Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:01, контрольная работа

Краткое описание

Предметом философии истории является историческое измерение бытия человека. Объектом философского рассмотрения становится тот или иной сегмент исторической жизни человечества или всемирная история в целом. Особую сферу образует философское изучение границ, возможностей и способов исторического познания в его различных видах, прежде всего изучение научно-историографического и философского же познания истории. В этом случае философия берет на себя функции методологической рефлексии относительно исторического познания в его теоретических формах. Отсюда принятое в последнее столетие разделение философии истории на две разновидности

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…..3
Предмет философии истории, круг ее проблем. Линейные и нелинейные
интерпретации исторического процесса…………………………………..….4
Формационный подход к исследованию динамика исторического процесса.
Развитие общества как естественно-исторический процесс смены
общественно-экономических формаци….…………………………………10
Понятие цивилизации. Цивилизационные модели социальной
динамики………………………………………………………………………14
Значение цивилизационного и формационного подходов к анализу
человеческой истории в современной философии.………………………...19
Заключение………………………………………………………………….…24
Список использованной литературы…………………………….………..…26

Вложенные файлы: 1 файл

0790916_0D2FC_formacionnaya_i_civilizacionnaya_paradigmy_v_filosofii_istor.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Последователи Маркса еще более усугубили эту односторонность. Не случайно ведущий лейтмотив последних писем Энгельса («Писем об историческом материализме») к молодым. последователям марксизма — подчеркивание (помимо определяющей роли производства) активной роли надстройки (политики, права и т.д.), момента ее самостоятельного развития. Но это были скорее рекомендации. На комплексное исследование той же культуры, нравственности и проч. у Энгельса также уже не было ни сил, ни времени.

Нелишне отметить такое специфическое явление, как магия нового слова. Термин «способ производства» (способ производства материальной жизни) завораживал новизной, высокой разрешающей способностью рационального познания, как бы освещавшим глубинные процессы жизни электрическим контрастно-резким светом.

Сторонники цивилизационного подхода начинают постижение общества, его истории «сверху», т.е. с культуры во всем многообразии ее форм и отношений (религия, искусство, нравственность, право, политика и проч.). Посвящают ее анализу львиную долю времени и энергии. Это вполне объяснимо. Сфера духа, культуры сложна, обширна и, что по-своему важно, многокрасочна. Логика ее развития и функционирования захватывает исследователей.

Они открывают  все новые реалии, связи, закономерности (лица, факты). До материальной жизни, до производства средств к жизни они добираются, что называется, к вечеру, на излете своих сил, исследовательского пыла и страсти.

 

 

Список  использованной литературы:

 

  1. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс // Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. 2 – е изд. – М., 1966. – Т. XIII. – С. 6 – 8.
  2. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. – М., 1991. – С. 92.
  3. Гуревич, П. С. А волны истории плещут … / А. Тоффлер // Третья волна. – М., 1998. – С. 13–14.
  4. Тоффлер, А. Третья волна / А. Тоффлер. – М., 1998. – С. 27 – 28.
  5. Кон И. С., Филос. идеализм и кризис бурж. историч. Мысли / Кон И. С. - М., 1959;
  6. Конрад Н. И.. Запад и Восток / Конрад Н. И. - M., 1972;
  7. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
  8. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко. - М.: Наука, 1987. - С. 28.
  9. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты /В.П. Руднев.- М., 2003.

 


Информация о работе Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории