Тема 12. Философско-психологические
идеи Николая Кузанского.
ПЛАН
- Введение…………………………………………………………………3
- Основная часть…………………………………………………….…..5
- Заключение………………………………………………………….…..25
- Список используемых источников..……………………………...…...29
- Приложения:
Словарь основных понятий…………….......………………………….27
ВВЕДЕНИЕ
Николай
Кузанский является крупнейшим
европейским мыслителем XV века,
одним из видных гуманистов
эпохи Возрождения и родоначальником
итальянской натурфилософии.
Время жизни
и творчества философа - эпоха
перехода от средневековья
к новому времени, когда
формируется ранняя буржуазная
культура, эпоха, которую принято
называть эпохой Возрождения.
Как и все переходные эпохи
в истории человечества, она была
противоречивой.
Именно
противоречивость, свойственная данной
эпохе, - одна из особенностей
философии Николая Кузанского,
представляющих борьбу разных
тенденций. Антифеодальное в
основе своей содержание его
философии еще сковано
средневековыми представлениями.
Спекуляции
об ангелах, восхваление веры,
призывы к аскетизму, придание
в развитии организма человека
числу семь особого значения,
призывы к умерщвлению плоти,
несовместимые с жизнерадостным
духом Возрождения и в
тоже время - свойственные новым
временам критическое отношение
к схоластике, интерес к античности,
к познанию природы, высокая
оценка математики, человеческого
разума характерны для философии
Кузанца. Недаром горячий поклонник
Николая Джордано Бруно писал
о нем: "Он был подобен
пловцу, которого бурные волны
кидают то вверх, то вниз, ибо
он не видел непрерывного,
открытого, ясного света, он
не плавал в спокойной, ясной
воде" [1, с. 368].
В наши
дни философское творчество Николая
Кузанского представляет большой
интерес и занимает прочное
место в истории философии:
ни один историк философии,
анализирующий мировоззрение эпохи
Возрождения, не может пройти
мимо философского учения Николая
из Кузы, поскольку именно философия
Кузанского демонстрирует путь
перехода от средневековья
к возрожденческим представлениям.
Однако
чтобы лучше понять значение
философского творчества Кузанца
в истории Возрождения, следует
рассмотреть и исследовать не
только его философию, но и
обстоятельства личной жизни,
его взаимоотношения с различными
слоями тогдашнего общества.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. ВЕХИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА НИКОЛАЯ
КУЗАНСКОГО
1.1. Начало
пути
Николай
Кузанский родился в 1401 году
в Германии - в местечке Куза
Трирской епархии, в семье зажиточного
крестьянина - рыбопромышленника
Иоганна Кребса. Биографы сообщают
[2, c.11], что незаурядные способности
Николай обнаружил еще в детстве: он
много читал, и очень скоро его интересы
вышли за пределы отцовских занятий.
Отцу не удалось заставить сына идти по
своим стопам. Подростком Николай
бежал из родного дома и нашел
прибежище у графа Теодориха фон Мандершайда,
который занялся образованием подающего
надежды подростка.
Граф покровительствовал
Николаю в течение многих лет,
способствуя его карьере. Предполагают,
что на первых порах граф
отдал способного подростка в
школу "братьев общей жизни"
в Девентере (Голландия), где
впоследствии обучался Эразм
Роттердамский. Это была школа
мистиков, владевших имуществом
сообща, отвергающих богатство, славу,
а вместе с ними и все
светское, мирское. Наставники
этой школы проповедовали аскетизм
и благочестие, с помощью которых
надеялись приблизиться к Христу.
Обучали в Девентере "семи
свободным искусствам" и в то
же время отвергали знание, считая
его недостаточным для постижения
бога. Возможно, здесь Николай
проникся ненавистью к роскошной,
разнузданной жизни высших сановников
римской церкви, здесь получил
первые уроки аскетизма, отсюда
вынес неприязнь к премудростям
схоластиков.
Вернувшись
в Германию, Николай некоторое
время изучал философию в Гайдельбергском
университете. Шестнадцатилетним юношей,
подобно знаменитым соотечественникам
Пурбарху и Региомонтану, будущий
философ устремился в Италию,
известную своими гуманистами
по всей Европе. Здесь, в Падуанском
университете в школе церковного
права Николай завершил
свое образование.
Именно
в Падуе проявилось увлечение
Кузанца естественными науками
математикой, медициной, астрономией,
географией. Одним из его друзей
стал Паоло Тосканелли (1377-1446), будущий
знаменитый математик, физик,
географ, первый наблюдатель-астроном
в Европе, которому многим
был обязан Кузанец. Тосканелли
обратил его внимание на ошибки
астрономических альфонсовых таблиц,
которые Кузанец пытался исправить.
В Падуе Кузанец познакомился
и со своим будущим другом,
профессором права Джулиано Цезарини
(1398 - 1444), который пробудил в ученике
любовь к классической литературе
и философии. Свои основные
философские трактаты "Об
ученом незнании" и "О
предположениях" Николай посвятил
именно Цезарини.
В годы
учебы Николая в Падуе преподавал
лучший эллинист и латинист
своего времени Филельфо (1398 - 1481),
лекции которого, возможно, слушал
Николай.
Окончив
университет в 1423 году и получив
степень доктора канонического
права, Николай посетил в следующем
году Рим, где познакомился
с гуманистом Поджо Браччолини,
в то время канцлером Римской
сеньории.
1.2. Церковно-политическая
деятельность Николая Кузанского
Вернувшись
на родину и проиграв здесь
судебный процесс, затеянный
его покровителем-графом, Кузанец
решил посвятить себя богословской
деятельности. В течение года
будущий кардинал изучал
богословие в Кельнском университете,
где значительным влиянием пользовались
следовавшие неоплатонической
традиции средневековья сторонники Альберта
Великого [2, с.53]. Получив звание священника,
в 1426 году Кузанец поступил секретарем
к папскому легату в Германии кардиналу
Орсини. Став через некоторое время
священником, а затем деканом церкви
св. Флорина в Кобленце, Николай не утратил
своего увлечения античностью. По примеру
других гуманистов он разыскивал в монастырских
библиотеках древние рукописи; ему удалось
найти 12 неизвестных в то время комедий
Плавта.
Близко
был знаком Кузанец и с
крупными гуманистами того времени Амброджо
Траверсари (ум. 1439) и Лоренцо
Валла (1407-1457). Именно благодаря содействию
Траверсари Николай Кузанский поступил
на службу в папскую курию.
Необычайно
одаренный, преданный церкви
и энергичный священник делает
успешную церковную карьеру, много
сил уделяя попыткам реформирования
церковных нравов и учреждений,
и становится (в 1448 году) кардиналом.
Его многообразная
церковно-политическая деятельность
была направлена к попыткам
восстановления единства и авторитета
католицизма, достижению мира
и согласия вероисповеданий.
Например, когда в 1437 году
церковное руководство решило
послать в Константинополь миссию
для переговоров с греками
по поводу объединения западной
и восточной церквей, в это
посольство включили и Николая,
учитывая его прекрасное знание
греческого языка. Необходимо
отметить, что Кузанец был к
тому же знатоком арабского
и древнееврейского языков, что
позволило ему глубоко вникнуть
в существо средневековой арабской
и еврейской философии. В Константинополе
он собрал ценные греческие
рукописи, которые привез в
Италию. Возвращаясь из Константинополя,
после изучения работ Псевдо-Дионисия
он приходит к одному из
основных положений своей философии
- к идее совпадения противоположностей
[2, c.13].
Кроме того,
Кузанец ведет переговоры с гуситами
в Чехии (результаты которых были неудачными),
выдвигает планы имперских реформ,
борется с развращенностью духовенства.
Благодаря
покровительству пап (особенно
папы гуманиста Пия II) Николай
Кузанский играл выдающуюся роль
в церковно-политической жизни
Европы своего времени, вместе
с тем уделяя большое внимание
научным занятиям. В 1459 году
Кузанский даже замещал в
Риме отлучившегося на некоторое время
папу Пия II. Уже на склоне лет Николай путешествовал
по монастырям Германии с целью реформировать
их, чтобы удержать духовенство от падения
нравов.
Видную
роль играл Кузанец на Базельском
соборе, куда прибыл в 1433 году.
Здесь он выступал сначала
как сторонник верховной власти
соборов и противник папского
абсолютизма, но затем встал
на сторону папы Евгения IV.
Возможно, здесь сыграло роль
покровительство римских пап
этого времени гуманистам.
Николай,
начиная с 1437 года и вплоть
до своей смерти в Тоди
в 1464 году, связывает свою судьбу
с римскими папами. При этом
он отличался честностью и
принципиальностью и не боялся
выступить с критикой папы
и римской курии.
1.3. Гуманисты
и Николай Кузанский
Связи Николая
Кузанского с великими гуманистами
Энеем-Сильвием Пикколомини (впоследствии
папой Пием II), с Лоренцой Валлой,
Амброджо Траверсари и другими
не исчерпывались личным знакомством
и дружбой.
Филологическая
культура гуманизма сказалась
в том, что кардинал
из Кузы изучил греческий язык
и обратился к подлинным памятникам
античной философии (известно,
что он читал в оригинале
Платона и Прокла), а имевшие
прочную средневековую традицию
"Ареопагитики"
предпочитал читать в новом латинском
переводе, сделанном для него его другом
гуманистом Амброджо Траверсари. Но
собственно филологические занятия играли
для Кузанца роль подсобную.
С гуманизмом
Николая Кузанского связывает
обращение к диалогической
форме в ряде важных его
сочинений (цикл диалогов, объединяемых
участием в них "Простеца").
Само обращение в этих диалогах
к образу "неученого", "простака",
которому открыты глубочайшие
истины философии, имело полемический,
антисхоластический характер и,
несомненно, связано с гуманистической
полемикой против "профессиональной"
философии университетов. Правда,
стиль его латинских сочинений далек от
легкости и изящества творений итальянских
гуманистов.
С гуманистами
связывают Николая Кузанского
и общность научных интересов,
углубленное внимание к проблемам
астрономии, космографии, математики
- при этом речь идет не о
"литературном", "филологическом"
движении в гуманизме, а о
гуманистах-ученых, таких, как
его друг и соученик Паоло
Тосканелли. Естественнонаучные и
математические интересы Николая
Кузанского ближе к новой науки
итальянского Кватроченто [3, c. 55],
чем к схоластической науке
средневековья.
В области
естествознания он идет дальше
многих современников-гуманистов.
1.4. Естественные
науки в творчестве Кузанского
Естественнонаучные
принципы Кузанца во многом
соответствовали духу времени.
Николай Кузанский выдвинул требование
методического использования
математики, требование счета,
взвешивания, измерения в деле
познания природы. Его сочинение
"Об опыте со взвешиванием"
являлось провозвестником новой
эпохи, эпохи господства науки
и техники [2, с.19]. Николай ставит
в этой работе проблемы статики
и динамики, экспериментальной
физики. От передовых ученых
и художников своего времени
он унаследовал принцип связи
теории и практики. Кузанец первым
составил географическую карту
Европы. Он же предложил реформу
юлианского календаря, давно нуждавшегося
в улучшении, которая была
осуществлена лишь через полтора
столетия.
Кантор, известный
историк математики, отмечает весьма
значительную роль философа в
истории математики, в частности,
в решении вопроса о
квадратуре круга, об исчислении
бесконечно малых величин. Впрочем,
еще Бруно оценил роль "божественного"
Кузанца в области математики,
назвав его "изобретателем
прекраснейших тайн геометрии"
[1, с. 287].
Идеи Николая
в области космологии в некотором
отношении были революционнее
идей Коперника и подготовили
учение Бруно о бесконечности
вселенной, о существовании обитаемых
миров за пределами Земли.
Им оставлено
обширное литературное наследие,
включающее научные трактаты
и проповеди, сочинения по
философии, богословию, по церковно-политическим
вопросам и объединяемое единой
системой религиозно-философских
воззрений.
1.5. Философия
в творчестве Кузанского
Философские
идеи развиты Николаем Кузанским
в сравнительно небольшом количестве
произведений. К главным философским
сочинениям Кузанского относят
[3, с.53] трактат "Об ученом незнании"
(1440), примыкающий к нему одновременно
написанный логико-философский трактат
"О предположениях", теологические
трактаты "О сокрытом боге",
"О поисках бога", "О сыновности
бога", "О подателе света",
относящиеся к 1442-1445 годам; "О
творении" (1447) и содержащие дальнейшее
развитие его философской системы
"Апология ученого незнания"
(1449), диалоги с участием "Простеца";
"О мудрости", "Об уме",
"Об опыте со взвешиванием",
относящиеся к 1450 году, "О
видении бога" (1453), "О берилле"
(1458), "О бытии-возможности" (1460),
"О неином" (1462), "Об охоте
за мудростью" (1463), "О вершине
созерцания" (1464).