Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 00:55, контрольная работа
Первое задание. Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните следующие понятия данной темы:
Бессознательное - совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий — особая сфера психического, качественно отличная от сознания. В иррационалистической «философии бессознательного» Э. Гартмана — универсальная основа бытия.
Задание третье. Сравните картезианскую и Марксову традиции в рассмотрении природы сознания. Заполните следующую таблицу.
Сознание | Картезианская традиция | Марксова традиция |
Сущность | Человеческое сознание есть в своем существе самосознание чувства, воображение, рефлексивность. | Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот их общественное бытие определяет их сознание. |
Основные характеристики | Интуиция – субстанциональная основа и, одновременно, способ философского «улавливания» действительности в сознании. | Идеология понималась как «ложное сознание». Противопоставление идеологии – истине. Прекращение работы индивидуального сознания, рассматривается групповое сознание. |
Механизм развития | Сближение понятий мышление и сознание. | Сознание вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни. |
Способы изучения | Интуиция, феноменологическое постижение сущности. Чувственная интуиция. | Содержание сознания по Марксу можно выяснить, если знать «что» и «как» люди производят. |
Задание четвертое. Упражнения, логические задачи, комментарии
К. Маркс в своем произведении «Капитал» вывел следующую известную формулу, описывающую процесс самосознания человека: «Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относится к самому себе как к человеку».
Этими словами Маркс имел в виду, то, что самосознание личности формируется во взаимодействии с "себе подобными". Человек начинает сравнивать себя, с другими, в результате чего замечает отличительные особенности, ценности и выделяет себя из массы "других", т.е. формирует свое самосознание.
1. В современной философии, самосознание - убеждение в ценности собственной личности. Это переживание единства и специфичности Я как существа, наделенного мыслями, чувствами и желаниями, противоположное осознанию внешнего мира. Согласно Канту, самосознание и осознание внешнего мира согласуются: "Сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня". Согласно Гегелю, картина мира, которую люди создают себе в философии, есть осознание мира. По мнению Гартмана, возможно "самосознание мира", ибо дух, член этого мира, который в состоянии познать слои, лежащие ниже его может осознать и самого себя.
2. Самосознание формируется при взаимодействии с внешним миром. Как только человек вступает в познавательный контакт с окружающим миром, он начинает отделять себя от него, у него появляется самосознание. Он понимает себя как отдельное свободное существо, которое существует, потому что существует мир. Общество играет большую роль в формировании самосознании человека. Во-первых, благодаря обществу, индивид становится человеком sapiens, т.е. разумным и осознающим себя личностью. Во-вторых, общество (при правильном воспитании) заставляет человека формировать собственную индивидуальность, свой стиль, отличающий и выделяющий человека от других. В-третьих, общество оценивает результаты деятельности человека, что утверждает, либо унижает человека и влияет на самосознание укрепляя его либо стирая.
3. Самосознание необходимо для формирования личности; самосознание заставляет человека стремиться к лучшему, к более совершенному, развитию своих способностей. Самосознание помогает осознать себя необходимой, индивидуальной частью общества и природы, помогает осознать ценность собственной жизни.
Среди важнейших открытий психоанализа - те, что касаются правильности мыслей и идей. Традиционно в качестве базовых данных при изучении человеческого сознания брались идеи человека о самом себе. Считалось, что люди начинают войны, движимые чувством чести, из патриотизма, стремления к свободе - поскольку сами люди думали, что поступают согласно этим мотивам. Считалось, что родители наказывают детей, движимые чувством долга и ответственности, поскольку так думали сами родители. Считалось, что неверных убивают из желания доставить удовольствие богу, поскольку таково было мнение правоверных. Новый подход к мышлению человека формировался медленно, первым его выражением явилось, пожалуй, высказывание Спинозы: "Слова Павла о Петре говорят нам больше о Павле, чем о Петре". Наш интерес к словам Павла отличается от того интереса, какой должен был бы иметь место, если бы мы считались с мнением Павла, а именно интереса в отношении Петра; мы рассматриваем слова Павла как утверждение о Павле. Мы говорим, что знаем Павла лучше, чем он знает себя; мы можем расшифровать его мысли, поскольку не обманываемся тем, что в его намерения входит только передача утверждения о Петре.
В высказывании Б.Спинозы есть указание на то, что внутренние проблемы человека выражаются в частности его высказываниях относительно других, потому Павел, высказываясь относительно Петра, говорит Больше о себе, чем о Петре. В тезисе Спинозы содержится существенное положение фрейдовской теории человека: немалая часть того, что значимо, не выходит на передний план, а сознательные идеи - лишь один из многих (типов) данных о поведении; в сущности, их значение не слишком велико.
Задание пятое. Тестовая проверка знаний
1. Из приведенных ниже выделите основные свойства сознания:
Ответ: а) активность; б) интенциональность; г) рефлексивность.
2.Соотнесите сферы сознания и его компоненты:
а) сфера телесно-перцептивных а) личностные субъективно-
переживаний, психологические переживания и
чувства,
б) логико-понятийная сфера, б) мотивы деятельности, идеалы
личности, когнитивные
способности,
в) эмоциональная сфера, в) аналитико-синтетические
операции,
г) ценностно-смысловая сфера, г)ощущение, восприятие, память,
представления.
3.Завершите определение: «Знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности, называется…
Ответ: Язык.
4.Как называется принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок?
Ответ: в) рефлексия.
5.Из приведенных ниже выделите основные функции сознания:
Ответ: а) преобразовательная, г)отражательная.
6.Кто является автором определения: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».
Ответ: г) К. Маркс.
7.Впишите пропущенные слова:
«Сознание – высшая форма психического отражения действительности… человеком»
Ответ: «…в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения…».
8.Укажите соответствие между концепцией возникновения идеального и автором.
а) идеальное существует объективно в качестве первообразов и познается посредством рациональной интуиции; | а) Э.В. Ильенков, |
б) идеальное как сущность «просвечивает» сквозь явление, для его познания необходимо сочетание чувственного и сверхчувственного познания; | б) Платон, |
в) идеальное - субъективное проявление некоторых мозговых нейродинамических процессов, его источником служит индивидуальное сознание; | в) Д.И. Дубровский, |
г) идеальное – объективированные мыслительные формы, схемы предметно-практической деятельности, которые складываются независимо от индивида; |
|
д) человек обретает идеальное, приобщаясь к исторически развившимся формам общественной жизни. | г) И.Кант. |
е) человек обретает идеальное, приобщаясь к исторически развивающимся формам общественной жизни. |
|
9.Как называется раздел философии, изучающий проблемы человека?
Ответ: б) антропология.
10.Соотнесите произведение и их авторов:
а) «О душе», а) Платон,
б) «Государство», б) А.Г. Спиркин,
в) «Я и Оно», в) Вольтер,
г) «Сознание и самосознание» г) З. Фрейд.
Список использованной литературы
1. Алексеев П.В., Панин А.В. ФИЛОСОФИЯ: Учебник для ВУЗов – М.: ТЕИС, 1996. – 504 с.
2. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. И доп. – Брянск: Курсив, 2002. – 352 с.
3. Гуревич П.С. Основы философии: Учебное пособие. М., 2000. – 340 c.
4. Кононович Л.Г., Медведева Г.И. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1995. – 576 с.
5. Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред.
К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 1991г.;
6. А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для
вузов. - М.: Политиздат, 1988 г.;
7. «Информация. Сознание. Мозг». Д.И. Дубровский Москва: «Высшая школа», 1980 г.;
8. Философский словарь. М.:Политиздат, 1987 г.;
9.Проблема сознания в современной западной философии. М.:1989 г.;
10. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2
Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989
3