Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 13:25, контрольная работа
Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Желаешь познать себя- философствуй, это справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи.
Греческое слово "философия" восходит к именам Геродота, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем. На русский язык слово "философия" переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. .
Введение……………………………………………………………………….3
Онтология Ф.Аквинского…………………………………………………….4
Проблемы бытия в философии Аквината…………………………….4
Онтологическое доказательство бытия Бога…………………………5
Пассивная и активная потенция в онтологии Фомы Аквинского…..6
Теория познания………………………………………………………………8
Антропология и моральная философия……………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………..10
Список литературы……………………………………………
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ФИЛОСОФИИ
ТЕМА:
Формы Аквинского
Саратов
2013
Содержание
Введениие
Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Желаешь познать себя- философствуй, это справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи.
Греческое слово "философия" восходит к именам Геродота, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем. На русский язык слово "философия" переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Ясно, что в различные эпохи человечества слову "философия" придавали не во всем одинаковый смысл.
В целом философия объединяет в себе научно-теоретическое знание с духовно-практической, ценностной стороной человеческого опыта. Это и определяет двоякий характер отношения философии к времени культуры. Философия - очень точный барометр времени. Но философия, ее вершинные творения и не подвластны времени; философский взгляд на мир осознание его под знаком вечности.
В философских системах и учениях сосредоточен не только интеллектуальный, но также и нравственный, и эстетический опыт человечества. Центр тяжести, главное сосредоточие философских проблем -смысл и цель человеческой жизни, поиск и утверждение высших жизненных истин и ценностей.
ОНТОЛОГИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО
Проблемы бытия в философии Аквината
Вопрос
о бытии был ключевым и определяющим на
протяжении истории философии. По словам
М. Хайдеггера, «бытие есть подлинная и
единственная тема философии» . В известном
смысле вся история философии может быть
представлена как история вопроса о бытии.
Бытие -особенное, уникальное понятие:
оно имплицитно заключает в себе всю философскую
проблематику. Какой бы вопрос ни рассматривался
в философии, он всегда так или иначе выводит
к проблеме бытия. Мыслители Средневековья
делают акцент на понятии бытия (esse) как
единственном и самом доступном способе
мыслить Бога. Именно поэтому бытие занимает
центральное место в доктринах христианских
теологов, а «средневековая теология и
философия оказываются не чем иным, как
учением о бытии в буквальном смысле этого
слова». Бытие понимается Фомой как сложное,
многоуровневое, аналогическое понятие,
в основе которого лежит идея совершенства.
Под бытием Фома разумеет христианского
Бога, сотворившего мир, как о том повествуется
в Ветхом Завете.
Фома
сформировал свою концепцию бытия в соответствии
с единичностью вещей. Она должна была
выглядеть иначе, чем концепции старой
схоластики, которые исходным пунктом
своих рассуждений прямо исходили из вечных
идей или понятия Бога.
Единичные
вещи - и только они - являются субстанциями
и обладают самостоятельным бытием. Это
было принципиальной позицией Фомы, которая
совпадала со взглядами Аристотеля. Отсюда
берет начало взгляд на проблему универсалий.
Это был умеренно реалистический взгляд
в духе Аристотеля . Всеобщее существует,
но только в связи с единичными вещами.
Оно существует в субстанциях и в силу
этого может быть абстрагировано разумом,
но само всеобщее субстанцией не является.
Только единичные объекты являются сложными
субстанциями :
1. сложными являются сущности и существования.
Сущностью каждой вещи является то, что
обще ее видам и заключено в определении.
Сущность Бога такова, что она предполагает
Его существование. В то же время, однако,
сущность сотворенных Им вещей существования
не имплицирует. Из их сущности не следует,
что они должны существовать. Человек
или камень существует не благодаря своей
«сущности», а благодаря какому-то другому
фактору. В этом лежит принципиальное
различие между Богом и творением. Отсюда,
Бог является необходимым бытием и
независимым, а творение является случайным
и зависимым бытием. Следовательно, Бог
является простым бытием, а творение -
сложным, так как оно складывается из сущности
и существования;
2. сущность телесных субстанций, в свою
очередь, состоит из формы и материи. Форма
является основой того, что в остальных
существах является качественным, а материя
- основанием того, что является индивидуально
различным. Форма является источником
единого в субстанциях, а материя же - источником
множественности. А если она является
проявлением множественности, то и телесности.
В этом лежит принципиальное различие
между духовным и телесным миром; и то,
что телесно, состоит из формы и материи,
а то, что чисто духовно, то (вопреки августинизму)
обладает только формой;
3. вышеприведенные различения Фома формулировал
также при помощи наиболее общего, идущего
от Аристотеля, противопоставления потенции
и действия, или возможного и действительного
бытия, форма является действующей, материя
обладает только потенциальностью. Бог
является чистым действием, творение же
всегда включает в себя потенциальный
фактор, который реализуется только постепенно.
Онтологическое доказательство бытия
Бога
Фома
считает, что существование Бога разумно
постижимо. Одна из главных трудностей
здесь в том, что, во-первых, у Бога сущность
абсолютно совпадает с существованием,
в отличие от людей, о которых можно сказать:
«человек есть то-то и то-то». Во-вторых,
бытие Бога бесконечно, в отличие от бытия
людей, конечного, определенного формой.
Из всего этого следует, что существование
Бога находится за пределами возможного
представления и невыразимо. Невозможно
прямое доказательство, которое опиралось
бы на понятие о нем, содержащегося в уме.
Тогда Фома предлагает простой выход:
необходимо разумно обосновать существование
Творца посредством того, что является
более очевидным, чем он сам. Сделать это
можно, анализируя результаты его творения.
Таким образом, выбирая из двух возможных
путей доказательства: через причину и
через следствие, Фома останавливается
на последнем: если есть, следствия, то
должна быть и причина, Творец. Следуя
логике Аквината, мы получим косвенные
доказательства.
Всего
Фома Аквинский выделяет пять косвенных
доказательств существования Бога. Все
эти доказательства носят космологический
характер, т.е. доказательства от мира
к Богу . Эти доказательства возможны,
поскольку, как говорит Фома Аквинский,
все в мире связано причинно-следственной
связью. Поэтому если мы видим только лишь
следствия, но не видим ее причины, но знаем,
что ничто не бывает без причины, то, видя
следствие, мы можем заключить о существовании
его причины и, познав следствие, можем
познать некоторым образом причину. Фома
Аквинский сразу же отвергает онтологическое
доказательство существования Бога. Отвергает
его по следующей причине: заключать от
разума, от понятия к бытию, в принципе
правомочно, однако мы не можем делать
вывод о бытии Бога, потому что бытие Бога
отличается от нашего бытия. Во-первых,
бытие Бога превосходит наше бытие, а во-вторых,
Бог обладает бесконечным количеством
атрибутов. Поэтому для того, чтобы разум
имел возможность прийти к бытию Бога,
обладающего бесконечным количеством
атрибутов, то этот разум должен быть также
бесконечным. Человеческий разум, увы,
не бесконечен, поэтому онтологическое
доказательство бытия Бога доступно лишь
для Самого Бога. Для человека это не доказательство.
- Доказательство первое: от движения.
Все движущееся приводится в движение
чем-то другим. Перводвигатель – тот, кого
зовут Бог.
- Доказательство второе: от производящей, действующей причины. Все в мире чувственных вещей имеет свою причину. Первопричина – это Бог.
-Доказательство третье: от необходимости и случайности. Все случайное имеет необходимость в чем-то другом. Первонеобходимость – это Бог.
-Доказательство четвертое: от степени совершенства. В мире имеются все ступени совершенства. Первосовершенство, абсолютная ценность – это Бог.
-Доказательство пятое: от божественного управления миром. Все в мире ведет себя целенаправленно. Первоцель и перворуководитель для всего – это Бог.
Пассивная и активная потенция в онтологии Фомы Аквинского
Важнейшую роль в онтологии Аквината
играет выделение двух типов потенций
- пассивной и активной, которым соответствует
два типа актов типа актов. Аристотель
также различал два типа потенций, но в
доктрине Фомы это различение используется
для переосмысления центрального понятия
онтологии - понятия бытия. Представление
о том, каким образом переосмысляется
Фомой понятие бытия, можно почерпнуть
из фрагмента трактата «О потенции», в
котором вводятся понятия пассивной и
активной потенции: «Следует знать, что
потенция именуется соответственно акту.
Акты же - двоякого рода: а именно первый,
который есть форма; и второй, который
есть действие. И как показывает обычное
понимание, наименование «акт» сначала
было приложено к действию: так ведь почти
все мыслят акт; а затем отсюда было перенесено
на форму, ибо форма - это начало действия
и его цель. Наподобие того, и потенция
- двоякого рода: одна активная, ей соответствует
акт, который есть действие; и как раз к
этой, по-видимому, наименование потенции
было приложено в первую очередь. Другая
потенция пассивная, ей соответствует
первый акт, который есть форма; ей, видимо,
наименование потенции тоже досталось
во вторую очередь. Как всякое претерпевание
непременно бывает на основании пассивной
потенции, так и все, что действует, действует
только в силу первого акта, который есть
форма.
Чистое
бытие отождествляется Фомой Аквинским
не с актом-формой, которым завершается
переход от потенции-материи, а с осуществлением
действий. Действие, подобно форме, есть
нечто актуальное, существующее либо в
настоящий момент времени, либо вне времени.
Но, в отличие от формы, актуальность, присущая
действию, не имеет сама по себе никаких
определений; действие приобретает определенность
либо благодаря отношению к началу действия,
т. е. к той способности, которая реализуется
в действии, либо к результату действия.
Аналогично тому, как в суждении «S есть
P» вся определенность заключена в S и P,
а «есть» утверждает лишь наличие определенного
соотношения между ними, так и действие,
рассматриваемое само по себе, безотносительно
к субъекту действия и его результату,
не имеет никаких иных определений, помимо
«быть» или «актуально существовать».
Содержательный смысл понятия бытия у
Фомы Аквинского теснейшим образом связан
с логическим аспектом этого понятия,
который обнаруживается в случае, когда
«быть» используется в качестве глагола-связки.
Поэтому
у Фомы Аквинского понятие акта оказывается
тесно связанным с понятием бытия, трактуемым
как акт-форма. И субсистенция, и субстанция
имеют бытие, поскольку обладают формой;
именно благодаря наличию формы они приобретают
статус онтологических единиц, обладающих
столь однозначными, определенными характеристиками,
что они могут быть адекватно зафиксированы
с помощью понятия. Прежде чем человеку,
опирающемуся в сфере рационального познания
на расчленения, диктуемые логикой, удается
постичь акт бытия, выражаемый глаголом
«быть», ему необходимо выделить бытие,
ограниченное определенной формой, онтологический
аналог субъекта высказывания. Собственно,
в мире конечных вещей, единственно доступном
непосредственному созерцанию человека
в его нынешнем состоянии, всякое бытие
есть бытие, ограниченное формой. Поэтому
бытие схватывается человеком в первую
очередь как актуализация определенной
формы, как бытие вещи, неотделимое от
формы вещи, от ее сущности. Понятие вещи
употребляется у Фомы Аквинского фактически
в двух смыслах, только отчасти совпадающих
друг с другом. С одной стороны, вещь, обладающая
бытием, представляет собой конечный результат
актуализации формы, оформлению того,
что потенциально расположено к принятию
этой формы. Рассматриваемая таким образом,
вещь предстает как набор существенных
характеристик, которые в неизменном виде
присутствуют в вещи, пока она остается
«этой» вещью, обозначаемой определенным
понятием. С другой, каждая вещь - это начало
некоторого действия; действия, которые
она производит, в не меньшей мере характеризуют
ее сущность, чем набор постоянно присутствующих
в ней признаков. Более того, «Никакое
совершенное знание не может быть получено
о какой бы то ни было вещи, пока не известны
ее операции.
Так
как естественная склонность вещи к некой
операции вытекает из природы, которой
она в действительности обладает» Природой
огня, к примеру, определяется действие,
им производимое, а именно, нагревание
тех вещей, с которыми он соприкасается.
Сущность огня, форма, характеризующая
элемент, именуемый «огнем», не может быть
постигнута в акте знания, если мы отвлечемся
от действия, в котором проявляется форма
огня. Форма вещи - начало всех ее действий:
«всякое действующее действует посредством
своей формы». Но форма, рассматриваемая
как начало действия, выполняет в общей
структуре бытия иную функцию, чем форма,
приобретаемая вещью по окончании перехода
от потенции к акту. В последнем случае
сама форма является актуально существующей;
когда же она служит началом осуществления
тех или иных операций, то именно операции
оказываются обладающими бытием, а форма
по отношению к ним выступает как потенция,
как способность к реализации определенного
набора операций. Фома Аквинский называет
форму - начало действий второй или активной
потенцией, чтобы отличить ее от пассивной
потенции - материи.
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Основополагающий принцип познания, по Аквинату, - реальное существование всеобщего. В споре об универсалиях Аквинат отстаивал позиции умеренного реализма, т.е. всеобщее существует трояко: "до вещей" (в разуме Бога как идеи будущих вещей, как вечные идеальные прообразы сущего), "в вещах", получив конкретное осуществление, и "после вещей" - в мышлении человека в результате операций абстрагирования и обобщения. Человеку присущи две способности познания - чувство и интеллект. Познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов. Но воспринимается не все бытие объекта, а лишь то в нем, что уподобляется субъекту. При вхождении в душу познающего познаваемое теряет свою материальность и может войти в нее лишь в качестве "вида". "Вид" предмета является его познаваемым образом. Вещь существует одновременно вне нас во всем своем бытии и внутри нас в качестве образа. Благодаря образу, представляющему элемент бытия вещи, который в то же время подобен душе, предмет входит в душу, в духовное царство мыслей. При этом вначале возникают чувственные образы, а из них интеллект абстрагирует "умопостигаемые образы".
Истину Аквинат определяет как "соответствие интеллекта и вещи". При этом понятия, образуемые человеческим интеллектом, истинны в той мере, в какой они соответствуют своим понятиям, предшествующим в интеллекте Бога. Отрицая врожденное знание, Аквинат вместе с тем признавал, что в нас предсуществуют некоторые зародыши знаний, а именно: первые понятия, тотчас же познаваемые активным интеллектом посредством образов, абстрагированных от чувственного. Он выдвинул принцип: нельзя одновременно нечто утверждать и отрицать; на этом принципе основываются все другие нормы логического мышления.
Антропология и моральная философия
Антропология Фомы Аквинского исходит из представления о человеческом индивидууме как личностном соединении души и животворимого ею тела. Душа нематериальна и самосуща, или субстанциальна, однако сама по себе не есть полный человек и получает завершающее осуществление лишь через тело. Эту идею Фома Аквинский защищает против платонически-августиновского спиритуализма, часто игнорировавшего значимость тела, и против своего гл. оппонента, отрицавшего сущностную реальность личностной души и учившего о единой безличной интеллектуальной душе во всех мыслящих существах мироздания. Во всяком пренебрежении к телесному Фома Аквинский усматривает рецидив манихейства и одновременно нежизненное теоретизирование, вступающее в конфликт с опытом и здравым смыслом. Он подчеркивает, что тело соучаствует в чисто духовной деятельности человека и до известной степени предопределяет последнюю: «Поскольку некоторые люди имеют особенно тонко устроенные тела, души их имеют большую силу разумения» .Только две потенции души (правда, наиболее благородные - мышление и волнение) сохраняются в душе, расставшейся с телом; реализация всех остальных потенций невозможна вне тела. Учение Оригена о сущностном тождестве ангельской и человеческой природы должно быть отвергнуто. «Человек не есть только душа, но некое соединение души и тела», а не (согласно платонической формулировке) «душа, пользующаяся телом». Человеческая душа есть не только двигатель тела, извне на него воздействующий, но его субстанциальная форма и притом единственная. С другой стороны, в аверроизме Фома Аквинский видел радикальное ниспровержение христианской эсхатологии, апеллирующей к вечным судьбам как раз отдельной, личной души. Личность есть для Фомы Аквинского «самое благородное во всей разумной природе», интеллект же, как достояние разумной души, есть каждый раз личный интеллект «утверждение, будто интеллект у всех людей един, совершенно несостоятельно» и постольку не абсолютное начало, но часть психофизического организма. Только в боге интеллект есть сущность, в человеке же потенция сущности, так что не интеллект мыслит, но человек, Сократ или Платон, мыслит при помощи интеллекта. Это включение интеллекта в душевно-телесную индивидуальность и потому отрицание его абсолютности (необходимо вытекающее из христианских предпосылок философии Фомы Аквинского) сочетается у Фомы Аквинского с утверждением примата интеллекта над волей. В этом пункте Фома Аквинский заходит так далеко, как только позволяли ему границы христианского ортодоксии: он утверждает, что разум, взятый абсолютно, выше воли, взятой опять-таки абсолютно, однако делает оговорку, что в жизненной плоскости любовь к богу важнее, чем богопознание. Эта оговорка отделяет его от еретического интеллектуализма Сигера Брабантского или Боэция Дакийского, порывавшего с христианским учением о любви как высшей духовной ценности. Однако и в таком виде интеллектуализм Фома Аквинский вызвал живейшую полемику со стороны поборников волюнтаризма из лагеря францисканской схоластики. Учение Фома Аквинский о примате интеллекта над волей получило своеобразное преломление в мистике Мейстера.