Философские системы Платона и Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 18:55, реферат

Краткое описание

Наиболее выдающимися философами Древней Греции были Платон и Аристотель.
Философская система Платона содержит четыре составные части, которые вошли в современную философию:
Онтология – философское учение о Бытии;
Космология – философское учение об Окружающем мире;
Гносеология – философское учение о Методах познания мира;

Вложенные файлы: 1 файл

Философские системы Платона и Аристотеля.docx

— 43.02 Кб (Скачать файл)

Философские системы  Платона и Аристотеля.

Философская система Платона

Наиболее выдающимися  философами Древней Греции были Платон и Аристотель.

Философская система Платона содержит четыре составные части, которые вошли в современную философию:

  1. Онтология – философское учение о Бытии;
  2. Космология – философское учение об Окружающем мире;
  3. Гносеология – философское учение о Методах познания мира;
  4. Этика – философское учение о Правилах поведения людей в обществе.

Платон разделил весь окружающий мир на две основные части:

  • Мир идей или Общих понятий;
  • Материальный мир или Мир вещей.

По его мнению, первичным (главным) является Мир Идей или Общих понятий. А производным (вторичным) является Материальный мир.  

 

Доказательство Платона: 
Материальные предметы не вечны, и существуют только определённое время. А общие понятия или идеи – вечны. «Конкретные предметы существуют  потому, что они выражают какие-либо идеи». Например, предметы искусства, существуют потому, что есть идея прекрасного, которую они воплощают. Платон явился основателем объективного идеализма. (Софисты были основателями философии субъективного идеализма). 

 

Платон впервые определил общее понятие всех предметов материального мира, которое он назвал Материя. Это понятие вошло в современную философию.  

 

Большое внимание Платон уделял четвёртой части своей системы  – Этике. Он решил создать систему Идеального (совершенного) Государства, а также систему нравственного воспитания личности. 

 

Платон разделил всё общество на три основных сословия: 
*Сословия – это группы людей, имеющие определённые права и обязанности, установленные государством.

  1. Правители Государства – философы, политики, люди способные управлять страной;
  2. Воины – преданы государству, должны защищать его от внешних врагов;
  3. Крестьяне и ремесленники – должны содержать государство, и быть благоразумными и добросовестными.

Каждое сословие должно было заниматься только своим делом, и  не вмешиваться в дела других сословий. Укреплению Государства должна способствовать религия, и строгое государственное воспитание детей. 

 

Философская система Аристотеля

Аристотель в молодости  был учеником Платона и оставил сочинения по всем областям науки своего времени.  Он был учителем Александра Македонского.

Аристотель впервые разделил науки, определив для каждой их них  специальные области исследования:

  1. Теоретические науки 
    - метафизика (греч. – то, что выше природы) – это наука, о наиболее общих понятиях развития мира.

- физика – это наука,  о закономерностях природы.

- математика – это  наука о количественных величинах.

  1. Практические науки 
    - этика – это наука о поведении человека в обществе; 
    - экономика – это наука о хозяйственных отношениях; 
    - политика – это наука о Государственной и общественной деятельности.

Аристотель выступил против учения Платона о том, что первичным является мир людей или общих  понятий. По его мнению, общие понятия – это лишь имена или названия конкретных предметов. Как и Платон, Аристотель применял понятие материи для обозначения предметов материального мира. Он считал, что, всему существующему в мире свойственно движение. Он связывал движения с внутренней энергией.

По своим философским  взглядам Аристотель был дуалистом.

 

 

 

 

 

Соотношение веры и разума в средневековой философии. Номинализм и реализм 

36. Соотношение веры и  разума в средневековой философии.  Номинализм и реализм. 
Разум и вера Взаимосвязь разума и веры всегда находилась в центре внимания религиозной философии. Значимость откровения, непосредственного божественного озарения, путь веры. Среди религиозных мыслителей шли дискуссии об оптимальной стратегии соединения усилий веры и разума. Еще Августин, делавший в традиции христианского платонизма акцент на важности божественного озарения в познании, полагал, что в постижении мира человек неминуемо опирается первоначально на авторитет, имеющий своим истоком веру, однако не может им ограничиться и использует далее потенциал разума. В традиции христианского аристотелизма Фома Аквинский провозгласил тезис о гармонии разума и веры, в рамках которой философия и богословие призваны к сотрудничеству, но одновременно несводимы всецело друг к другу. В новейшей религиозной философии путь веры соотносится не только со стратегией философского разума, учитывается и то обстоятельство, что наука и соответствующие ей стандарты рациональности занимают особое место в жизни человека. В философии неотомизма гармония разума и веры обосновывается прежде всего в свете теории ступеней познания, предложенной Фомой Аквинским. 1 ступень. Естествознание и философию природы. Наука как простая сумма эмпирического знания. 2 ступень. Математика, имеющая своим предметом чистое количество. 3 ступень. Религиозная метафизика – первофилософия, которая питается теологией. Теология разделяется на рациональную теологию, ищущую рациональные пути познания Бога, и мистическую теологию откровения, питаемую верой. Августинианство: рациональные средства внутреннего религиозного опыта субъекта - опыт веры. Католический экзистенциализм Марселя, подчеркивающего изначальную "сопричастность" человека божественной "тайне бытия", или неопротестантское учение Тиллиха, воспроизводящее опыт "финальной озабоченности" личности перед ликом Абсолюта. Тенденции: попытка соединить непосредственный опыт мистического озарения с данными науки, связать их воедино. Католицизм: Шарден: эволюции космического целого от неорганического состояния к человеку. Протестантизм: Ш. М. Огдена, П. Гамильтона, Дж. Кобба и др. 
Полемика реализма и номинализма Реализм - учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире (на латинском языке, эта мысль выражалась в формуле: universalia sunt realia). Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей (ante rem), представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Для реалистов, например для Ансельма Кентерберийского (1033-1109), познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее. Приоритета воли над разумом и носило название номинализма. Термин "номинализм" от лат. "nomen"-"имя". Общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Например, мы получаем понятие "человек", когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для них всех. Поскольку все люди суть живые и одушевленные существа, обладающие разумом, то, стало быть, в понятие человека входят именно эти признаки: человек есть живое существо, наделенное разумом. Согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей (post rem). Крайние номиналисты, к которым принадлежал, например, французский философ и теолог Иоанн Росцелин (ок. 1050 - ок. 1120), даже доказывали, что общие понятия суть не более чем звуки человеческого голоса; реально лишь единичное, а общее - только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме. Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и общего, как она ставилась еще Аристотелем, различавшим первичные и вторичные сущности и затруднявшимся в определении онтологического статуса тех и других.

 

 

 

Антропоцентризм – философский мировоззренческий принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включенностью в него человека как сознательного, деятельного существа.

Пантеизм (пан – все, теизм – божественный) – тождество природы и Бога, который растворен в мире, в любых вещах. Здесь имеются элементы материализма, частичный отход от ортодоксального теизма.  

5.1. Философия Возрождения (антропоцентризм)

Эпоха Возрождения охватывает период XIV–XVI вв. Культура Возрождения обращается к культурному наследию Античности и как бы возрождает его. Отсюда и название этой культуры – Возрождение. Культуру Возрождения отличают светский, антиклерикальный характер и гуманизм.

В эволюции философской мысли  эпохи Возрождения можно выделить три периода:

– гуманистический, или антропоцентрический, противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку в его отношениях с миром;

– неоплатонический, связанный с постановкой широких онтологических проблем;

– натурфилософский.

Деление это в известном  смысле условно и носит не столько  хронологический, сколько типологический характер.

Важная отличительная черта мировоззрения этой эпохи – его ориентация на искусство. При этом главное внимание уделяется человеку. Человек не только является объектом философского исследования, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Поэтому философское мышление Возрождения можно назвать антропоцентрическим. Возрожденческое понимание человека отличается от античного и средневекового. Для гуманистической философии эпохи Возрождения характерно рассмотрение человека в его, прежде всего, земном предназначении. Его отношения с природой и Богом рассматриваются в рамках нового, пантеистического понимания мира. Индивид обретает самостоятельность, он представляет самого себя. Его позиция – гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, он склонен приписывать все свои заслуги себе. Человек сам теперь – творец, а потому фигура художника-творца становится символом Ренессанса, он созидает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире – самого себя. 

 

5.2. Натурфилософия эпохи Возрождения 

 

В эпоху Возрождения, однако, не остается без внимания, особенно  
в XVI в., природа. Понимание природы имеет новую специфику: христианский Бог здесь утрачивает свой трансцендентный потусторонний характер, он как бы сливается с природой. Такая натурфилософия есть пантеизм. Это религиозное и философское учение, отождествляющее Бога и мировое целое. В эпоху Возрождения были сделаны выдающиеся научные открытие в области географии (открытие и изучение новых территорий), астрономии (Н. Коперник, Г. Галилей), анатомии (А. Везалий).

Николай Кузанский  – одна из самых значительных фигур  раннего Ренессанса, последовательный пантеист. Самое значительное произведение  
Н. Кузанского – «Об ученом незнании», в котором он рассматривает центральную проблему своей философии – проблему соотношения Бога и мира. Бог, рассматриваемый Н. Кузанским, получает у него наименование абсолютного максимума, или Абсолюта. Он максимум, так как он то, более чего не может быть, но поскольку он не может быть и менее того, что он есть, то он и минимум. Следовательно, абсолютный максимум и минимум совпадают в Боге. Трактуемый Н. Кузанским Бог выявляется не в его потусторонности, трансцендентности миру, а в неразрывном единстве с миром.

Таким образом, Н. Кузанский  отвергает дуалистическое понимание  мира и Бога. Низводя бесконечность  Бога в природу, Н. Кузанский открыл принцип совпадения противоположностей в природе: максимума и минимума, сформулировал идею бесконечности  Вселенной. Единое тождественно беспредельному, бесконечному, и этот принцип дал толчок для развития математики и астрономии. Тем самым Н. Кузанский подготовил революцию Н. Коперника, устранившую геоцентризм [6].                     

Создание новой космологии требовало не только усовершенствований наблюдений и расчетов, но и радикального пересмотра ее теоретических предпосылок. Наибольший вклад в решение вопроса  о новой космологии внес Николай  Коперник, который разработал принцип  относительности: Земля вращается  вокруг своей оси и вокруг Солнца, помещенного им в центр мира. Коперниковская революция не сводилась к простой перестановке предполагаемого центра мира. Гелиоцентризм давал иную картину движения небесных светил; он позволял значительно упростить схему небесных движений, привести ее в большее соответствие с расчетами; соблюсти явления, т. е. дать описание движений, которое наилучшим образом согласовывалось с данными астрономических наблюдений. Главное заключалось в создании объективно истинной картины движения планет, что и явилось камнем преткновения для признания коперниканства со стороны теологии.

Под натурфилософией мыслители  XVI в. понимали не только предмет своего исследования – философию природы, но и естественный, «натуральный» подход к познанию законов мироустройства.

Наиболее выдающимся натурфилософом эпохи Возрождения, разделявшим  позиции пантеизма, является итальянский  мыслитель Джордано Бруно (1548–1600). Он рассматривал окружающий мир как  единый. Вселенная, согласно Дж. Бруно, единая, бесконечная и неподвижная. Разумеется, что в ней происходят постоянные изменения и движения, однако в целом она не двигается, так как наполняет все вокруг нас. Вселенная представляет собой совпадение Бога и природы, материи и формы, единства и множественности. Во Вселенной духовная и телесная субстанции имеют одно бытие, один корень. Материю он рассматривал как то начало, которое производит формы из самого себя. Тем самым  отвергалась идея творения. Материя представлялась ему состоящей из атомов. В своих работах он развивал учение о монадах. Вся Вселенная, согласно Дж. Бруно, одушевлена [22, т. 2]. Ей присуще внутреннее жизненное начало, которое он называл «мировой душой». Признавая природу одушевленной, он занимал позиции гилозоизма.

В своем космологическом  учении Дж. Бруно опирался на гелиоцентрическую теорию Н. Коперника. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, что она одна вокруг нас и в ней присутствует бесчисленное количество миров. Тем самым он отвергал наличие внешнего Бога, сотворившего якобы мир.

Следуя пантеизму, Дж. Бруно отождествлял Бога с природой и, более того, отождествлял Бога-природу с материей. Природа – это материя.  
Таким образом, Бог в философии Дж. Бруно представляет другое обозначение окружающего нас мира. С пантеизмом у Дж. Бруно согласуется теория панпсихизма, в соответствии с которой духовная субстанция определяет все многообразие проявления вещей. Духовная субстанция представляет собой активное созидательное начало.

В своей теории познания Дж. Бруно отвергал учение о двух истинах,  
т. е. истинах богословия и истинах философии. Он полагал, что существует только одна истина – истина, достигаемая философией. Дж. Бруно критически относился к традиционной религии, считая, что она отрицательно влияет на жизнь людей, подменяя разум слепой верой. В будущем эта религия, согласно Дж. Бруно, будет заменена «религией разума». «Религия разума» – это совокупность философских воззрений и нравственных норм, свободных от суеверий и надуманных культов. За свои взгляды Дж. Бруно подвергался преследованиям со стороны религиозных властей. Он был обвинен в ереси, а в 1600 г. суд инквизиции приговорил его к сожжению на костре. 

 

5.3. Социально-политические концепции эпохи Возрождения 

 

Ярким представителем социально-политической философии эпохи Возрождения  был Н. Макиавелли, который обосновал  главные принципы исследования законов  политического социума. Он отделил  политику от религии и морали, считая ее воплощением свободной человеческой воли. Политику, по мнению Н. Макиавелли, определяют естественные законы жизни  и человеческая психология. Опорой власти являются сила, умело создаваемый  культ личности государя. Правитель  должен быть деспотичным, жестоким, хитрым и беспощадным. Со временем учение Н. Макиавелли стало синонимом политики, которая руководствуется принципом  «цель оправдывает средства» [6].

Т. Мор явился одним из основателей утопического социализма, свои взгляды на идеальное общество он изложил в произведении «Утопия». Главное в идеальном обществе Т. Мора – это отсутствие частной  собственности, которая разобщает  людей, социального неравенства  и т. д.  
Однако, полагал Т. Мор, реализовать его идеи можно только при помощи образованного правителя [6].

Т. Кампанелла был представителем итальянской философии природы, но больше известен  своим социальным учением, изложенным им в произведении «Город Солнца». Выдвинутый в «Городе Солнца» идеал общественного устройства, основанного на общей собственности, на общем труде, Т. Кампанелла рассматривал как вполне реальную политическую программу. В отличие от Т. Мора он был убежден в необходимости и возможности реального установления справедливого общества.

Информация о работе Философские системы Платона и Аристотеля