Фома Аквинский - величайший мыслитель Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 23:16, реферат

Краткое описание

Фома Аквинский - крупнейший средневековый философ и теолог, получивший титул «ангельского доктора», причисленный 18 июля 1323 г. к лику святых Иоанном XXII и считающийся покровителем католических университетов, колледжей и школ. Папа Лев XIII в энциклике Aеterni Patris объявил его наиболее авторитетным католическим ученым.

Содержание

1. Фома Аквинский – величайший мыслитель. Биография
2. Социальные и идеологические предпосылки возникновения философии Фомы Аквинского
3. Труды и идеи Фомы Аквинского
4. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

       2. От производящей причины. Это  доказательство похоже на первое. Мы видим, что у всякого события  есть своя причина, у этой  причины есть своя причина  и т.д. Однако цепь причин  и следствий не может уходить  в бесконечность, поэтому должна существовать конечная производящая причина всего в мире, которая своей причины, внешней по отношению к себе, не имеет. Этой причиной и является Бог.

       3. От возможности и необходимости.  У каждой вещи есть бесчисленное  количество возможностей, но реализуется, превращается в действительность лишь одна из возможностей. Бог есть как верховная необходимость реализации исключительно одной, наилучшей возможности. По сути, Бог оказывается гарантом необходимого существования всех явлений в мире.

       4. От степеней совершенства. Среди вещей есть более совершенные и менее совершенные. Но если мы имеем представление о совершенстве и несовершенстве, у нас должно быть абсолютное мерило, с которым мы сопоставляем встречающиеся нам вещи. Таким пределом всякого совершенства (абсолютной истиной, благом, красотой) и будет Бог. 

       5. От порядка в мироздании. Всё  в мире подчиняется целесообразности  и строгим закономерностям. Самостоятельно  целесообразность мироздания возникнуть  не может. Обязательно должно  быть начало, которое вносит и постоянно поддерживает в мироздании порядок и гармонию. Таким источником порядка может быть только творец и устроитель мира – Бог. Выдвинутые Фомой физико-космологические доказательства бытия Бога (в отличие от онтологического аргумента Ансельма) были приняты католической церковью. Учение о познании.  

       Как и большинство средневековых  мыслителей, Фому Аквинского интересовал  вопрос о соотношении веры и знания, теологии и философии. Аквинат доказывал, что теология стоит выше философии, а вера - выше знания. Вера предпочтительнее знания, так как

       1. Вера в отличие от знания  не ошибается, ибо опирается  на правдивость Бога,

       2. Вера дана каждому, а наука  не каждому, т.е. верой мы  наделены от Бога, а наука опирается  на человека, который столь же  надежным источником, что и Бог, признан быть не может.

       3. Вера морально ценнее, поскольку  если мы верим кому-либо, значит, считаем, что от объекта веры  не может исходить никакого  зла. Несмотря на утверждение  о преимуществе веры над знанием,  Фома далек от полного отрицания полезности разума в деле постижения мира. Разум в познании может применяться достаточно широко, но не выходить за рамки, отведённые ему учением церкви. Философия и религия, согласно Фоме, полностью различаются по методу. Философия и наука опираются на опыт и разум, а религия основывается на откровении. Философы идут от наблюдения объектов, созданных Богом, к их Творцу; а теологи исходят от веры в Бога и приходят к познанию Его творений. Однако предметы изучения философии и теологии частично совпадают. Поэтому возможно их взаимодействие, например, путём рационального доказательства некоторых религиозных догматов (например, бытия Бога, бессмертия души). Противоречия между философией и теологией имеются тогда, когда философское и научное познание начинают рассматриваться как самоцель, вне интересов религии. Теология является высшей мудростью, её истины не зависят от научного обоснования, напротив, все науки должны быть согласованы с ней. Фома Аквинский признавал значительную роль чувственного познания в обыденной жизни и постижении мира, но в сферах теологии и философии утверждал необходимость использования преимущественно умозрительного, спекулятивного метода. Истину Фома определял как согласованность, соразмерность между разумом и познаваемой вещью. Полной истиной обладает лишь Бог, который сам есть абсолютная Истина. 

       Фоме  Аквинскому удалось создать самую  значительную и цельную систему  в средневековой философии. Его  учение стало и остаётся до сих  пор официальной философией католической церкви, а сам Фома Аквинский причислен к лику святых. В 19-20 вв. большое влияние в религиозной философии имеет неотомизм, попытка развить учение Аквината, приспособив его к современным реалиям и новому уровню научных знаний о мире.

 

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Философия Фомы и по сей день сохраняет актуальность и имеет отнюдь не только исторический интерес. Последователи Фомы рассматривают его наследие как живое богатство мысли, на основании которого можно не только осмыслять «вечные» философские проблемы, но и продуктивно решать проблемы современности. Открытость томизма к чужой мысли, возможность вести конструктивный диалог, позволяют многим неотомистам находить синтез томизма с другими течениями мысли, учитывать современную научную картину мира, творчески развить томизм. Такой подход кажется вполне оправданным, если учесть огромный внутренний потенциал философии самого Фомы, направленный на творческую ассимиляцию достижений мировой философии, готовность к диалогу и стремление к охвату самой широкой проблематики. Среди многочисленных современных последователей Фомы следует прежде всего назвать французских томистов Э. Жильсона (1884-1978) и Ж. Маритена (1882-1973), видного немецкого теолога Карла Ранера (1904-1984), обращающегося также и к августиновской традиции, и к философии Канта и Хайдеггера. С другой стороны к наследию Фомы обращаются и многие нетеологически ориентированные философы, как к интреснейшей логической и онтологической системе. Это относится прежде всего к онтологически ориентированным представителям аналитической философии, таким как Э. Энском, Э. Кенни, П.Т. Гич.

       Философия Фомы Аквинского занимает одно из центральных  мест в средневековой философии. Из различия форм, являющихся подобием бога в вещах, Фома выводит систему порядка материального мира. Формы вещей независимо от степени их совершенства сопричастны творцу, благодаря чему занимают определенное место в универсальной иерархии бытия. Это касается всех областей материального мира и общества. По мнению Фомы, необходимо, чтобы одни занимались сельским хозяйством, другие были пастухами, а третьи - строителями. Для божественной гармонии социального мира необходимо также, чтобы существовали люди, занимающиеся духовным трудом и работающие физически. Каждый человек выполняет определенную функцию в жизни общества, и все творят определенное благо.

       Таким образом, согласно учению Фомы, различия в функциях, выполняемых людьми, являются результатом не общественного  разделения труда, а целевой деятельности бога. Социальное и классовое неравенство - это не следствие антагонистических производственных отношений, а отражение иерархии форм в вещах. Все это по существу служило Аквинату для оправдания феодальной социальной лестницы.      

       Философия Фомы Аквинского не сразу получила всеобщее признание среди схоластических течений средневековья. Фома Аквинский имел противников в ордене доминиканцев, среди некоторых представителей духовенства, латинскими аверроистами. Однако, несмотря на первоначальные нападки, с XIV в. Фома становится высшим авторитетом церкви, признавшей его доктрину в качестве своей официальной философии. С этого времени церковь использует его учение в борьбе со всякими движениями, направленными против ее интересов.

       С этого времени на протяжении нескольких столетий философия Фомы Аквинского культивировалась. 

 

        ЛИТЕРАТУРА

  1. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост. С.В. Перевезенцев. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. 
  2. Бандуровский К. В. Критика монопсихизма Фомой Аквинским // Вестник РХГИ. - 2001
  3. Бандуровский К. В. Понятие «контингентного» и проблема свободы воли у Фомы Аквинского // Историко-философский ежегодник '99. - М., 2001.
  4. Бандуровский К. В. Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского // Вопросы философии. - 1997
  5. Боргош Ю.  Б.  » Философия Фомы Аквинского»  Данцев А.А— М.: 2005
  6. Бородай Т. Ю. Вопрос о вечности мира и попытка его решения Фомой Аквинским // Интеллектуальные традиции античности и средних веков (Исследования и переводы). - М.: Кругъ, 2010
  7. Голубинцев, В.О. Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для гуманитарных вузов / Ростов-на-Дону.:Феникс, 2004.
  8. Западная философия ХХ века. М.: Интерпракс, 2004.
  9. История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.
  10. Ляшенко В. П. Философия. — М., 2007.
  11. Пассмор Д. Сто лет философии. М.: Прогресс-Традиция, 2006.
  12. Соколов В.В. «История древней и средневековой зарубежной философии», М.: Интерпракс, 2004.
  13. Спиркин А. Г. Философия. — М. 2004.
  14. Спиркин А.С. Философия. М., 2001
  15. Стретерн П. Фома Аквинский за 90 минут - М., Астрель, 2005.
  16. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. - М.: ТОН - Остожье, 2001.
  17. Философский словарь / под ред. Фролова И.Т.М. 2006.

Информация о работе Фома Аквинский - величайший мыслитель Средневековья