Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 14:22, доклад
Раскрывается проблема построения современной теории сущности науки, вводится понятие «проектный анализ науки», раскры-
вается содержание диалектического и метафизического проектов науки.
вистского, метафизического) проекта науки.
Поскольку различают два основных проекта
науки, диалектический и метафизический, то мы
даем им следующие определения.
Диалектический проект науки – это один из аль-
тернативных способов существования науки, кото-
рый ориентирован в своем развитии и самопозна-
нии на признание познаваемости мира, предста-
вляющего собой всеобщую связь явлений, которая
выводится из диалектической модели мира.
В соответствии с данным определением выде-
лим главные теоретические признаки (характери-
стики) диалектического проекта науки:
– основывается на таком понятии модели мира,
которое включает в себя соотношение «образ-
прообраз» и непосредственно входит в теорию
сущности науки;
– существование науки обосновано не только
практикой (материальным производством), но
и культурой, внутренними законами развития
познавательной деятельности;
– наука в себе самой раскрывает сущность как
единство совокупности дефиниций о том, что
такое научное знание, научная деятельность и
научная организация.
Метафизический (репрезентативистский) про-
ект науки – это один из альтернативных способов
существования науки, который ориентирован в
своем развитии и самопознании на принцип непоз-
наваемости мира. Непознаваемость мира выводит-
ся из представлений о нем как о трансценденталь-
ной реальности (по Канту), которая по отношению
к языку науки (научному знанию), репрезентирую-
щему реальный мир, существует автономно.
В соответствии с данным определением выде-
лим главные теоретические признаки (характери-
стики) метафизического (репрезентативистского)
проекта науки:
– модель мира исключает соотношение «образ-
прообраз», поэтому сущность науки составляет
сам субъект познания, стремящийся привести в
единство соотношение «факт-
ми произвольно вводимой системы знаков и ак-
сиом, системы теоретизирования;
– существование науки обосновано логико-мето-
дологической проблематикой научного знания;
– сущность науки усматривается в ее операцио-
нально-функциональных характеристиках, по-
зволяющих свести в единую систему эмпириче-
ский и теоретический уровни научного знания.
Методологическое значение понятия проект
науки не следует недооценивать. Оно не только ре-
шает проблему четкой классификации трех различ-
ных уровней сущности науки. Внося ясность и кор-
ректность в процесс исследования сущности со-
временной науки, концепт проект науки позволяет
эффективно решать актуальнейшие проблемы со-
временности общенаучного характера.
Принимая во внимание выведенные нами
«проектные» характеристики науки, определим те-
перь возможности различных уровней (форм) ре-
флексирования сущности науки. Это, в частности,
позволит прояснить вопрос, на каком уровне ре-
флексирования сущности науки формируется фи-
лософская теория науки.
1. Для диалектического проекта науки:
1.1. На уровне бытия науки (компетенция нау-
коведения) так называемая теория науки яв-
ляется обобщением акцидентальных харак-
теристик науки. Акциденциальность этой
теории выражается не иначе, как в предста-
влении сущности науки ее отдельными сто-
ронами: научным знанием, научной дея-
тельностью и научной организацией.
1.2. На уровне существования науки (компе-
тенция методологии науки) возможно соз-
дание теории способа существования нау-
ки. Но это еще не философская теория
науки.
1.3. На абстрактно-всеобщем уровне возможно
создание философской теории сущности
науки. Данный уровень выступает в качестве
всеобщего основания для формирования
обобщающих теорий в сложных интегра-
ционных комплексах, представляющих со-
временный процесс диалектизации науки.
2. Для метафизического (
проекта науки:
2.1. Уровнем бытия науки
лютная обособленность науки и научного
знания от всех других областей человече-
ского познания (ненаучного, вненаучного
и т.д.). В качестве критериев такого разде-
ления выступают правила демаркации, ве-
рификации, фальсификации и т.п.
2.2. На методологическом уровне рефлексии
науки представлен способ существования
Социально-экономические и
217
науки: например, «парадигмальная» тео-
рия науки Т. Куна [3], теория «исследова-
тельских программ» И. Лакатоса [4], а так-
же эволюционные модели науки в различ-
ных исторических контекстах.
2.3. Как таковая философская
(т.е. теория сущности науки на абстракт-
но-всеобщем уровне) для репрезентати-
вистского проекта науки не существует в
явном виде. Ее можно выделить только в
контекстуальном аспекте.
Эти обобщения относительно теоретической
компетенции каждого из трех уровней сущности
науки позволяют конкретизировать характеристи-
ку «проектных» качеств науки в соответствии с той
или иной моделью мира.
Таким образом, в «проектных» характеристиках
науки в концентрированном виде представлены:
сущность того или иного проекта науки; характери-
стики функционирования науки в том или ином ти-
пе (историческом или культурном) общества; «про-
ектная» способность и направленность современ-
ной науки усугублять или разрешать глобальные
проблемы человечества, а также решать актуальные
общенаучные проблемы интегральных научных
комплексов. И у каждого из двух проектов науки по
всем выше указанным параметрам существуют свои
определенные философские
История становления и развития того или ино-
го проекта науки – это история становления уров-
ней сущности науки, принадлежащих этим проек-
там науки.
Известия Томского политехнического университета. 2005. Т. 308. № 6
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Уайтхед А. Избр. работы по философии / А. Уайтхед; Пер. с
англ.; Сост. И.И. Касавин / Общ. ред. и вступ. ст. М.А. Киссе-
ля. М.: Прогресс, 1990. – С. 73.
2. Чуринов, Н. М. Совершенство и свобода. Философские очер-
ки / Н.М. Чуринов. – Красноярск: Изд-во «САА», 2001. –
C. 43.
3. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. Перевод с англ.
/ Общ. редакция и послесловие С.Р. Микулинского и
Л.А. Марковой. – М.: Прогресс, 1975.
4. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследова-
тельских программ / И. Лакатос // Т. Кун. Структура научных
революций. Пер. с англ. / Сост. В.Ю. Кузнецов. – М.:
ООО «Изд-во АСТ», 2001. – С. 269–454.__
Информация о работе Философские основы проектного анализа сущности науки