Формы и методы научного познания. Религиозные ценности и свобода совести

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 21:08, контрольная работа

Краткое описание

Научное познание – самый объективный способ открытия нового.В данной контрольной работе мы рассмотрим методы и формы научного познания, постараемся вникнуть в суть вопроса о том, как они различаются. Можно сказать, что наука - это и итог познания мира. Система проверенных на практике достоверных знаний и в то же время особая область деятельности, духовного производства, производства новых знаний со своими методами, формами, инструментами познания, с целой системой организаций и учреждений. Также что научное познание и философия науки опираются на две фундаментальные идеи: идею о том, что наука способна дать и дает нам истину, и идею о том, что наука освобождает нас от заблуждений и предрассудков.

Содержание

Введение.
1. Формы и методы научного познания.
1.1 Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
1.2. Методы и методология познания. Общенаучные методы.
1. 3. Основные этапы познавательного цикла и формы научного познания.
Заключение.
2. Религиозные ценности и свобода совести.
Введение.
2.1 Определения.
2.2 Религиозные ценности.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

вариант 19.docx

— 58.33 Кб (Скачать файл)

Нужно особо подчеркнуть  существенное различие в моральном  отношении человека к Богу и к  людям. В первом случае мы имеем дело с абсолютным неравноправием (человек  есть творение Бога, но ни в коем случае не сам Бог), из чего вытекает необходимость  служения Богу как высшему идеалу. В то же время, верующий в Бога и  любящий его всеми силами души, не может не ненавидеть его антипода — Дьявола и не может не бороться со злом, прежде всего в своей  душе. В отношениях с другими людьми на первый план выходит идея равноправия  и равноценности, где вражда и  борьба принципиально недопустимы. Однако другой человек может быть носителем зла, противником моего  отношения к Богу и, следовательно, с ним нужно вести борьбу, иногда смертельную. Для разрешения этого  парадокса в христианстве есть формула: «Ненавидь грех, но возлюби грешника». Известен ответ Александра II на просьбу  о помиловании Дм. Каракозова, который  предстал перед судом за попытку  покушения на императора: «Как человек  я его прощаю, но как государь простить не могу».

Соотнесение Бога как высшего  идеала и нравственной ценности с  ценностью жизни и духовного  мира каждого человека чревато еще  одной труднейшей проблемой. Речь идет о том, что пламенная вера в  тот или иной идеал (религиозный  или светский) может вести к  жестокости и бесчеловечности, когда  миллионы человеческих жизней приносятся в жертву этому идеалу. Говоря словами  русского религиозного мыслителя С. Л. Франка, «ненависть к злу превращается в ненависть ко всей живой жизни». Вот почему так трудно отделить добро  от зла, ценность от анти ценности, служение идеалу от поклонения идолу. В этом смысле к человеку неприложимы абсолютные моральные оценки с позиций того или иного вечного нравственного идеала. Деление людей на плохих и хороших, нравственных и безнравственных, «наших» и «не наших» основано на вещном подходе к человеку, игнорировании его главного сущностного качества — свободы и возможности изменения. Жесткое следование нормам религиозной (конфессиональной) морали, в сущности, ведет к тому, что представители других конфессий, а тем более неверующие люди заведомо рассматриваются как ущербные, неполноценные, не овладевшие подлинными ценностями.

Особенно ярко такая позиция  проявляется у представителей религиозного фундаментализма, когда отрицаются такие ценности, как автономия  личности, авторитет Разума, понятие  прогресса и т. д. В то же время  религиозный фанатизм и экстремизм как духовная основа фундаментализма  несут в себе все черты тоталитарной идеологии с ее отрицанием гражданского общества и прав человека. Вот почему феномен религиозных ценностей  во всем объеме его проявлений, от постановки свечи в храме до гибели религиозного фанатика, может быть рассмотрен в  связи с системой нерелигиозных  ценностей.

Речь идет о феномене свободомыслия  как своеобразном явлении духовной культуры, берущим свои истоки еще  в древневосточных и античной цивилизациях. Свободомыслие принимало  различные исторические формы, такие  как богоборчество, скептицизм (П. Бейль  и Д. Юм), пантеизм и деизм (многие ученые Нового и новейшего времени), атеизм и светский гуманизм и другие. Среди выдающихся современных свободомыслящих  ученых можно назвать такие имена  как Б. Рассел, 3. Фрейд, Э. Фромм, Ж. П. Сартр, Дж. Хаксли, П. Куртц, К. Ламонт и  др. Они убеждены в том, что человек должен иметь мужество для критического рассмотрения всех феноменов своей жизни, в том числе и религиозной веры, оставаясь на позициях здравого скептицизма. Не отвергая необходимости религиозных ценностей для миллионов верующих и признавая, что человек, видимо, нуждается в мире иллюзий, мифов и фантазий, помогающем ему выжить, они исходят из того, что трансцендентальное искушение таится в сердце человека. Его невозможно преодолеть чисто рационалистическими умозаключениями и выводами, а тем более силой и насилием. Необходимы диалог и дискуссия, выработка компромиссов и взаимодействие науки и религии на основе принципа взаимнодополнительности в рамках общечеловеческой культуры. В любом случае нужно избежать фанатизма, связанного с ортодоксально-догматическим подходом, культивировать две главные гуманистические добродетели: разум и мужество.

Реализация этих принципов  возможна при соблюдении одного из важнейших прав человека — права  на свободу совести и свободу  вероисповедания. Эта проблема в  виде веротерпимости или преследования  иноверцев прослеживается на протяжении всей истории. Она не раз была предметом  острейших политических споров, столкновений, в том числе и кровавых, на религиозной почве. Государство в той или иной форме достаточно жестко определяло свою политику по отношению к религии. В Российской империи все религии делились на три группы: государственную (православие), терпимые (другие христианские конфессии, ислам, буддизм и др.) и нетерпимые (различные секты). Свободомыслие и атеизм преследовались по закону. В современной России действует закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1 октября 1997 г.), где под свободой совести понимается: «право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Законом закрепляется и охраняется как светский характер государства и равенство всех религий перед законом, так и право гражданина на свободный выбор своего отношения к религии. Это особенно важно, поскольку избрание той или иной системы ценностей (как религиозной, так и светской) является сугубо личностным выбором человека, за который он несет ответственность перед своей совестью. Более того, нужно подчеркнуть, что в многонациональном и многоконфессиональном государстве, каким является Россия, общенациональная идея должна быть нерелигиозной, светской. В противном случае невозможна выработка национального самосознания всех россиян, а общество будет обречено на постоянную конфронтацию.

Заключение

Свобода совести регулирует религиозное и светское противостояние в культуре, провозглашая равнозначной ценностью, как веру в сверхъестественное, так и веру в его отсутствие. Религиозные убеждения и атеизм, в свою очередь, образуют антагонистическую систему ценностей. Религиозные ценности связаны с отправлением культа, атеистические - с его развенчанием.

Тесты

Номер вопроса

Вариант ответа

1

в

2

д

3

а

4

в

5

в

6

б

7

в

8

в

9

а

10

а

11

б

12

б

13

б

14

д

15

г

16

в

17

в

18

б

19

г

20

д

21

г

22

в

23

д

24

г

25

б

26

а

27

г

28

в

29

в

30

б

31

в

32

а

33

в

34

д

35

г

36

а, б, г, д

37

в, д,

38

г

39

б

40

б

41

г

42

г

43

б

44

г

45

б

46

б

47

б

48

б

49

г

50

а


 

Список использованной литературы:

  1. Введение в курс философии: Учебное пособие /Под ред. акад. Файзуллина Ф. С. - Уфа: УГАТУ, 1996. ___ С.
  2. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с.
  3. Спиркин А.Г.С72       Философия: Учебник для технических вузов. — М.: Гардарики, 2000. — 368 с.
  4. Кохановский В.П. Философия. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону. Изд. «Феникс». 2002 г.

 


Информация о работе Формы и методы научного познания. Религиозные ценности и свобода совести