Формы и методы научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 22:35, реферат

Краткое описание

Современная наука развивается быстрыми темпами, в настоящее время каждые 10-15 лет объем научных знаний удваивается. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам. Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и многое другое.

Содержание

Введение3
1.Особенности научного познания4
2.Формы научного познания5
3.Методы научного познания4
Заключение14
Список литературы16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат. философия.docx

— 86.56 Кб (Скачать файл)

Эмпирическая сторона  предполагает необходимость сбора  фактов и информации (установление фактов, их регистрацию, накопление), а  также их описание (изложение фактов и их первичная систематизация).

Теоретическая сторона связана  с объяснением, обобщением, созданием  новых теорий, выдвижением гипотез, открытием новых законов, предсказанием  новых фактов в рамках этих теорий. С их помощью вырабатывается научная  картина мира и тем самым осуществляется мировоззренческая функция науки.

Общенаучные методы эмпирического познания:

  • Наблюдение – это чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира. Это исходный метод эмпирического познания, позволяющий получить некоторую первичную информацию об объектах окружающей действительности.

Научное наблюдение характеризуется рядом особенностей: 
-целенаправленность (наблюдение должно вестись для решения поставленной задачи исследования, а внимание наблюдателя фиксироваться только на явлениях, связанных с этой задачей); 
-планомерность (наблюдение должно проводиться строго по плану, составленного исходя из задачи исследования); 
-активностью (исследователь должен активно искать, выделять нужные ему моменты в наблюдаемом явлении, привлекая для этого свои знания и опыт, использую различные технические средства наблюдения);

Научные наблюдения всегда сопровождаются описанием объекта  наблюдения. Это образует эмпирический базис науки.

Наблюдение как метод  познания более и менее удовлетворяло  потребности наук, находившихся на описательно-эмпирической ступени развития. Дальнейший прогресс научного познания был связан с переходом многих наук к следующей, более высокой ступени развития, на которой наблюдения дополнялись экспериментальными исследованиями, предполагающими целенаправленное воздействие на изучаемые объекты.

По способу проведения наблюдения могут быть непосредственными и опосредованными.

При непосредственных наблюдениях  те или иные свойства, стороны объекта отражаются, воспринимаются органами чувств человека. Такого рода наблюдения дали немало полезного в истории науки. Хоть непосредственное наблюдение продолжает играть немаловажную роль в современной науке, чаще всего научное наблюдение  бывает опосредованным, т.е. проводиться с помощью тех или иных технических средств. Появление таких средств во многом определило то громадное расширение возможностей метода наблюдений, которое произошло за последние четыре столетия.

Развитие современного естествознания связано с повышением роли косвенных  наблюдений. Так, объекты и явления, изучаемые ядерной физикой, не могут  прямо наблюдаться ни с помощью  органов чувств человека, ни с помощью  самых совершенных приборов. То, что ученые наблюдают в процессе эмпирических исследований в атомной  физике, - это не сами микрообъекты, а только результаты их воздействия  на определенные объекты, являющиеся техническими средствами исследования.

Можно сказать, что наблюдение является весьма важным методом эмпирического  познания, обеспечивающим сбор обширной информации об окружающем мире.

  • Эксперимент - более сложный метод эмпирического познания по сравнению с наблюдением. Он предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных его сторон, свойств, связей. При этом экспериментатор может преобразовывать исследуемый объект, создавать искусственные условия его изучения, вмешиваться в естественное течение процессов.

Эксперимент обладает рядом  важных, присущих только ему особенностей: 
-эксперимент позволяем изучать объект в «очищенном» виде. Т.е. устранять всякого рода побочные факторы, наслоения, затрудняющие процесс исследования;

-в ходе эксперимента  объект может быть поставлен  в некоторые искусственные, экстремальные  условия (сверхнизкие температуры,  чрезвычайно высокое давление и т.п.);

-экспериментатор может  вмешаться в эксперимент, активно влиять на его протекание;

-важным достоинством  многих экспериментов является их воспроизводимость.

Подготовка и проведение эксперимента требуют соблюдения ряда условий:

-никогда не ставить  наобум, он предполагает наличие  четко сформулированной цели исследования;

-не делается «в слепую»,  он всегда базируется на каких-то  исходных теоретических положениях;

-не проводиться беспланово, хаотично;

-требует определенного  уровня развития технических  средств познания, необходимого для его реализации;

-должен проводиться людьми, имеющими достаточно высокую квалификацию.

В зависимости от решаемых проблем эксперименты подразделяют на исследовательские и проверочные.

Исследовательские эксперименты дают возможность обнаружить у объекта  новые, неизвестные свойства. Проверочные  служат для проверки, подтверждения  тех или иных теоретических построений.

Исходя из методов проведения и получаемых результатов, эксперименты можно разделить на качественные и количественные. Первые позволяют  лишь выявить действие тех или  иных факторов на изучаемое явление. Вторые направлены на установление точных количественных зависимостей в исследуемом явлении.

Достигнутые успехи в теоретической  разработке и практическом применении планирования эксперимента в научных исследованиях привели к появлению новой дисциплины – математической теории эксперимента.  Эта теория направлена на решение задачи получения достоверного результата экспериментального исследования с минимальными затратами труда, времени и средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Всё в мире находится во взаимной связи, которая порождает  активный импульс к его саморазвитию. Без связи невозможно самодвижение материи, без самодвижения невозможно развитие. Развитие обусловлено различными видами связи.

Каждая наука использует различные методы, которые зависят от характера решаемых в ней задач. Однако своеобразие научных методов состоит в том, что они относительно независимы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и глубины научного исследования, что проявляется, прежде всего в их роли в научно-исследовательских процессах. Иными словами, в каждом научно-исследовательском процессе меняется сочетание методов и их структура. Благодаря этому возникают особые формы (стороны) научного познания, важнейших из которых являются эмпирическая и теоретическая.

Научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся система знания. Она включает в себя два основных уровня — эмпирический и теоретический. Они хоть и связаны, но отличаются друг от друга, каждый из них имеет  свою специфику.

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому объект исследуется преимущественно со стороны своих внешних связей и отношений, доступных живому созерцанию. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная факто-фиксирующая деятельность — характерные признаки эмпирического познания.

Специфику теоретического научного познания определяет преобладание рационального  момента — понятий, теорий, законов  и других форм и «мыслительных  операций». Живое созерцание здесь  не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного  процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны  их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых  с помощью рациональной обработки  данных эмпирического знания. Эта  обработка включает в себя систему  абстракций «высшего порядка», таких, как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Лешкевич Т.Г. «Философия науки: традиции и новации» М.:ПРИОР,2000
  2. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М., 1999. Гл. XII
  3. Философия//под. ред. Кохановского В.П. Ростов - н/Д.:Феникс,2000
  4. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. «Философия для
  5. Технических вузов». Ростов - н/Д.:Феникс,2001
  6. Алексеев В.П., Панин А.В. Философия: Учебник. М., 1998
  7. Естественно-научное и социогуманитарное знание: Методологические аспекты взаимодействия. Л. 1990.
  8. Философия и методология науки. /Под ред.В.И. Купцова/ М.,1996.

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Формы и методы научного познания