.

Методологическое  значение  понятия  проект

науки не следует недооценивать. Оно  не только ре-

шает проблему четкой классификации трех различ-

ных уровней сущности науки. Внося ясность и кор-

ректность в процесс исследования сущности со-

временной науки, концепт проект науки  позволяет

эффективно решать актуальнейшие  проблемы со-

временности общенаучного характера.

Принимая  во  внимание  выведенные  нами

«проектные» характеристики науки, определим  те-

перь возможности различных уровней (форм) ре-

флексирования сущности науки. Это, в частности,

позволит прояснить вопрос, на каком  уровне ре-

флексирования сущности науки формируется фи-

лософская теория науки.

1. Для диалектического проекта  науки:

1.1. На уровне бытия науки (компетенция нау-

коведения) так называемая теория науки яв-

ляется обобщением акцидентальных харак-

теристик науки. Акциденциальность этой

теории выражается не иначе, как  в предста-

влении сущности науки ее отдельными сто-

ронами: научным знанием, научной дея-

тельностью и научной организацией.

1.2. На уровне существования науки (компе-

тенция методологии науки) возможно соз-

дание теории способа существования нау-

ки. Но это еще не философская теория

науки.

1.3. На  абстрактно-всеобщем уровне  возможно

создание философской теории сущности

науки. Данный уровень выступает  в качестве

всеобщего основания для формирования

обобщающих теорий в сложных интегра-

ционных комплексах, представляющих со-

временный процесс диалектизации науки.

2. Для метафизического (репрезентативистского)

проекта науки:

2.1. Уровнем бытия науки представлена абсо-

лютная обособленность науки и научного

знания от всех других областей человече-

ского познания (ненаучного, вненаучного

и т.д.). В качестве критериев такого разде-

ления выступают правила демаркации, ве-

рификации, фальсификации и т.п.

2.2. На методологическом уровне  рефлексии

науки представлен способ существования

Социально-экономические и гуманитарные науки

217

науки: например, «парадигмальная» тео-

рия науки Т. Куна [3], теория «исследова-

тельских программ» И. Лакатоса [4], а так-

же эволюционные модели науки в различ-

ных исторических контекстах.

2.3. Как таковая философская теория  науки

(т.е. теория сущности науки  на абстракт-

но-всеобщем  уровне)  для  репрезентати-

вистского проекта науки не существует в

явном виде. Ее можно выделить только в

контекстуальном аспекте.

Эти  обобщения  относительно  теоретической

компетенции каждого из трех уровней  сущности

науки позволяют конкретизировать характеристи-

ку «проектных» качеств науки  в соответствии с той

или иной моделью мира.

Таким образом, в «проектных» характеристиках

науки в концентрированном виде представлены:

сущность того или иного проекта  науки; характери-

стики функционирования науки в том или ином ти-

пе (историческом или культурном) общества; «про-

ектная» способность и направленность современ-

ной науки усугублять или разрешать  глобальные

проблемы человечества, а также  решать актуальные

общенаучные  проблемы  интегральных  научных

комплексов. И у каждого из двух проектов науки по

всем выше указанным параметрам существуют свои

определенные философские основания.

История становления и развития того или ино-

го проекта науки – это история становления уров-

ней сущности науки, принадлежащих этим проек-

там науки.

Известия Томского политехнического университета. 2005. Т. 308. № 6

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Уайтхед А. Избр. работы по философии / А. Уайтхед; Пер. с

англ.; Сост. И.И. Касавин / Общ. ред. и вступ. ст. М.А. Киссе-

ля. М.: Прогресс, 1990. – С. 73.

2. Чуринов, Н. М. Совершенство  и свобода. Философские очер-

ки / Н.М. Чуринов. – Красноярск: Изд-во «САА», 2001. –

C. 43.

3. Кун Т. Структура научных  революций / Т. Кун. Перевод  с англ.

/  Общ.  редакция  и  послесловие  С.Р.  Микулинского  и

Л.А. Марковой. – М.: Прогресс, 1975.

4. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследова-

тельских программ / И. Лакатос // Т. Кун. Структура научных

революций.  Пер.  с  англ.  /  Сост.  В.Ю.  Кузнецов.  –  М.:

ООО «Изд-во АСТ», 2001. – С. 269–454.__


Информация о работе Философские основы проектного анализа сущности науки