Философско-психологические идеи Николая Кузанского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 12:27, контрольная работа

Краткое описание

Николай Кузанский является крупнейшим европейским мыслителем XV века, одним из видных гуманистов эпохи Возрождения и родоначальником итальянской натурфилософии.
Время жизни и творчества философа - эпоха перехода от средневековья к новому времени, когда формируется ранняя буржуазная культура, эпоха, которую принято называть эпохой Возрождения. Как и все переходные эпохи в истории человечества, она была противоречивой.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………3
2. Основная часть…………………………………………………….…..5
3. Заключение………………………………………………………….…..25
4. Список используемых источников..……………………………...…...29
5. Приложения:
Словарь основных понятий…………….......………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа - Н.Кузанский для интернета.docx

— 55.91 Кб (Скачать файл)

Тема 12. Философско-психологические  идеи Николая Кузанского.

 

 

 

ПЛАН

  1. Введение…………………………………………………………………3
  2. Основная часть…………………………………………………….…..5
  3. Заключение………………………………………………………….…..25
  4. Список используемых источников..……………………………...…...29
  5. Приложения:

Словарь основных понятий…………….......………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ

 

      Николай  Кузанский   является  крупнейшим  европейским мыслителем XV века,  одним из видных гуманистов  эпохи  Возрождения и родоначальником  итальянской натурфилософии.

      Время жизни  и творчества философа - эпоха  перехода от средневековья   к  новому времени,  когда  формируется ранняя буржуазная  культура, эпоха, которую принято  называть эпохой Возрождения.  Как  и все переходные эпохи  в истории человечества, она была  противоречивой.

      Именно  противоречивость, свойственная данной  эпохе, - одна из особенностей  философии Николая  Кузанского,  представляющих борьбу разных  тенденций.  Антифеодальное в  основе своей содержание его  философии еще  сковано   средневековыми представлениями.

      Спекуляции  об ангелах,  восхваление веры, призывы к аскетизму, придание  в развитии организма человека  числу  семь особого значения,  призывы к умерщвлению плоти,  несовместимые с жизнерадостным  духом Возрождения и  в   тоже время - свойственные новым  временам критическое отношение  к схоластике, интерес к античности, к познанию природы, высокая  оценка математики,  человеческого  разума характерны для философии  Кузанца.  Недаром горячий поклонник  Николая Джордано  Бруно писал  о нем:  "Он был подобен  пловцу,  которого бурные волны  кидают то вверх, то вниз, ибо  он не видел непрерывного,  открытого, ясного света, он  не плавал в спокойной, ясной  воде" [1, с. 368].

      В наши  дни философское творчество Николая  Кузанского представляет большой  интерес и занимает прочное  место в истории философии:  ни один историк философии,  анализирующий мировоззрение эпохи  Возрождения, не может пройти  мимо философского учения Николая  из Кузы, поскольку именно философия  Кузанского демонстрирует путь  перехода от  средневековья   к возрожденческим представлениям.

      Однако  чтобы лучше понять значение  философского творчества Кузанца  в истории Возрождения, следует  рассмотреть и исследовать не  только его философию,  но  и   обстоятельства личной жизни,  его взаимоотношения с различными  слоями тогдашнего общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

1. ВЕХИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО

      1.1. Начало пути

      Николай  Кузанский родился в 1401 году  в Германии -  в местечке Куза  Трирской епархии, в семье зажиточного  крестьянина - рыбопромышленника  Иоганна Кребса. Биографы сообщают [2,  c.11], что незаурядные способности Николай обнаружил еще в детстве:  он много читал,  и очень скоро его интересы вышли за пределы отцовских занятий.  Отцу не удалось заставить сына идти по своим стопам. Подростком  Николай бежал из  родного дома  и нашел прибежище у графа Теодориха фон Мандершайда, который занялся образованием подающего надежды подростка.

      Граф покровительствовал  Николаю в течение многих лет,  способствуя его карьере.  Предполагают, что на первых порах граф  отдал способного подростка в  школу "братьев общей жизни"  в  Девентере  (Голландия),  где  впоследствии обучался Эразм  Роттердамский.  Это была  школа   мистиков, владевших имуществом  сообща, отвергающих богатство, славу,  а вместе с ними и все  светское,  мирское. Наставники  этой школы проповедовали аскетизм  и благочестие,  с помощью которых  надеялись приблизиться к Христу.  Обучали в Девентере "семи  свободным искусствам" и в то  же время отвергали знание, считая  его недостаточным для постижения  бога.  Возможно, здесь Николай   проникся ненавистью к роскошной,  разнузданной жизни высших сановников  римской церкви, здесь получил  первые уроки аскетизма, отсюда  вынес неприязнь к премудростям  схоластиков.

      Вернувшись  в Германию, Николай некоторое  время изучал философию в Гайдельбергском  университете. Шестнадцатилетним юношей, подобно знаменитым соотечественникам  Пурбарху и Региомонтану,  будущий  философ устремился в Италию, известную своими гуманистами  по всей Европе. Здесь, в Падуанском  университете в школе церковного  права  Николай  завершил  свое образование.

      Именно  в Падуе проявилось увлечение   Кузанца  естественными науками  математикой,  медициной, астрономией,  географией. Одним из его друзей  стал Паоло Тосканелли (1377-1446), будущий  знаменитый математик, физик,  географ, первый наблюдатель-астроном  в Европе,  которому многим  был обязан Кузанец. Тосканелли  обратил его внимание на ошибки  астрономических альфонсовых таблиц, которые Кузанец пытался исправить.  В Падуе Кузанец познакомился  и со своим будущим другом, профессором права Джулиано Цезарини (1398 - 1444), который пробудил в ученике  любовь к классической литературе  и философии.  Свои основные  философские трактаты  "Об  ученом незнании"  и "О  предположениях" Николай посвятил  именно Цезарини.

      В годы  учебы Николая в Падуе преподавал  лучший эллинист и латинист  своего времени Филельфо (1398 - 1481), лекции которого, возможно, слушал  Николай.

      Окончив  университет в 1423 году и получив  степень доктора канонического  права,  Николай посетил в следующем  году Рим,  где познакомился  с гуманистом Поджо Браччолини,  в то время канцлером Римской  сеньории.

 

      1.2. Церковно-политическая  деятельность  Николая Кузанского

      Вернувшись  на родину и проиграв здесь   судебный  процесс, затеянный  его покровителем-графом, Кузанец  решил посвятить себя богословской  деятельности. В течение года  будущий  кардинал  изучал  богословие в Кельнском университете, где значительным влиянием пользовались  следовавшие  неоплатонической  традиции средневековья сторонники Альберта Великого [2, с.53]. Получив звание священника, в 1426 году Кузанец поступил секретарем к папскому легату в Германии кардиналу Орсини.  Став через некоторое время священником,  а затем деканом церкви св. Флорина в Кобленце, Николай не утратил своего увлечения античностью. По примеру других гуманистов он разыскивал в монастырских библиотеках древние рукописи; ему удалось найти 12 неизвестных в то время комедий Плавта.

      Близко  был знаком Кузанец и  с   крупными  гуманистами того времени Амброджо Траверсари (ум. 1439) и Лоренцо Валла (1407-1457). Именно благодаря содействию Траверсари Николай Кузанский поступил на службу в папскую курию.

      Необычайно  одаренный,  преданный церкви  и  энергичный священник делает  успешную церковную карьеру, много  сил уделяя попыткам реформирования  церковных нравов и  учреждений, и становится (в 1448 году) кардиналом.

      Его многообразная  церковно-политическая  деятельность  была направлена к попыткам  восстановления единства и авторитета  католицизма,  достижению мира  и согласия вероисповеданий.  Например,  когда  в 1437 году  церковное руководство решило  послать в Константинополь миссию  для  переговоров  с греками  по поводу объединения западной  и восточной церквей, в это  посольство включили и Николая,  учитывая его прекрасное знание  греческого языка. Необходимо  отметить, что Кузанец был к  тому же  знатоком  арабского  и  древнееврейского языков, что  позволило ему глубоко вникнуть  в существо средневековой арабской  и еврейской философии. В Константинополе  он собрал ценные греческие  рукописи,  которые привез в  Италию.  Возвращаясь из Константинополя,  после изучения работ Псевдо-Дионисия  он приходит к одному из  основных положений своей философии  - к идее совпадения противоположностей  [2,  c.13].

      Кроме того, Кузанец ведет переговоры с гуситами в Чехии (результаты которых были неудачными),  выдвигает планы имперских реформ,  борется с развращенностью духовенства.

      Благодаря   покровительству пап (особенно  папы гуманиста Пия II) Николай  Кузанский играл выдающуюся роль  в  церковно-политической жизни  Европы своего времени, вместе  с тем уделяя большое внимание  научным занятиям.  В 1459  году  Кузанский даже  замещал  в  Риме отлучившегося на некоторое время папу Пия II. Уже на склоне лет Николай путешествовал по монастырям Германии с целью реформировать их, чтобы удержать духовенство от падения нравов.

      Видную  роль играл Кузанец на Базельском  соборе,  куда прибыл в 1433 году. Здесь он выступал сначала  как сторонник верховной  власти  соборов и противник папского  абсолютизма, но затем встал  на сторону папы Евгения IV.  Возможно, здесь сыграло  роль  покровительство римских пап  этого времени гуманистам.

      Николай,  начиная с 1437 года и вплоть  до своей смерти в  Тоди  в 1464 году, связывает свою судьбу  с римскими  папами. При  этом  он отличался честностью и  принципиальностью и не боялся  выступить с критикой папы  и римской курии.

 

      1.3. Гуманисты и Николай Кузанский

      Связи Николая  Кузанского с великими гуманистами   Энеем-Сильвием Пикколомини (впоследствии  папой Пием II), с Лоренцой Валлой,  Амброджо Траверсари и другими  не исчерпывались личным знакомством  и дружбой.

      Филологическая  культура гуманизма  сказалась   в  том, что  кардинал  из  Кузы изучил греческий язык  и обратился к подлинным памятникам  античной философии (известно,  что  он читал  в  оригинале   Платона  и Прокла),  а имевшие  прочную средневековую традицию "Ареопагитики" предпочитал читать  в новом латинском переводе, сделанном для него его другом гуманистом Амброджо Траверсари.  Но собственно филологические занятия играли для Кузанца роль подсобную.

      С гуманизмом  Николая Кузанского связывает  обращение к диалогической   форме в ряде важных его  сочинений (цикл диалогов,  объединяемых  участием в них "Простеца"). Само обращение в этих диалогах  к образу "неученого",  "простака", которому открыты глубочайшие  истины философии,  имело полемический,  антисхоластический характер и,  несомненно, связано с гуманистической  полемикой против "профессиональной" философии университетов.  Правда,  стиль его латинских сочинений далек от легкости и изящества творений итальянских гуманистов.

      С гуманистами  связывают Николая Кузанского  и общность научных интересов,  углубленное внимание к проблемам  астрономии,  космографии,  математики - при этом речь идет не о  "литературном",  "филологическом" движении в гуманизме, а о  гуманистах-ученых,  таких,  как  его друг и  соученик  Паоло  Тосканелли. Естественнонаучные и   математические интересы Николая  Кузанского ближе к новой науки  итальянского Кватроченто [3, c. 55], чем к схоластической науке  средневековья.

      В области  естествознания он идет дальше  многих  современников-гуманистов.

 

      1.4. Естественные науки в творчестве Кузанского

      Естественнонаучные  принципы  Кузанца  во многом  соответствовали духу времени.  Николай Кузанский выдвинул требование  методического  использования  математики,  требование счета,  взвешивания, измерения в деле  познания природы. Его сочинение  "Об опыте со взвешиванием" являлось провозвестником новой  эпохи,  эпохи господства науки  и техники  [2, с.19]. Николай ставит  в этой работе проблемы статики  и динамики,  экспериментальной  физики.  От передовых ученых  и художников своего времени  он унаследовал принцип связи  теории и практики. Кузанец первым  составил географическую карту  Европы. Он же предложил реформу  юлианского календаря, давно нуждавшегося  в  улучшении,  которая была  осуществлена лишь через полтора  столетия.

      Кантор, известный  историк математики, отмечает весьма  значительную роль философа в  истории математики, в частности,  в  решении  вопроса о  квадратуре круга,  об исчислении  бесконечно малых величин.  Впрочем,  еще Бруно оценил  роль "божественного"  Кузанца  в области математики,  назвав его "изобретателем  прекраснейших тайн геометрии" [1, с. 287].

      Идеи Николая  в области космологии в некотором  отношении были революционнее  идей Коперника и подготовили   учение Бруно о бесконечности  вселенной,  о существовании обитаемых  миров за пределами Земли.

      Им оставлено  обширное литературное наследие, включающее научные трактаты  и проповеди,  сочинения по  философии, богословию,  по церковно-политическим  вопросам и объединяемое единой  системой религиозно-философских  воззрений.

 

      1.5. Философия в творчестве Кузанского

      Философские  идеи развиты Николаем Кузанским  в сравнительно небольшом количестве  произведений.  К главным философским  сочинениям Кузанского относят  [3, с.53] трактат "Об ученом  незнании"  (1440),  примыкающий к нему одновременно  написанный логико-философский трактат  "О  предположениях", теологические  трактаты "О сокрытом боге", "О поисках бога", "О сыновности  бога", "О подателе света", относящиеся к 1442-1445 годам;  "О  творении" (1447) и содержащие дальнейшее  развитие его философской системы  "Апология  ученого  незнания" (1449),  диалоги с участием "Простеца";  "О мудрости", "Об уме",  "Об опыте со взвешиванием",  относящиеся к  1450 году,  "О  видении бога" (1453),  "О берилле" (1458), "О бытии-возможности" (1460),  "О неином" (1462),  "Об охоте   за мудростью" (1463), "О вершине  созерцания" (1464).

Информация о работе Философско-психологические идеи Николая Кузанского