Формирование научной картины мира в XVI- XVII в.в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 22:13, контрольная работа

Краткое описание

XVI - XVII века - время, обозначившее крупные перемены в жизни Европы. Сдвиги в образе жизни, системе ценностей, духовном мироощущении - все это нашло свое отражение в новой проблематике и стиле философии. Важным событием, определившим характер и направленность философской мысли, стала научная революция. Ее начало было положено открытиями Н.Коперника, И. Кеплеpa, Тихо де Браге, Г. Галилея, а завершение выпало Ньютону. Философия должна была осознать смысл и масштаб происходящих перемен и, отвечая ходу событий ввести современников в новый мир, мир с иным местоположением самого человека в его отношении к природе, обществу, самому себе и Богу.

Содержание

Введение..............................................................................................................................1
1. Формирование научной картины мира в XVI- XVII в.в.............................................3
2. Обоснование истинности научного знания в учениях Ф.Бэкона и Р.Декарта.
2.1. Ф.Бэкон- родоначальником эмпиризма....................................................................5
2.2. Р.Декарт- представитель рационализма..................................................................11
3. Идеалы человека и общественного устройства в философии Просвещения
3.1. Философия Французского Просвещения...............................................................18
3.2. Идеи нравственного прогресса в Немецком Просвещении..................................21
Заключение..........................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

философия1.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

Уподобление знания свету, а невежества тьме относится к числу древнейших метафор культуры. Просветителями всегда называли тех, кто несет людям  новое знание, обучает и воспитывает. Просвещением же с большой буквы  называется культурное движение, охватившее в XVIII в. все страны Европы, Северную, а отчасти и Южную Америку и ставшее важной вехой в духовной истории западного мира. Философия в культуре Просвещения играла столь важную роль, что понятия “просветитель” и “философ” считались синонимами. Человек мог быть математиком, врачом, свободным литератором, государственным чиновником, но его называли философом, если он был просветителем, т. е. критически мыслящим человеком.

Рационалистический метод  Декарта, концентрируя внимание на деятельности самого человеческого ума в процессе достижения истины, представляется прямой противоположностью методу эмпиризма Бэкона, основанному на чисто опытном выведении аксиом знания, лишенных математического осмысления. Однако картезианский аналитический и одновременно дедуктивно-синтетический метод, сколь бы ни подчеркивал Декарт его чисто интеллектуальные свойства, утратил бы свою эффективность, если бы он совершенно игнорировал опытный фактор. Декарт был

 

23

далек от такого пренебрежения. Уже в «Правилах для руководства ума» он осудил

 тех высокомерных «мудрецов», которые, пренебрегая опытом, высокомерно воображают, что истина появится из их головы, как Минерва из головы Юпитера. В «Рассуждении о методе» автор еще более категорически заявил: «Что касается опытов, то я заметил, что они тем более необходимы, чем дальше мы продвигаемся в познании». Своими экспериментами Декарт сам великолепно это показал. Тем самым он доказал, что рационалистический метод, если он не хочет выродиться в умозрительно-схоластическое рассуждательство, обязан контролировать свои положения и выводы опытом, уточнять их экспериментом (ибо дедуктивный вывод не однозначен). К тому же хотя великий рационалист, вдохновленный своими математическими прозрениями, и был убежден в безошибочности и эвристической силе правильно рассуждающего ума, но он явно сам недооценивал того обстоятельства, что успешные эксперименты тоже играли не последнюю роль в выведении тех истин, которые потом он воспринимал как интуитивные.

В целом же Декарт односторонне, метафизически (в смысле антидиалектически) подчеркнул значение собственно интеллектуального фактора методологии за счет опытного, который в основном был все же сведен к роли практического индикатора, выявляющего эффективность фактора собственно умственного, рационального. Чувственное познание совершенно необходимо в повседневной практической жизни. Для теории же много важнее знание интеллектуальное, прямо пропорциональное степени его математизированной достоверности.

Для философии нового времени принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом и рационализмом. Представители эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания.

 

 

 

 

 

24

ЛИТЕРАТУРА

    1. Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий.
    2. Богомолов Ю.А. Буржуазная философия кануна и начала империализма. - М.,1987.
    3. Введение в философию. //под ред. Фролова С.С., М., 1996
    4. Декарт Р. Сочинения в двух томах. Том 1.- М.: Мысль, 1989
    5. Ляткер Я.А. Декарт, – М., 1989
    6. Рассел Б. История западной философии. - М.,1991.
    7. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. -М.,1984.
    8. Соколов В.В. Философия Рене Декарта.- М., 1986.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

1  Соч. Т. 2. С. 499

2  Соч. Т. 2. С. 37                                      6

3  Соч. Т. 2. С. 14-15                                  7

4  Соч. Т. 2. С. 18                                       8

5  Соч. Т. 2. С. 22                                    9

6  Соч. Т. 2. С. 82                                       11

7  Избр. произв. С. 421

8  Избр. произв. С. 93-94                                 13


Информация о работе Формирование научной картины мира в XVI- XVII в.в