Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 21:32, доклад
В возрасте 23 лет во время пребывания на зимних квартирах в Германии он сформулировал основные идеи своего метода. С помощью методического сомнения Декарт подвергает испытанию различные виды знания.
Философ Рене Декарт (1596–1650) стоял у истоков рационалистической традиции. Декарт получил образование в иезуитской коллегии Ла-флеш. Он рано начал сомневаться в ценности книжной учености, так как, по его мнению, у многих наук отсутствует надежное основание. Оставив книги, он начал путешествовать. Хотя Декарт был католиком, но одно время он участвовал на стороне протестантов в Тридцатилетней войне. В возрасте 23 лет во время пребывания на зимних квартирах в Германии он сформулировал основные идеи своего метода.
С помощью методического сомнения
Декарт подвергает испытанию различные
виды знания.
1. Вначале он рассматривает философскую
традицию. Можно ли в принципе сомневаться
в том, что говорят философы? Да, отвечает
Декарт. Это возможно потому, что философы
действительно были и остаются несогласными
по многим вопросам.
2) Возможно ли логически сомневаться в
наших чувственных восприятиях? Да, говорит
Декарт и приводит следующий аргумент.
Фактом является то, что иногда мы подвержены
иллюзиям и галлюцинациям. Например, башня
может казаться круглой, хотя впоследствии
обнаруживается, что она квадратная. Наши
чувства не могут обеспечить нас абсолютно
очевидными предпосылками для дедуктивной
философской системы.
3) В качестве особого аргумента Декарт
указывает, что он не имеет критерия для
определения того, находится ли он в полном
сознании или в состоянии сна. По этой
причине он может в принципе сомневаться
в реальном существовании внешнего мира.
Существует, ли что-нибудь, в чем мы не
можем сомневаться? Да, отвечает Декарт.
Даже если мы сомневаемся во всем, то не
можем сомневаться в том, что мы сомневаемся,
то есть в том, что обладаем сознанием
и существуем. Мы, следовательно, имеем
абсолютно истинное утверждение: «Я мыслю,
следовательно, я существую» (cogito ergo sum).
Человек, формулирующий утверждение cogito
ergo sum, выражает знание, в котором он не
может сомневаться. Оно является рефлексивным
знанием и не может быть опровергнуто.
Тот, кто сомневается, не может в качестве
сомневающегося сомневаться (или отрицать),
что он сомневается и, следовательно, что
он существует.
Конечно, этого утверждения мало для построения
целой дедуктивной системы. Дополнительные
утверждения Декарта связаны с его доказательством
существования Бога. Из представления
о совершенном он делает заключение о
существовании совершенного существа,
Бога.
Совершенный Бог не обманывает людей.
Это дает нам уверенность в методе: все,
что представляется нам столь же самоочевидным,
как утверждение cogito ergo sum, должно быть
знанием столь же достоверным. В этом источник
декартовой рационалистической теории
познания: критерием истинности познания
является не эмпирическое обоснование
(как в эмпиризме), а идеи, которые предстают
ясными и отчетливыми перед нашим разумом.
Декарт утверждает, что для него столь
же самоочевидным, как собственное существование
и наличие сознания, является существование
мыслящего бытия (души) и протяженного
бытия (материи). Декарт вводит учение
о вещи мыслящей (душе) и вещи протяженной
(материи) как единственно существующих
(помимо Бога) двух фундаментально различных
феноменах. Душа является только мыслящей,
но не протяженной. Материя является только
протяженной, но не мыслящей. Материя понимается
с помощью одной лишь механики (механико-материалистическая
картина мира), в то время как душа свободна
и рациональна.
Декартов критерий истины является рационалистическим.
В качестве истинного может быть принято
то, что разум в результате проведения
систематического и последовательного
рассуждения рассматривает в качестве
ясного и отчетливого. Чувственные восприятия
должны контролироваться разумом.
Для нас важно понять позицию рационалистов
(Декарта, Лейбница и Спинозы). Грубо говоря,
она заключается в том, что мы обладаем
двумя видами знания. В дополнение к опытному
знанию отдельных явлений внешнего и внутреннего
мира мы можем получать рациональное знание
о сущности вещей в виде общезначимых
истин.
Спор рационализма и эмпиризма в основном
ведется вокруг второго вида знания. Рационалисты
утверждают, что с помощью рациональной
интуиции мы получаем знание всеобщих
истин (например, познаем Бога, человеческую
природу и мораль). Эмпиристы отрицают
рациональную интуицию, которая дает нам
такое знание. Согласно эмпиризму, мы получаем
знание с помощью опыта, который они, в
конечном счете, сводят к чувственному
опыту.
ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ
С
признанием Бога в качестве источника
и гаранта человеческого
— идеи, которые согласно некоторым идеалистическим учениям якобы изначально, независимо от опыта, присущи человеческому сознанию. В истории новой философии такая точка зрения наиболее полно была сформулирована Декартом. Идеи о божестве, о неизменных и вечных сущностях, а также все геометрические понятия, отличающиеся ясностью и отчётливостью, являются, по мнению Декарта, врождёнными идеями и понятиями. Немецкий философ Лейбниц (см.)также считал, что общие идеи человек получает не из опыта, что они находятся в душе человека, но не в качестве готовых понятий, как полагал Декарт, а как врождённые принципы, способности. К теории врождённых идей примыкает и учение Канта (см.) об априорности форм познания (время, пространство, причинность и т. д.). Представители материалистического направления в истории философии резко критиковали идеалистическое учение о врождённых идеях. Диалектический материализм утверждает, что все без исключения человеческие представления, понятия, идеи суть результат и обобщение опыта, практики, результат длительного исторического развития познания объективного мира