Фома Аквинский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:04, доклад

Краткое описание

В конце XII — начале XIII вв. западноевропейская схоластика получает новый импульс для своего развития. Связано это было, прежде всего с тем, что в этот период происходит самое широкое знакомство европейцев с культурой арабоязычного Востока. Европейский мир в это время постоянно сталкивается с арабами — во время крестовых походов, в Испании, которую захватили арабы и т.д. Для западноевропейской философии встреча с арабской культурой сыграла огромную роль. Дело в том, что в арабском мире были крайне популярны учения античных философов, и, в первую очередь, учение Аристотеля. На арабский язык были переведены практически все его сочинения, при этом аристотелевские произведения были подробно прокомментированы арабскими мыслителями, арабские философы опирались на положения Аристотеля в своих учениях.
В Европе же Аристотель был известен далеко не полностью. Более того, так как идеи Аристотеля использовали многие

Вложенные файлы: 1 файл

СУРС№1.doc

— 566.50 Кб (Скачать файл)

В конце XII —  начале XIII вв. западноевропейская схоластика получает новый импульс для своего развития. Связано это было, прежде всего с тем, что в этот период происходит самое широкое знакомство европейцев с культурой арабоязычного  Востока. Европейский мир в это время постоянно сталкивается с арабами — во время крестовых походов, в Испании, которую захватили арабы и т.д. Для западноевропейской философии встреча с арабской культурой сыграла огромную роль. Дело в том, что в арабском мире были крайне популярны учения античных философов, и, в первую очередь, учение Аристотеля. На арабский язык были переведены практически все его сочинения, при этом аристотелевские произведения были подробно прокомментированы арабскими мыслителями, арабские философы опирались на положения Аристотеля в своих учениях. 

В Европе же Аристотель был известен далеко не полностью. Более  того, так как идеи Аристотеля использовали многие христианские теологи, считавшиеся  еретиками, распространение и изучение аристотелизма официально запрещалось. Так, изучение естественнонаучных сочинений Аристотеля и его "Метафизики" было запрещено папскими декретами 1210 и 1215 гг.

Однако аристотелизм постепенно получает все более широкое  распространение, особенно, в нецерковных  школах. На латинский язык переводятся почти все его произведения — сначала с арабского, а потом и непосредственно с греческого языков. И в католической Церкви с течением времени утверждается мнение, что использование системы доказательств истинности христианских догматов с опорой на Аристотеля становится насущной необходимостью, ибо неоплатонизм, на который опирались "отцы Церкви " и, в первую очередь, Аврелий Августин, не дает ответы на все возникающие вопросы.

В 1231 г. папа Григорий IX обновил декреты 1210 и 1215 гг., но одновременно создал комиссию для проверки аристотелевских произведений. И уже в 1245 г. изучение Аристотеля было разрешено без всяких ограничений, а позднее в 50–60-х гг. XIII в. Рим официально поручает нескольким христианским философам заняться переработкой учения Аристотеля в христианско-католическом духе. Центральное место в этой работе занял Фома Аквинский.

 

 

“Я  часто раскаивался в том, что  говорил, но редко сожалел о том, что молчал”

Фома  Аквинский

 

Фома Аквинский  самый видный и влиятельный философ-схоластик западноевропейского средневековья.

 Родился  в конце 1225г. или начале 1226 г.  в замке Роколлека, близ Аквино (Италия), в королевстве Неаполитанском, в связи с чем в книгах по философии его часто именуют Аквинатом.

Отец Фомы, граф Ландольф, находившийся в родстве с родом Гогенштауфенов, был феодалом в Аквино и в качестве рыцаря, принадлежавшего к близкому окружению Фридриха II, принимал участие в разрушении известного монастыря бенедиктинцев в Мойте Кассино, в который он впоследствии пошлет учиться своего сына Фому. Его мать Теодора происходила из богатого неаполитанского рода.

На пятом  году жизни Фому определяют учиться  в монастырь бенедиктинцев в  Монте Кассино, где он проводит около  девяти лет, проходя классическую школу trivium, из которой выносит прекрасное знание латинского языка. В связи с изгнанием бенедиктинцев из Монте Кассино Фридрихом II Фома в 1239 году возвращается в родной дом, сняв монашескую рясу. Осенью того же года он отправляется в Неаполь, где обучается в университете под руководством наставников Мартина и Петра Ирландского.

В 1244 году Фома принимает решение вступить в  орден доминиканцев, отказавшись  тем самым от должности аббата Монте Кассино.

Во время  пребывания в Парижском университете (1245— 1248) он слушал лекции своего учителя  Альберта из Кельна, позже прозванного Альбертом Великим, который оказал на него глубокое влияние.

После почти  четырехлетнего пребывания в Кельне Фома в 1252 году возвращается в Парижский  университет, где последовательно  проходит все ступени, необходимые  для получения степени магистра теологии и лиценциата, после чего преподает в Париже теологию вплоть до 1259 года. Здесь из-под его пера выходит ряд комментариев, трудов и так называемых университетских диспутов, а среди них и комментарии к священному Писанию. Здесь он также начинает работу над «Философской суммой».

В 1259 году папа Урбан IV вызвал его в Рим, пребывание в котором длилось вплоть до осени 1268 года. Римская курия усмотрела  в Аквинате человека, который должен был совершить важный для церкви труд, а именно дать трактовку аристотелизма в духе католицизма. Здесь Фома завершает начатую еще в Париже «Философскую сумму», пишет другие произведения, приступает к работе над главным трудом своей жизни — «Теологическая сумма».

Осенью 1269г. по указанию римской курии Фома отправляется в Париж, ведет ожесточенную борьбу против латинских аверроистов и их главы Сигера Брабантского, а также полемику против консервативных католических теологов, желавших по-прежнему придерживаться только принципов августинизма. В этом споре он занял собственную позицию, выступив как против тех, так и других Августианцев он упрекал за консерватизм и неприятие новых идей. Философские взгляды аверроистов подрывали основы христианско-католической веры, защита которой стала главным смыслом всей жизни Аквинского.

 В 1272 г.  Фома был возвращен в Италию. Он преподает теологию в Неаполе,  где продолжает работу над  "Теологической суммой", которую  заканчивает в 1273г. Фома - автор  и ряда других произведений, а  также комментариев к сочинениям  Аристотеля и других философов.

 Спустя 2-а  года Аквинский покидает Неаполь,  чтобы принять участие в созванном  папой Григорием X соборе, происходившем  в Лионе. Во время поездки  он тяжело заболевает и умирает  7 марта 1274г. в монастыре бернардинцев  в Фоссануове.

 После смерти ему был присвоен титул "ангельский доктор". В 1323г., во время понтификата папы Иоанна XXII, Фома был причислен к лику святых, а в 1567г. признан пятым "учителем церкви".

Фома жил  в бурное интеллектуальное время, на перекрестье различных философских традиций, причем не только европейских, но и мусульманских и иудаистских. Аристотелические корни его филососфии бросаются в глаза, но считать его исключительно аристотеликом, противопоставляя при этом томизм платонизму в августиновской версии, было бы весьма поверхностным, и в силу неоднозначности его аристотелизма - ведь Фома отталкивался и от мощной греческой традиции толкования Аристотеля (Александр Афродисийский, Симпликий, Фемистий), от арабских комментаторов, и от раннехристианской интерпретации Аристотеля, как она сложилась у Боэция, а также от существующей во времена Фомы практики переводов и школьного толкования аристотелевской философии. Вместе с тем его использование аристотелевского наследия было исключительно творческим, и прежде всего потому, что Фоме приходилось решать задачи, далеко выходящие за рамки аристотелевкой проблематики, и в этом случае его интересовал аристотелизм как эффективная методика интеллектуального поиска, а также как живая система, хранящая в себе возможности раскрытия совершенно неожиданных (с точки зрения традиционной комментаторской работы)выводов. В трудах Фомы сильно влияние и платонических идей, в первую очередь Псевдо-Дионисия и Августина, а также и нехристианских версий платноизма, таких как анонимная арабская "Книга причин", имеющая своим источником "Первоосновы теологии" Прокла.  
 
Что же касается того своеобразного типа построения философствования, которое именуется "схоластическим", то парадигмальным для Фомы (как и для многих его современников) были в первую очередь "Сентенции" Петра Ломбардского и традиция их комментирования, а также труд Иоанна Дамаскина "Основы православной веры", представляющий один из наиболее авторитетных сводов христианской веры, и опирающийся в огромной мере на Аристотеля.  
 
На вопрос о степени оригинальности философской позиции Фомы даются различные ответы. Сильнейшие систематизаторские способности Фомы очевидны для всех, но многие исследователи, а в первую очередь составители учебников, стремятся ограничить достоинство философии Фомы только этим. С точки зрения других исследователей, томизм представляет собой не только систему, новаторскую для его времени, но и до сих пор актуальный стиль философствования, в рамках которого можно искать ответы и на вопросы, которые ставит перед нами XX век; некоторые видят в нем даже философию будущего. 

Труды Фомы Аквинского включают:

  • два обширных трактата, охватывающих широкий спектр тем, — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» («Сумма философии»)
  • дискуссии по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы»)
  • комментарии на:
  • несколько книг Библии
  • 12 трактатов Аристотеля
  • «Сентенции» Петра Ломбардского
  • трактаты Боэция,
  • трактаты Псевдо-Дионисия
  • анонимную «Книгу о причинах»
  • ряд небольших сочинений на философские и религиозные темы
  • несколько трактатов об алхимии
  • стихотворные тексты для богослужения, например работа «Этика»

 

«Дискуссионные  вопросы» и «Комментарии» явились  во многом плодом его преподавательской  деятельности, включавшей, согласно традиции того времени, диспуты и чтение авторитетных текстов, сопровождающихся комментариями.

 

ТЕОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ

Аквинат разграничивал  области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй — «истины откровения». Философия находится в услужении у теологии и настолько же ниже её по значимости, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Теология — священное учение и наука, основывается на знании, которым обладает Бог и те, кто удостоен блаженства. Приобщение к божественному знанию достигается через откровения.

Теология может  что-то позаимствовать у философских  дисциплин, но не потому что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений.

У Аристотеля выделялись четыре последовательных ступени истины: опыт (empeiria), искусство (techne), знание (episteme) и мудрость (sophia).

У Фомы Аквинского мудрость становится независимой от других ступеней высшим знанием о  Боге. Она основывается на божественных откровениях.

Аквинат выделял  три иерархически соподчиненных  типа мудрости, каждая из которых наделена своим «светом истины»:

  • мудрость Благодати.
  • мудрость богословская — мудрость веры, использующая разум.
  • мудрость метафизическая — мудрость разума, постигающая сущность бытия.

 

Некоторые истины Откровения доступны для понимания  разумом человека: например, что  Бог существует, что Бог един. Другие — понять невозможно: например, божественное триединство, воскрешение во плоти.

На основе этого Фома Аквинский выводит необходимость различать теологию сверхъестественную, основанную на истинах Откровения, которые человек своими силами не способен понять, и теологию рациональную, основанную на «естественном свете разума» (познающую истину силой человеческого интеллекта).

Фома Аквинский  выдвинул принцип: истины науки и  истины веры не могут противоречить  друг другу; между ними существует гармония. Мудрость — стремление постичь Бога, наука же — способствующее этому средство. 
 
Метод иследования и основные проблемы томизма. 

 
Система томизма охватывает обширные области философии и  богословия; вместе с тем ее отличает глубина и скурпулезость анализа, тонкость аргументации и учет широкого спектра противоречащих мнений по исследуемому вопросу и возможных возражений. Все это делает бессмысленным краткое изложение философии томизма. Здесь мы лишь укажем на ряд ключевых моментов, важных как исходные позиции для ориентации в системе томизма. При этом приводимые в данной антологии тексты, посвященные исключительно важным проблемам - соотношению теологии и философии, возможность и необходимость разумного богопостижения , а также статусу истины, оставляются без вступительного комментария, в силу их достаточной прозрачности, а также поскольку они представляют собой своего рода вводные вопросы к "Сумме теологии".  
 
Пожалуй исходной точкой построения томистской системы является различение сущности вещи и акта ее существования и анализ их связи. Вполне очевидно, что в вещах, окружающих нас сущность вещи не соответствует ее существованию. Вымышленные вещи, такие как кентавр, сколь бы наглядную и четкую сущность они не имели, не обладают совсем актом существования, кроме как в мысли. Но и те вещи, которые существуют на самом деле, имеют несовершенное существование, будучи изменчивыми и подверженными гибели. Но коль скоро эти несовершенные вещи существуют, должен быть источник, наделяющий их актом существования, который бы обладал бытием в абсолютной степени; в таком существе совпадали бы его сущность и бытие (а также с бытием совпали бы и истина, и благо, и красота).  
 
Но для того, чтобы было возможным говорить о таком существе, необходим особый язык, который мог бы удерживать проблематику, и который был бы лишен недостатков двух существующих способов богословия - апофатического и катафатического. Фома пытается избежать эти недостатки путем введения метода "аналогии", согласно которому позитивное высказывание о Боге ("Бог - ученый"), является вариантом негативного ("Бог - не неученый"), но вместе с тем позволяет обсуждать вопрос, в данном случае, о человеческой учености и учености Бога как ее источника; при этом острие внимания направляется не на свойства Бога и человека, но на их отношение. Вместе с тем аналогия является не только способом метафорического описания Бога, но имеет и онтологическое измерение - не качество совершенной и симультанной учености в Боге аналогично качеству несовершенной и дискурсивной учености в нас, а мы, будучи учеными, бытийствуем как образ Бога, носителя совершенной учености (равной в Нем и мудрости, и благу, и бытию).  
 
Таким образом томизм обладает средствами для создания философской теологии, в рамках которой можно основываясь на человеческом разуме достичь понимания многих истин из тех, которые даются нам и иным путем - благодаря откровению, хотя некоторые другие истины откровения остаются вне рамок автономной способности нашего разума - такие, например, как учение о триединстве. Фома создает обширное учение о Боге, причем рассматривая не только негативные определения - такие, как бесконечность Бога или Его неизменность, но и позитивные, такие как справедливость или вечность. В рамках томизма можно также говорить о невидимых нам регионах бытия - об иерархии ангелов и их свойствах (подробная разработка этой темы, по-видимому, послужила одним из оснований присвоения Фоме титула "ангельского доктора").  
 
Современный томизм.

Информация о работе Фома Аквинский