Формирование Древнекитайской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 14:32, реферат

Краткое описание

Первые попытки человека осмыслить окружающий мир - живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя - относят к тому периоду человеческого существования (предположительно его можно датировать вторым тысячелетием до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него стали появляться способности осмысливать действительность, а затем и философствовать, т.е. делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире.

Содержание

Введение.


Причины возникновения и становления философии Востока.
Становление Древнеиндийской философии.



Формирование Древнекитайской философии.



Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

filosofia_srs_1.docx

— 34.41 Кб (Скачать файл)

 
«взаимность» (шу) - забота о людях,

 
«золотая середина» (чжун юн) - середина в поведении людей между крайностями,

 
«человеколюбие» - его основа – жэнъ (почтительность и уважение).

 
Также Конфуций разработал концепцию  «благородного мужа» (цзюнь-цзы – нравственно совершенного человека), который противопоставлялся «низкому человеку» (сяо-жэнь). 
 
Таким образом, управление в обществе должно основываться на нравственном воспитании и примере вышестоящих нижестоящим. Если верхи следуют «дао», то народ не ропщет. «Если государь должным образом относится к родственникам, в народе процветает человеколюбие. Если государь не забывает о друзьях, в народе нет подлости». 
 
Даосизм. 
 
Основатель – Лао-цзы (букв. «старый учитель») (VI в. до н.э.). 
 
Основной труд – «Дао-дэ-цзин» («Книга о дао и дэ»). 
 
«Дао дэ цзин» и Лао-цзы. «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ») - выдающееся творение древнекитайской философской мысли, главный труд даосизма. В отличие от всех школ древнекитайской философии даосизм серьезно занимается вопросами объективной картины мира в его абстрактно-философском категориальном аспекте – проблемами бытия, небытия, становления, единого, многого и т.п., делая из этого выводы относительно человеческого общества и человека в его системе. 
 
Центральное место в даосизме занимают проблема Дао как сущности бытия и Дэ как проявления Дао. 
 
В даосизме Дао понимается прежде всего как Великий Путь, которым следует Вселенная, или как Космический Закон, согласно которому идет возникновение, развитие и исчезновение мира. Даосы говорили, что дао – это «мать всех вещей», оно «кажется праотцом всех вещей», оно – «глубочайшие врата рождения», его «можно считать матерью Поднебесной», «дао рождает». Мысль о том, что все сущее находит в дао не только свой источник, но и окончательное завершение, свой конец, также выражена во многих формулировках. Например, «в мире – большое разнообразие вещей, но все они возвращаются к своему началу»; или: «когда дао находится в мире, все сущее вливается в него, подобно тому как горные ручьи текут к рекам и морям». 
 
Но одновременно Дао понимается как субстанция, т.е. основа и носитель Космического Закона: «дао – глубокая основа всех вещей», «внешний вид – это цветок дао».  
 
Даосы выделяли атрибуты Дао – вечность, несотворенность и вездесущность: дао «существует вечно, подобно нескончаемой нити», «великое дао растекается повсюду». 
 
Даосы полагали, что Дао первично по отношению даже к богу, если бы такой мог существовать. Нередко о Дао говорится как о живом существе, например: «оно совершает подвиги, но славы себе не желает. С любовью воспитывая все существа, оно не считает себя их властелином... Оно становится великим, потому что никогда не считает себя таковым».  
 
Лао-цзы учил, что дао присутствует во всех вещах, а последние состоят из материальных частиц ци («воздух», «эфир»). В то время, когда еще не было «Неба и Земли», дао представляло собой постоянно изменяющееся скопление туманных и неопределенных частиц ци. Из массы невидимых материальных частиц этого ци образовался хаос. Благодаря противоположным силам инь и ян хаос распадается на две огромные массы: положительных частиц ян-ци и отрицательных инь-ци. На этих двух полюсах хаоса образовались Небо и Земля. Последние в своем взаимодействии выделили соответствующие ци. Путем соединения небесных и земных ци появилась жизнь, человек, произошли все вещи на Земле. Такова, исходя из учения дао, общая картина возникновения мира. 
 
Социально-этические взгляды Лао-цзы являются логическим продолжением его философского учения о дао и всесторонним обоснованием так называемого принципа недеяния. Принцип недеяния как высшая форма поведения (у вэй) положен даосистами в основу их концепции управления. Совершенный мудрый правитель предоставляет всему идти своим естественным путем - «дао». Он ни во что не вмешивается, не мешает дао. Поэтому «лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует». По мнению древнекитайского мудреца, все зло и несчастья в жизни народа происходят из-за нарушений правителями естественного закона дао в общественной жизни. Социальный идеал даосов реакционен в том смысле, что они связывали с культурой отход от дао.  
 
 

 

 

 

 

 

Заключение. 
 
На Востоке религиозные представления менее индивидуализированы, носят характер общих представлений, что сближает их с философскими построениями. 
 
Восточная мысль более эмоционально-этична, нежели рационально-логична. Восточные мыслители не сомневались в наличии тесной связи не только между природой и человеком, но и между общественными явлениями и человеческими поступками, с одной стороны, и природными явлениями - с другой. Мыслители Востока напрямую выводили порядок и спокойствие в обществе из поступков людей согласно естественным законам. 
 
Древняя Индия, Древний Китай - являются одними из самых больших очагов древней цивилизации, где зарождалась философия. 
 
При этом восточная религиозно-философская мысль не обретала статус систематической теоретической дисциплины, навязываемой всем извне по определенному алгоритму. Она была частью жизни и передавалась от Учителя к ученику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Васильев Л.С. История религий Востока. - М.: Высшая школа, 2005г
  2. История философии в кратком изложении. - М.: Мысль, 2001г
  3. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке: Древний Китай и Индия. - М.: Политиздат, 2004г

Информация о работе Формирование Древнекитайской философии