Формирование мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 12:28, реферат

Краткое описание

Существует множество точек зрения на то, что такое мировоззрение, какое место в структуре личности оно занимает. Мы попытаемся дать несколько, на наш взгляд, взаимодополняющих определений этого понятия.
В терминах философии, определение мировоззрения может быть следующим.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ- это система взглядов , принципов, ценностей, идеалов, и убеждений, определяемых как отношение к действительности, общее понимание мира, так и позиции программы деятельности людей. Субъектом, носителем мировоззрения является как отдельный человек, так и социальные/профессиональные группы, этнонациональные/религиозные общности, и классы, и общество в целом.

Содержание

1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
1.2 МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЭПОХИ
1.3 ЧеЛОВЕК КАК СУБЬЕКТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ 7
2.ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
3.1 СТАНОВЛЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 12
3.2 МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование мировоззрения.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

 

    1. СТАНОВЛЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

 

 

Получения одних мировоззренческих знаний недостаточно. Одно дело, что человек  знает о мире и о человеке в  нем, другое - чем он руководствуется  в реальных жизненных поступках, что является детерминантами его поведения, какие знания превратились в убеждения, определяет образ его жизни. Здесь возникает еще одна важная проблема, связанная с выяснением координации сознательных и подсознательных уровней мотивационной сферы поведения личности.

Отличительной чертой личности, обладающей мировоззренческой культурой, является то, что сам факт наличия указанного феномена она делает объектом осмысления с целью волевого устранения нежелательного действия устаревших мировоззренческих архетипов, контроля над ними.

Поскольку содержательное наполнение ценностной иерархии происходит через усвоение культурных норм общества, то первым этапом культурного становления индивида следует считать его социализацию как усвоение культурного потенциала общества. В обладающем определенным мировоззрением социализированном индивиде находит воплощение нормативно-санкционирующая функция культурного общества. Поскольку социальная действительность всегда противоречит окружающему ее с позиций должного идеалу, то перед личностью со сформированными еще в юности ценностями и идеалами с неизбежностью возникает проблема переоценки ценностей. Это связано с началом самой жизни личности. Если раньше ее активность направлялась главным образом извне - родители, воспитатели, учителя, группа ближайшего воздействия, то теперь человек встает перед необходимостью самостоятельного принятия решений, активного выбора жизненной позиции, стиля поведения и образа жизни. (7, 98-100).

Вступающая  в самостоятельную жизнь личность, сообразуя мировоззренческий идеал  должного образа жизни, в котором вся действительность представлена "монологично” (с точки зрения этого класса и той социальной и культурной группы, в которой формировалась личность), сталкивается с проблемой соотнесения этого идеала с конкурирующими ценностными ориентациями и выбор наиболее приемлемого для себя образа жизни. Ставить и решать подобные проблемы могут лишь те индивиды, у которых в процессе социализации была сформирована установка на активное самосознание, на мировоззренческую рефлексию. Формирование такой способности к активному самоопределению связано со встречным по отношению к социализации процессу индивидуализации, результатом которой выступает личная индивидуальность.

В современных условиях можно говорить о мировоззренческой культуре только личности со сформированной индивидуальностью. Индивидуальность предполагает самобытный и творческий подход к собственному бытию, критический взгляд на общепринятые суждения о мире и месте человека в нем. Человек же с неразвитой индивидуальностью находится под давлением внешних, чуждых и поэтому непонятных ему сил, которые полностью определяют его самосознание и детерминируют его поведение. Таким образом, миропонимание и мироотношение индивида с неразвитой индивидуальностью ограничивается содержанием культурных нормативов и очевидностей личного опыта. (1, 45-53) Мировоззрение отдельной личности, социальной группы, определенного общества или эпохи хотя и оказываются взаимосвязанными, существенно отличаются друг от друга как по особенностям процесса их формирования, так и по своему содержанию.

Развитие  мировоззрения подразумевает усвоение человеком таких смыслов и  ценностей, установок и аспираций, которые актуально могут быть не задействованы в его самосознании, являясь, тем не менее, существенной частью переживаемого им бытийственного самоопределения. Становление мировоззрения - это усвоение таких мировоззренческих ответов, вопросы к которым индивид мог никогда себе сознательно не задавать. (1, 56-59)

Мировоззрение может формироваться стихийно, на основе обыденного опыта, или в результате взаимодействия различных мировоззренческих установок, либо осознанно, посредством теоретической разработки фундаментальных идей, идеалов, принципов.(5, 379-385)

Мировоззрение человека нередко базируется на его  непосредственном жизненном опыте. На разных этапах развития культуры возможности получения информации, конечно, различны, и все же существует некоторая обыденная жизнь и обыденное сознание, в рамках которого может формироваться мировоззрение. Такое мировоззрение всегда характеризуется недостаточной систематичностью, эклектичностью. Оно содержит в себе фрагменты разрозненных, недостаточно обоснованных знаний, элементы философии и мифологии. У человека, мировоззрение которого сформировалось главным образом на базе обыденной жизни, возникает много трудностей с объяснением окружающего его мира, и часто он не только дает неадекватные ответы на возникающие перед ним вопросы мировоззренческого характера, но даже не в состоянии ответить на них вообще. Мировоззрение такого рода функционирует в обществе как многовариантное. Оно сильно зависит от изменений, происходящих в общественном сознании, от слухов, расхожих мнений, от уровня культуры субъекта, его социального положения. Оно может быть как религиозным, так и нерелигиозным. Его содержание существенно меняется в зависимости от условий жизни человека. (5, 234-236) 

 

 

 

3.2 МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ  В ШКОЛЕ 

 

Процесс воспитания ставит своей целью  развитие гармоничной личности. Воспитание содержит в себе процесс социализации. Социализация является необходимой основой последующего жизнестроения личности. Сформированная в результате социализации ценностная иерархия, в том числе и воплощающий высшие ценности идеал, и составляет первоначальное содержание мировоззрения личности, с которой она вступает в самостоятельную жизнь. Помимо социализации мировоззрение школьника формирует воспитательная деятельность учителя, и, в частности, классного руководителя. Ярко выраженный акцент советской школы на социальное в воспитании привел к воспроизводству недостаточно творческой личности. Один из возможных путей преодоления противоречий между личным и общественным предлагает нам идея ценностного воспитания. Знания, труд, природа, человек, мир, прекрасное - основные жизненные ценности. Воспитательная деятельность в современной школе должна приобщать человека к этим ценностям, формируя основы мировоззрения.

Практика  мировоззренческого воспитания показывает, что сведение мировоззренческого воспитания к ознакомлению воспитуемых с  уже готовыми знаниями (мировоззренческими идеями, научными законами) с целью их превращения в убеждения людей, не дает должных результатов. Готовые ответы на неактуальные для личности мировоззренческие вопросы (а не возникающий естественным образом в их индивидуальном опыте) никак не затрагивают основ уже сформированного у личности мировоззрения. Как преодолеть это препятствие? В рамках школьного воспитания в некоторой мере вопрос решается индивидуализацией, учетом своеобразия личности. Н. Е. Щуркова в книге “Вы стали классным руководителем” показывает необходимость установления личных контактов с учеником (“через слово, жест, просьбу, взгляд, задание, совместные действия”) и изучения хода развития личности каждого ученика (7, 68-69). Изучение школьников позволяет классному руководителю спроектировать систему воздействий, отвечающих уровню развития именно этого ученика, учитывающих его возможности, способности и задатки. Личностный подход учителя к ученику включает:

  • установление личного эмоционального контакта с учеником, уважение личности ученика, ее само ценность;
  • выявление лучших черт характера и опора на них при организации деятельности;
  • вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;
  • создание условий для максимального усовершенствования выявленных способностей;
  • стимулирование самовоспитания и помощь в его организации.

Воспитывающая деятельность в школе  традиционно включает в себя общественно  полезную, познавательную, ценностно-ориентировочную, художественно-творческую деятельность, а также свободное общение.

Творческая  лаборатория классного руководителя складывается из жизненного опыта учителя  и его профессиональных навыков. Чем богаче и содержательнее жизненный  опыт, тем вероятнее успех воспитательной деятельности, направленной на формирование мировоззрения ученика. Мировоззренческое воспитание требует от педагога определенной методологической подготовки. Методы формирования сознания (мировоззрения) личности - преимущественно методы словесного воздействия. Это беседы, лекции. В зарубежной школе широко практикуется метод диспута, дискуссии. Этот метод формирования оценок, суждения основан на давно открытой закономерности: знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности и гибкости. Для участия в диспуте мало только высказать свою точку зрения. Надо обнаружить слабые и сильные стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, подтверждающие ошибочность одной и достоверность другой точки зрения. Крайне важно, чтобы вопросы, намеченные к обсуждению, содержали жизненно важную для школьников проблему, по-настоящему волновали их, звали к открытому искреннему разговору. Только в этом случае диспут будет иметь воспитывающее действие. Назначение диспутов - создать ориентировочную основу для творческих исканий и самостоятельных решений.

Мировоззренческие знания играют существенную роль в  творческой лаборатории учителя. Необходимо постоянно расширять собственные  творческие знания, культивировать философское  восприятие мира, упражняя свой ум в объяснении мира, общества, познания, человека. В этом отношении влияние личности учителя на детей трудно переоценить.

Мировоззрение формируется как отражение и  выражение всего богатства взаимоотношений  личности и мира. Отношения эти  начинаются с первых моментов сознательного существования индивида - в семье, и продолжаются в школе. Они запечатлеваются во всегда уникально складывающемся жизненном опыте человека, и именно этот опыт становится фундаментом для всех последующих рефлексивных форм самоопределения и познания бытия.  

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Азархин А.В Мировоззрение и  эстетическое развитие личности. Киев, Наукова Думка,1990.

2. Ильченко В.Р. Формирование  естественно - научного миропонимания  школьников. Москва, Просвещение, 1993.

3. Педагогическая энциклопедия, т. 1. Москва, Просвещение, 1993.

4. Педагогика, 1994 №3

5. Шубинский В.С. Философское образование  в средней школе, Москва, Педагогика, 1991.

6. Шуртаков К.П. Мировоззрение и  его формирование. Издательство  казанского университета, 1989.

7. Щуркова Н. Е. Вы стали классным  руководителем. М. Издательство  педагогика, 1986.


Информация о работе Формирование мировоззрения