Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 16:45, доклад
Фома Аквинский (1225-1274 гг.) – крупнейший представитель и систематизатор схоластической философии, давший название одному из известных в истории религиозно-философских учений – томизму, с его нынешней формой – неотомизмом, представляющим идеологию Ватикана. Схоластика (лат. – школьный) – умствование, стремление установить истину путем соединения каких-то догматических предпосылок (теологических положений, например) с философско-теоретическими суждениями. Наследие этого мыслителя весьма обширно. Особое место занимают два монументальных его труда - "Сумма теологии" и "Сумма против язычников" (иногда именуется "Сумма философии"). Он комментировал тексты Библии и труды Аристотеля, последователем которого был. В его работах, кроме богословия и философии, рассматриваются вопросы права, морали, государственного устройства и экономики.
Фома Аквинский (1225-1274 гг.) – крупнейший представитель и систематизатор схоластической философии, давший название одному из известных в истории религиозно-философских учений – томизму, с его нынешней формой – неотомизмом, представляющим идеологию Ватикана. Схоластика (лат. – школьный) – умствование, стремление установить истину путем соединения каких-то догматических предпосылок (теологических положений, например) с философско-теоретическими суждениями. Наследие этого мыслителя весьма обширно. Особое место занимают два монументальных его труда - "Сумма теологии" и "Сумма против язычников" (иногда именуется "Сумма философии"). Он комментировал тексты Библии и труды Аристотеля, последователем которого был. В его работах, кроме богословия и философии, рассматриваются вопросы права, морали, государственного устройства и экономики.
Это незаурядная личность, одаренная не только силой ума, но и характера; его отличали поразительная целеустремленность, неуемная жажда знания. Он родился в семье графа Ландольфа, крупного итальянского феодала. Родители резко протестовали против его стремления учиться и желания монашества. Аквинат (он назван так по месту рождения в Аквино близ Неаполя) бежал из родительского дома, но погоня настигла его. Отец заточил его и, надеясь отвлечь его от мыслей о монастыре, поместил в его камеру обнаженную красавицу. Фома выгнал девушку и все-таки сбежал. Он учился в Парижском и Кельнском университетах. Во время защиты на звание доктора богословия он должен был переспорить 14 самых эрудированных докторов, что и сделал с огромным успехом.
Реформирование христианской философии и теологии Ф. Аквинский осуществляет, используя полный арсенал аристотелевских категорий и, прежде всего, таких, как сущность и существование, материя и форма, возможность и акт (действительность), причина, закономерность, теологизируя их. Не отрицая, например, сущности вещей, Ф. Аквинский уже не связывает ее с существованием вещей, а отделяя от них, считая, что все сущее есть Бог. Он также "очищает" от материалистических элементов и понятие "материи", которую признает, но мыслит не вечной, как у Аристотеля, а сотворенной Богом. Будучи сотворенной Богом, материя, по мнению Фомы, выступает основой дифференциации действительности. Форма же, которая у греческого философа, есть общее, сущность в вещах, у Фомы Аквинского выступает в трех видах:
- до вещей – в божественном уме как идеи будущих вещей, их прообразы;
- в вещах как их сущность;
- после вещей – в уме человека как абстрактные формы.
То есть Фома Аквинский серьезно дополняет Августина, допуская сущность в вещах и считая, что он тем самым открывает двери науке. Но в строгом смысле Аквинат остается на позициях реализма, суть которого – объективный идеализм, слегка, правда, смягченный и более умеренный.
Своеобразным является его взгляд на соотношение разума и веры, науки и теологии. Исходным принципом в учении Аквината является божественное откровение: человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение. Аквинат разграничивает области философии и теологии: предметом первой являются "истины разума", а второй - "истины откровения". В силу того что, по Аквинату, конечным объектом той и другой и источником всякой истины является Бог, не может быть принципиального противоречия между откровением и правильно действующим разумом, между теологией и философией. Философия находится в услужении у богословия и настолько же ниже его, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Религиозная истина не может быть уязвима со стороны философии, в чисто жизненном, практически-нравственном отношении любовь к Богу важнее познания Бога. Ф. Аквинский придерживается теории "двойственности истины", разграничивая их области и считая задачей науки, разума открытие того, что есть в вещах, познание их отдельных сторон, свойств. Но разум, по его убеждению, не в состоянии охватить все, ему не доступен истинный смысл вещей как творения Бога. Это – истины сверхъестественного порядка, и они доступны лишь вере. Вера выше разума! Таким образом, признав науку и философию как способы познания мира, итальянский мыслитель тут же ограничил их возможности, заявив, что они не противоречат теологии и нужны для лучшего понимания истин откровения. Разум не противоречит вере, он призван подтвердить догматы веры. Вера не противоразумна, она сверхразумна.
Фома Аквинский широко использовал язык философии, выстраивая свою систему "законодательства" существования в мире Бога. В основу его он кладет причину и следствие, причем идет от следствия к причине. "…Бытие Божие, - пишет он, - …должно быть нам доказано через свои доступные нашему познанию следствия". И Фома Аквинский избирает следующие пять путей доказательств.
Первый путь он выводит из движения. Органы чувств, рассуждает Фома, показывают нам, что все движется. Но все движущееся имеет своей причиной нечто иное. Так выстраивается цепь движений и двигателей, которая не может быть бесконечной. И мы приходим к первому двигателю, как принципу движения, который "сам недвижим ничем"; а под ним "все разумеют Бога".
Второй путь исходит из понятия "действующая причина". Отталкиваясь опять-таки от аристотелевского принципа причинности, Фома Аквинский утверждает, что, если существуют следствия, существует и причина, и в порядке причин так же нельзя идти до бесконечности. Рано или поздно мы должны подойти к первой производящей причине, которую "все именуют Богом".
Третий путь исходит из понятия "возможного и необходимого". Вещи, которые мы видим, могут быть и могут не быть. Если так, то в мире царили бы хаос и беспорядок. "Поэтому необходимо положить некоторую необходимую сущность, необходимую саму по себе, но…составляющую причину необходимости всех иных"; "по общему мнению, это есть Бог".
Четвертый путь исходит из разных степеней, которые мы обнаруживаем в вещах. Среди них есть более или менее совершенные, большего или меньшего воплощения добра, истины и т.д. Так мы приходим к убеждению в существовании абсолютной ценности, абсолютного эталона совершенства, красоты и добра. Это – Бог.
Пятый путь исходит из распорядка природы, где все целесообразно устроено и направлено к наилучшему исходу. Следует предположить, что это неслучайно. "…Есть разумное существо, который обеспечивает порядок, и это есть Бог."
Об этике. В своих этических воззрениях Аквинат опирался на принцип свободы воли человека, на учение о сущем как благе и о Боге как абсолютном благе и о зле как лишенности блага. По Аквинату, зло являет собой лишь менее совершенное благо; оно допускается Богом ради того, чтобы во Вселенной осуществлялись все ступени совершенства. Важнейшей идеей в этике Аквината является концепция, согласно которой блаженство составляет конечную цель человеческих устремлений. Оно заключается в самой превосходной человеческой деятельности - в деятельности теоретического разума, в познании истины ради самой истины и, значит, прежде всего в познании абсолютной истины, т.е. Бога. Основу добродетельного поведения людей составляет коренящийся в их сердце естественный закон, требующий осуществления блага, избежания зла. По Аквинату, без божественной благодати вечное блаженство недостижимо.
Об обществе и государстве. В трактате "О правлении князей" Аквинатом даны синтез аристотелевских этических идей и анализ христианского учения о божественном управлении Вселенной, а также теоретических принципов римской церкви. Вслед за Аристотелем он исходит из того, что человек по своей природе - существо общественное. Главная же цель государственной власти - содействовать общему благу, сохранять в обществе мир и справедливость, способствовать тому, чтобы подданные вели добродетельный образ жизни и имели необходимые для этого блага. Он отдавал предпочтение монархической форме правления, однако считал, что, если монарх окажется тираном, народ имеет право выступить против тирана и тирании как принципа правления.
Фома Аквинский завершил построение здания католической теологии. Начиная с XIV в. и поныне его учение признается католической церковью как ведущее направление философского мировоззрения (в 1323 г. Фома Аквинский был причислен к лику святых) С Фомой Аквинским заканчивается важный этап в развитии схоластики. Она достигла высшего своего подъема, теоретически оформившись в глубоко продуманную религиозно-философскую систему, где все — и Бог, и природа, и человек — заняли каждый свое достойное место. Его философия – вершина в развитии средневековой схоластики.