Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 17:45, курсовая работа
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.
Введение………………………………………………………………….…3
1.Специфика и уровни научного познания……………………….………8
2.Методы научного познания: эмпирические и теоретические…………12
3.Формы научного познания: проблемы, гипотезы, теории…………….22
Заключение…………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………...29
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Специфика и уровни научного познания……………………….………8
2.Методы научного познания: эмпирические и теоретические…………12
3.Формы научного познания: проблемы, гипотезы, теории…………….22
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Современная наука развивается
очень быстрыми темпами, в настоящее время
объем научных знаний удваивается каждые
10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо
живших на Земле являются нашими современниками.
За какие-то 300 лет, а именно такой возраст
современной науки, человечество сделало
такой огромный рывок, который даже и не
снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических
достижений были сделаны в наше время).
Весь окружающий нас мир показывает какого
прогресса достигло человечество. Именно
наука явилась главной причиной столь
бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному
обществу, повсеместному внедрению информационных
технологий, появления «новой экономики»,
для которой не действуют законы классической
экономической теории, начала переноса
знаний человечества в электронную форму,
столь удобную для хранения, систематизации,
поиска и обработки, и мн.др. Все это убедительно
доказывает, что основная форма человеческого
познания – наука в наши дни становиться
все более и более значимой и существенной
частью реальности. Однако наука не была
бы столь продуктивной, если бы не имела
столь присущую ей развитую систему методов,
принципов и императивов познания. Именно
правильно выбранный метод наряду с талантом
ученого помогает ему познавать глубинную
связь явлений, вскрывать их сущность,
открывать законы и закономерности. Количество
методов, которые разрабатывает наука
для познания действительности постоянно
увеличивается. Точное их количество,
пожалуй, трудно определить. Ведь в мире
существует около 15000 наук и каждая из
них имеет свои специфические методы и
предмет исследования. Вместе с тем все
эти методы находятся в диалектической
связи с общенаучными методами, которые
они, как правило, содержат в различных
сочетаниях и со всеобщим, диалектическим
методом. Это обстоятельство является
одной из причин, которые определяют важность
наличия философских знаний у любого ученого.
Ведь именно философия как наука «о наиболее
общих закономерностях бытия и развития
мира» занимается изучением тенденций
и путей развития научного познания, его
структуры и методов исследования, рассматривая
их через призму своих категорий, законов
и принципов. Вдобавок ко всему философия
наделяет ученого тем всеобщим методом,
без которого невозможно обойтись в любой
области научного познания. Процесс познания
включает получение информации через
органы чувств (чувственное познание),
переработку данной информации мышлением
(рациональное познание) и материальное
освоение познаваемых фрагментов действительности
(общественная практика). Существует тесная
связь познания с практикой, в ходе которой
происходит материализация (опредмечивание)
творческих устремлений людей, превращение
их субъективных замыслов, идей, целей
в объективно существующие предметы, процессы.
Из фактов, свидетельствующих
об ограниченности органов чувств человека,
родилось сомнение в его способности познать
окружающий мир. Сомнения в способности
человека через свои органы чувств познать
мир оборачиваются неожиданным образом,
ибо сами эти сомнения оказываются свидетельством
в пользу могущественных возможностей
человеческого познания, в том числе, возможностей
органов чувств, усиленных при необходимости
соответствующими техническими средствами
(микроскоп, бинокль, телескоп, прибор
ночного видения и т. п.). Но главное, человек
может познавать объекты и явления, недоступные
для его органов чувств, благодаря способности
к практическому взаимодействию с окружающим
миром. Человек способен осмыслить и понять
ту объективную связь, которая существует
между явлениями, доступными органом чувств,
и явлениями для них недоступными (между
электромагнитными волнами и слышимым
звуком в радиоприемнике, между движениями
электронов и теми видимыми следами, которые
они оставляют в камере Вильсона, и т. д.).
Понимание этой объективной связи есть
основа перехода (осуществляемого в нашем
сознании) от ощущаемого к неощущаемому. В
научном познании при обнаружении изменений,
происходящих без видимых причин в чувственно
воспринимаемых явлениях, исследователь
догадывается о существовании явлений
не воспринимаемых. Однако для того, чтобы
доказать их существование, вскрыть законы
их действия и использовать эти законы,
необходимо, чтобы его (исследователя)
деятельность оказалась одним из звеньев
причиной цепи, связывающей наблюдаемое
и ненаблюдаемое. Управляя этим звеном
по своему усмотрению и вызывая на основе
знания законов ненаблюдаемых явлений
1. Специфика и уровни научного познания.
Познание — это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. «Познание – это, обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой, процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, и совершенствование.»
Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными способами, среди которых можно выделить два основных. Первый (генетически исходный) — материально-технический — производство средств к жизни, труд, практика. Второй — духовный (идеальный), в рамках которого познавательные отношения субъекта и объекта — лишь одно из многих других. В свою очередь процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития практики и самого познания все более дифференцируется и воплощается в различных своих формах.
Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют специфические формы познания. Обычно выделяют следующие из них: обыденное, игровое, мифологическое, художественно-образное, философское, религиозное, личностное, научное. Последние хотя и связаны, но не тождественны одна другой, каждая из них имеет свою специфику. Не будем останавливаться на рассмотрении каждой из форм познания. Предметом нашего исследования является научное познание. В связи с этим целесообразно рассмотреть особенности лишь последнего.
Основными особенностями научного познания являются:
1. Основная задача научного
знания — обнаружение
2. Непосредственная цель
и высшая ценность научного
познания — объективная истина,
постигаемая преимущественно
3. Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать»— не только в настоящем, но и в будущем. Весь прогресс научного знания связан с возрастанием силы и диапазона научного предвидения. Именно предвидение дает возможность контролировать процессы и управлять ими. Научное знание открывает возможность не только предвидения будущего, но и сознательного его формирования. «Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально, как возможные объекты ее будущего освоения), и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляет одну из важнейших особенностей научного познания. Эта особенность отличает его от других форм познавательной деятельности человека».
Существенной особенностью современной науки является то, что она стала такой силой, которая предопределяет практику. Из дочери производства наука превращается в его мать. Многие современные производственные процессы родились в научных лабораториях. Таким образом, современная наука не только обслуживает запросы производства, но и все чаще выступает в качестве предпосылки технической революции. Великие открытия за последние десятилетия в ведущих областях знания привели к научно-технической революции, охватившей все элементы процесса производства: всесторонняя автоматизация и механизация, освоение новых видов энергии, сырья и материалов, проникновение в микромир и в космос. В итоге сложились предпосылки для гигантского развития производительных сил общества. 4. Научное познание в гносеологическом плане есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или — что более характерно — искусственном (математическая символика, химические формулы и т.п.). Научное знание не просто фиксирует свои элементы, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и эволюционные, спокойные периоды, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала — важный показатель научности. 5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно - космическая техника и т. д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, гипотетико-дедуктивный и другие общенаучные приемы и методы (см. об этом ниже). 6. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот почему тут важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы. В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним, кроме названных, такие как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т. д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.
2. Методы научного познания: эмпирические и теоретические.
Понятие метод (от греческого слова «методос» — путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Метод вооружает человека системой
принципов, требований, правил, руководствуясь
которыми он может достичь намеченной
цели. Владение методом означает для человека
знание того, каким образом, в какой последовательности
совершать те или иные действия для решения
тех или иных задач, и умение применять
это знание на практике. «Таким образом,
метод (в той или иной своей форме) сводится
к совокупности определенных
правил, приемов, способов, норм познания
и действия. Он есть система предписаний,
принципов, требований, которые ориентируют
субъекта в решении конкретной задачи,
достижении определенного результата
в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует
поиск истины, позволяет (если правильный)
экономить силы и время, двигаться к цели
кратчайшим путем. Основная функция метода
— регулирование познавательной и иных
форм деятельности». Учение о методе начало
развиваться еще в науке Нового времени.
Ее представители считали правильный
метод ориентиром в движении к надежному,
истинному знанию. Так, видный философ
XVII в. Ф. Бэкон сравнивал метод познания
с фонарем, освещающим дорогу путнику,
идущему в темноте. А другой известный
ученый и философ этого же периода Р. Декарт
изложил свое понимание метода следующим
образом: «Под методом, — писал он, — я
разумею точные и простые правила, строгое
соблюдение которых... без лишней траты
умственных сил, но постепенно и непрерывно
увеличивая знания, способствует тому,
что ум достигает истинного познания всего,
что ему доступно». Существует целая область
знания, которая специально занимается
изучением методов и которую принято именовать
методологией. Методология дословно означает
«учение о методах» (ибо происходит этот
термин от двух греческих слов: «методос»
— метод и «логос» — учение). Изучая закономерности
человеческой познавательной деятельности,
методология вырабатывает на этой основе
методы ее осуществления. Важнейшей задачей
методологии является изучение происхождения,
сущности, эффективности и других характеристик
методов познания. Методы научного познания
принято подразделять по степени их общности,
т. е. по широте применимости в процессе
научного исследования. Всеобщих методов
в истории познания известно два: диалетический и
метафизический. Это общефилософские
методы. Метафизический метод с середины
XIX века начал все больше и больше вытесняться
из естествознания диалектическим методом. Вторую
группу методов познания составляют общенаучные
методы, которые используются в самых
различных областях науки, т. е. имеют весьма
широкий, междисциплинарный спектр применения. Классификация
общенаучных методов тесно связана с понятием
уровней научного познания. Различают
два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.
Это различие имеет своим основанием неодинаковость,
во-первых, способов (методов) самой познавательной
активности, а во-вторых, характера достигаемых
научных результатов. Одни общенаучные
методы применяются только на эмпирическом
уровне (наблюдение, эксперимент, измерение),
другие — только на теоретическом (идеализация,
формализация), а некоторые (например,
моделирование) — как на эмпирическом,
так и на теоретическом уровнях. Эмпирический
уровень научного познания характеризуется
непосредственным исследованием реально
существующих, чувственно воспринимаемых
объектов. Особая роль эмпирии в науке
заключается в том, что только на этом
уровне исследования мы имеем дело с непосредственным
взаимодействием человека с изучаемыми
природными или социальными объектами.
Здесь преобладает живое созерцание (чувственное
познание), рациональный момент и его формы
(суждения, понятия и др.) здесь присутствуют,
но имеют подчиненное значение. Поэтому
исследуемый объект отражается преимущественно
со стороны своих внешних связей и проявлений,
доступных живому созерцанию и выражающих
внутренние отношения. На этом уровне
осуществляется процесс накопления информации
об исследуемых объектах, явлениях путем
проведения наблюдений, выполнения разнообразных
измерений, поставки экспериментов. Здесь
производится также первичная систематизация
получаемых фактических данных в виде
таблиц, схем, графиков и т. п. Кроме того,
уже на втором уровне научного познания
— как следствие обобщения научных фактов
— возможно формулирование некоторых
эмпирических закономерностей.
Информация о работе Формы научного познания: проблемы, гипотезы, теории