Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 16:51, контрольная работа
Научный факт. Идея, принципы, закон.
Научная проблема. Гипотеза и теория.
Роль моделей в научном познании и практической деятельности.
3. Роль моделей в научном познании и практической деятельности.
Научное познание появилось и сформировалось в тесной связи с практической деятельностью людей, и по мере приближения к нашему времени играла все возрастающую роль в жизни общества.
Модели отыгрывают важную функцию в научном познании людей и в практической деятельности.
Целью научного познания является получение объективных знаний о реальности. В результате научного познания, которое происходит с помощью моделей, появляется научное знание об объекте. Оно отличается от обыденного, религиозного, художественного и других видов познания объективностью, систематичностью, оформленностью, обоснованностью. Научное познание осуществляется не спонтанно, а опирается на целый арсенал надежных принципов, методов и средств, с большой вероятностью обеспечивающих успех. Причем методы и принципы научного исследования постоянно подвергаются рефлексии, которой занимается философия и методология наука. Помимо общенаучных методов и средств, конкретные науки применяю свои, диктуемые природой их объектов, методы. Более подробно на этом мы остановимся ниже.
Предметом научного познания является наиболее существенные и необходимые свойства объектов, а также отношения между объектами. Наука нацелена на выявление и познание законов и закономерных связей, которые не могут быть установлены в ходе повседневной деятельности на уровне здравого рассудка.
Субъектом научного познания
выступает ученый, человек, который
по уровню своей квалификации, интеллектуальным
способностям и призванию в состоянии
заниматься наукой. История науки
свидетельствует о том, что индивидуальное
творчество первых ученых постепенно
сменяется совместной работой творческих
коллективов и научных
Обобщая приведенные выше признаки научного
познания можно дать такое его определение.
Рассмотрим метод моделирование - это метод научного познания, основанный на изучении каких- либо объектов посредством их моделей. Появление этого метода вызвано тем, что иногда изучаемый объект или явление оказываются недоступными для прямого вмешательства познающего субъекта или такое вмешательство по ряду причин является нецелесообразным. Моделирование предполагает перенос исследовательской деятельности на другой объект, выступающий в роли заместителя интересующего нас объекта или явления. Объект-заместитель называют моделью, а объект исследования - оригиналом, или прототипом. При этом модель выступает как такой заместитель прототипа, который позволяет получить о последнем определенное знание.
Таким образом, сущность моделирования
как метода познания заключается
в замещении объекта
Модели используются как в научном познании мира, так и в практической деятельности. Тут специфика модели заключается в способности отображения определенных отношений каких-либо сторон прототипа. При моделировании очень важно наличие соответствующей теории или гипотезы, которые строго указывают пределы и границы допустимых упрощений.
Современной науке известно несколько типов моделирования:
1) предметное моделирование, при
котором исследование ведется
на модели, воспроизводящей определенные
геометрические, физические, динамические
или функциональные
2) знаковое моделирование, при
котором в качестве моделей
выступают схемы, чертежи,
3) мысленное моделирование, при
котором вместо знаковых
В последнее время широкое
Таким образом, создавая модели в научном познании, люди избегают многих ошибок в практической деятельности.
Литература