Французское Просвещение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:44, контрольная работа

Краткое описание

Просвещение, интеллектуальное и духовное движение конца XVIIв., в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Французское просвещение.docx

— 75.89 Кб (Скачать файл)

Французское Просвещение.

Просвещение, интеллектуальное и духовное движение конца XVIIв., в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества.

Название закрепилось  после выхода статьи И.Канта Ответ  на вопрос: что такое Просвещение? (1784). Корневое слово «свет», от которого происходит термин «просвещение» (англ. Enlightenment; фр. Les Lumières; нем. Aufklärung; ит. Illuminismo), восходит к древней религиозной традиции, закрепленной как в Ветхом так и в Новом Заветах. Это и отделение Творцом света от тьмы, и определение самого Бога как Света. Сама христианизация подразумевает просвещение человечества светом учения Христа. Переосмысляя этот образ, просветители вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума

Просвещение зародилось в  Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Д.Локка (1632–1704) и  его последователей Г.Болингброка (1678–1751), Д.Аддисона (1672–1719), А.Э.Шефтсбери (1671–1713), Ф.Хатчесона (1694–1747) были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор». В учение о естественном праве, изложенном в Двух трактатах о государственном правлении (1690) Д.Локка, обоснованы основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми. Людям необходимо добровольно заключить общественный договор, на основе которого создается орган (государство), обеспечивающий охрану их прав. Понятие об общественном договоре было одним из основополагающих в учении об обществе, выработанном деятелями раннего английского Просвещения.

В 18 веке центром просветительского  движения становится Франция.  На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Персидских письмах (1721) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного.

Географический детерминизм-мировоззренческая концепция, объясняющая социально-экономическое развитие народов и стран мира географическим фактором – географическим положением, рельефом, климатом, водными, почвенно-растительными и минеральными ресурсами. Ш. Монтескье считал, что власть климата сильнее всех властей. Именно от климата зависят особенности характера, привычки, привязанности людей. «Народы жарких климатов робки, как старики, народы холодных климатов отважны, как юноши».

В 1750 году появился проспект издания, которое получило название «Энциклопедия, или Толковый словарь  наук, искусств и ремесел». Для того времени это был целый переворот  во взглядах и понятиях. Впервые  в большом издании давался  материал о труде простого человека. Дабы описать «ремесла» Дидро  и его помощникам пришлось самим  посещать разные мастерские, знакомиться  с орудиями производства и условиями  труда. Чтобы нагляднее познакомить  читающую публику с этим непривычным  ей материалом, Дидро приложил к  «Энциклопедии» множество рисунков. Он написал для «Энциклопедии» 1259 статей. Большинство статей посвящено вопросам грамматики, затем следуют статьи исторические, этические, философские, мифологические, литературные, художественные, богословские, политические, географические и т. д. Есть и статьи, касающиеся архитектуры, медицины, права, астрономии, ботаники, химии и физики, минералогии и металлургии, словом, кажется, нет отрасли знания, для которой Дидро лично не поработал бы в «Энциклопедии». Какого бы вопроса он ни коснулся, он всегда обнаруживал большую компетентность, точное знакомство с предметом и отмечал то, что составляло последнее слово науки или вообще человеческого знания. Соредактором Дидро по всем математическим вопросам состоял Д’Аламбер, написавший предисловие к «Энциклопедии». Над изданием трудились все сословия — великосветская дама, высказывавшаяся о модах или правилах приличия, государственный деятель, простая швея и мастеровой.

Статьи "Энциклопедии", изложенные в талантливой, популярной форме, сыграли значительную роль в идеологической борьбе против абсолютизма, реакционных учреждений, невежества, предрассудков и т. д. накануне Великой французской революции.

Можно привести выдержку самого Дидро из Энциклопедии: «В особенности  нельзя терять из виду одно соображение: если устранить человека, существо мыслящее и созерцающее, с лица земли, то патетическое и возвышенное зрелище  природы немедленно станет печальным  и безмолвным. Вселенная замолчит, и воцарятся молчание и ночь. Все  превратится в чудовищную пустыню, где явления природы — явления, никем не наблюдаемые, — будут  возникать и исчезать непонятными и немыми. Только присутствие человека делает существование вещей интересным, и что можно предложить лучшего, занимаясь историей этих вещей, чем подходить к ним, основываясь на этой идее. Почему же не придать человеку то место в нашем труде, которое он занимает во Вселенной? Почему же не сделать его общим центром? Существует ли в бесконечном пространстве еще одна точка, откуда бы мы с большей легкостью могли исходить, проводя все те бесчисленные линии, которые мы хотим подвести ко всему иному. Какие тончайшие и жизненные взаимодействия между человеком и вещами и вещами и человеком у нас возникли бы при этом! Вот что побудило нас искать в способностях человека общие разделы нашего труда, которым подчинено все. Можно ли предложить иной, лучший, путь, на котором человек не был бы заменен бытием немым, бесчувственным и холодным? Человек— это уникальное понятие, из которого всегда следует исходить и к которому все следует сводить, если только мы хотим нравиться, интересовать и волновать, описывая даже самые бесстрастные предметы и сухие детали. Абстрагируйтесь от моего бытия и от счастья мне подобных, и что мне во всей остальной природе?»

И тут на первый план выходит один из самых острых вопросов эпохи Просвещения- вопрос религии и теологии, где Бог был олицетворением бытия. Одним из первых выдающихся французских просветителей, выступивших против религии и церкви, был Вольтер (1694-1778). В 1722 г. Вольтер пишет философскую поэму "За и против", в которой дает торжественное обязательство "священный развенчать обман". С того времени вплоть до последних дней своей жизни философ не прекращал титанической борьбы с религией, создав десятки антиклерикальных произведений всех жанров.  
 
Произведения Вольтера неоднократно конфисковывались и сжигались. Его дважды заключали в Бастилию, долгие годы он провел в изгнании, подвергаясь непрерывным нападкам со стороны духовенства и властей. Почти до самой смерти въезд в столицу Франции Вольтеру был запрещен, и последние 20 лет жизни он провел в усадьбе Ферне, расположенной на франко-швейцарской границе.

Трудно переоценить заслуги  Вольтера в критике религии, но нельзя забывать и об исторической ограниченности этой критики, ее непоследовательности. Сражаясь с религиозными предрассудками, Вольтер не только не отрицал существования  бога, но и требовал поклонения ему. Но бог Вольтера, разумеется, ничего общего не имел с триединым богом  христианства. Это некое высшее, разумное существо, которое "существует вечно само по себе и является причиной всех других существ". Бог выступает  у Вольтера как конечная первопричина мира, как активная сила, сообщившая материи движение и упорядочившая  ее.

Вместе с тем деизм  Вольтера имел ярко выраженную этическую  и социальную подоплеку. Вера в бога должна, по его мнению, быть основой  нравственности. Религия, идея бога, утверждал  он, необходимы так же, как необходимы законы. "Это узда", -неоднократно подчеркивал Вольтер. Причем главное назначение узды -сдерживать народные массы, "чернь", как выражался Вольтер, от посягательств на собственность и интересы имущих классов. Фраза, брошенная Вольтером: "Если бы бога не было, его бы следовало выдумать", - предельно кратко выражает сущность его двойственной и противоречивой позиции по отношению к религии, недостатки его свободомыслия. 

Совсем другой вопрос поднимает  Ж.-Ж. Руссо. Трактат Руссо об общественном договоре (1762) является его политической программой. Если в первых двух сочинениях он обличал и бичевал пороки современного общества, то здесь пытается наметить возможные пути уничтожения социальных пороков и установления лучших форм человеческого общежития. 
 
В естественном состояние, по Руссо нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми. Вслед за уничтожением равенства последовали «ужаснейшие смуты... несправедливые захваты богатых, разбои бедных». Характеризуя это предгосударственное состояние, Руссо пишет: «нарождающееся общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род, погрязший в пороках и отчаявшийся, не мог уже вернуть назад, ни отказаться от злостных приобретений, им сделанных». Выход из таких условиях, предложили богатые. Выход состоял в том, чтобы заключить соглашение о создании государства и законов, которыми будут подчиняться все. Созданные путем договора государство и законы « наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства...». «С тех пор весь человеческий род был обречен на труд, рабство и нищету». В конечном счете неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, согласно Руссо абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии. Поэтому он предлагает перезаключить договор в результате которого должно образоваться такая форма «ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации...».

Основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашение. Лишь тогда благодаря общественному  договору все оказываются «равными в результате соглашения по праву». В общественном состоянии, считает Руссо «ни один гражданин не должен обладать столь значительным достатком, чтобы иметь возможность купить другого, и ни один - быть настолько бедным, чтобы быть вынужденным себя продавать; это предлагает в том, что касается до знатных и богатых, ограничение размеров их имущества и влияния, что же касается до людей малых - уморение скаредности и алчности». 

Эпоха Просвещения неотделима от самого процесса просветительства. Наиболее систематически просветительский взгляд на становление культуры изложен  французским социологом, математиком  и общественным деятелем, членом французской  Академии наук Мари Жаном Антуаном де Кондорсе (1743—1794). 

Кондорсе в своем «Эскизе  исторической картины прогресса  человеческого разума» (1794) впервые  попытался проследить значимость различных  форм хозяйства, технических изобретений, научных и философских открытий, элементов морали и этикета для  общего духовного развития человеческого  рода. Он обратил внимание на взаимосвязь  материально-хозяйственных, социальных и интеллектуально-моральных явлений, образующих особого рода систему, которую  мы сегодня называем культурой. Кондорсе видел основу и источник развития этой системы в развитии коллективного  разума и поставил целью проследить этапы его становления. 

Каждое поколение располагает  примерно тем же запасом умственной энергии, что и все прочие. Но с  каждым последующим поколением разум  совершенствуется. Во-первых, возрастает сумма знаний и умений, прежде всего, благодаря устранению предрассудков  и усовершенствованию приемов познания. Во-вторых, разум научается мыслить  все более точно и строго, облекая  свои рассуждения в математическую форму. В-третьих, он становится более независимым от страстей, личных и групповых интересов. В-четвертых, разум расширяет сферу своего видения, сознает не только ближайшие, но и отдаленные последствия событий. В-пятых, в разуме усиливается моральная компонента: глубже осознается связь между личным и общественным интересами. В-шестых, все большее внимание уделяется социальному искусству, т.е. управлению обществом. В-седьмых, разум яснее осознает свои главные цели: достижение равенства, свободы, справедливости. 

Правильная постановка образования  и воспитания — самая насущная задача. Ведь при развитии наук каждому  новому молодому поколению нужно  будет усваивать все большую  сумму знаний за тот же самый промежуток времени, что и раньше. Отсюда необходимость  новых методов организации знания. Важно соединить в систему  большое количество разных идей и  теорий — этому поможет новая  техника обучения. Нужно сблизить различные науки, а также «искусства», т.е. технологии использования знаний. Этому должен помочь всемирный язык, употребляемый во всех науках и искусствах. Школа должна быть полностью свободна от церковной опеки. Руководить образованием подобает ученым, а не священникам  и политикам. При наличии разных типов школ допускается конкуренция  частных и государственных учебных  заведений. 

Каковы основные черты  просветительской идеологии? Прежде всего это убежденность в особой, решающей роли состояния образования и знаний в социальном развитии. Причина всех бедствий и несчастий людей, - заявляет Гельвеций, - состоит в невежестве. Преодолеть свое печальное положение, выйти из него люди смогут только через просвещение, а рост ее неодолимый. В умах идет «скрытая и непрерывная революция и ... с тем именно невежество себя дискредитирует ». Будучи основным рычагом устранения феодальных отношений, деспотизма, фанатизма и произвола, образование, согласно данной концепции, воздействует либо с помощью «просвещенного монарха», «разумного мужа-правителя», либо путем постепенного распространения знаний и истинных понятий в народе, так или иначе определяющим образом скажется на дальнейших социальных процессах. Ж. Руссо возлагал главные надежды на развитие морального сознания, но и он не был свободен от идеи «мудрого законодателя».

Просветительская философия  в своих приложениях была философией сугубо «политической»: критика существующих порядков составляла ее главный нерв. Но с этим в ней было связано  и противопоставление существующему того «естественного идеала», реализация которого утвердила бы в жизни «царство разума».

В работах французских  просветителей мы встречаем и  причины, по которым 
государство в целом слабеет, падает уровень жизни населения и преступаются 
законы государственными служащими. Их позиция такова: когда люди 
руководствуются личными интересами, анархия частных интересов ослабляет 
государство и ведет его к гибели. благосостояния. 
Французские моралисты заложили базу современной методики поведения на 
переговорах. Партнерский подход к ведению переговоров был основан на теории 
"разумного эгоизма", развитой французскими мыслителями восемнадцатого века. 
Эта теория развивает идеи сознательного подчинения собственных интересов 
общему делу с тем, чтобы общий "выигрыш" позволил реализовать уже личные 
интересы. Этот подход основан на понимании сторонами необходимости поиска 
взаимоприемлемого решения. Участники переговоров совместно анализируют 
ситуацию и заняты поиском таких решений, которые в максимальной степени 
отвечали бы интересам обеих сторон.

Вольтера и его соратников назвали просветителями, а XVIII век - веком Просвещения. Нести в массы  свет знаний и ума - так мыслили  себе они сами свою миссию. Но их просветительство было особое. Они несли знания политически окрашены. Поэзия, музыка, живопись, науки, философия для них существовали лишь постольку, поскольку могли способствовать политической активности людей: все должно было бить в одну цель - наносить удары неразумному порядку вещей, убеждать людей, что необходимо перестроить жизнь на основе добра, свободы и справедливости.

Информация о работе Французское Просвещение