Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 10:00, контрольная работа
Термин «Просвещение» впервые употреблен Вольтером, а определение понятия «Просвещение» дал Иммануил Кант: «Просвещение есть необходимая историческая эпоха развития человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса».
Философией Просвещения принято называть философию XVIII столетия, время между двумя революциями – английской и французской (1688 - 1789). В эпоху Просвещения разум становится свободным, он уже сам хочет предписывать законы человеку и природе. Идеи Просвещения зародились в Англии, но большее распространение приобрело Французское Просвещение.
Уральский Институт-филиал Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы
Контрольная работа по дисциплине «Философия»
по теме: «Французское Просвещение»
Кафедра философии и политологии
Преподаватель: Ершов Ю. Г.
д.ф.н., профессор
Выполнил: Кадочников А.
студент, гр. Ю-0421
Екатеринбург, 2013 г.
Введение.
Термин «Просвещение»
впервые употреблен Вольтером, а
определение понятия «
Философией Просвещения принято называть философию XVIII столетия, время между двумя революциями – английской и французской (1688 - 1789). В эпоху Просвещения разум становится свободным, он уже сам хочет предписывать законы человеку и природе. Идеи Просвещения зародились в Англии, но большее распространение приобрело Французское Просвещение.
Непосредственные основы современной цивилизации лежат именно во французском Просвещении. Правовое устройство общества, умонастроение большинства людей, вера в прогресс — все это уходит корнями в эпоху французского Просвещения.
Основная часть
I
Хотя родиной Просвещения стала Англия, которая одной из первых стала на путь капиталистического развития, исторически сложилось так, что это движение получило наиболее широкое распространение во Франции в XVIII в. Взгляд на историю складывался во французском Просвещении на основе общих предпосылок просветительской философии, т.е. веры в разум и его прогресс, ведущий, как полагали просветители, к социальному благополучию.
Французское Просвещение
возникает как результат
XVIII в. в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь вышло за стены университетов, став предметом обсуждения в среде литераторов, популярно излагающих последние достижения науки.
Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе науки, создающих условия для экономического и социального благоденствия, - основные представления эпохи Просвещения.
Выдающиеся
философы Ш.Монтескье, Х.Гельвеций, Вольтер,
Г.Гольбах, В.Дидро, Ж.-Ж.Руссо...просвещали
головы для приближавшейся революции.... В связи с этим, необходимо упомянуть
«Энциклопедию наук, искусств и ремесел»,
ставшую символом эпохи Просвещения. К
18 в. научные данные, накопленные учеными
в 17 и 18 веках, постепенно начали опровергать
существовавшие в то время представления
о природных и социальных явлениях. Руководствуясь
идеей «знание вместо веры» энциклопедисты
решили написать крупнейший справочник,
энциклопедию своего времени. Роль «Энциклопедии»
как интеллектуальной подоплёки французской
революции неоспорима. «
II
В исторической борьбе буржуазных мыслителей XVIII в. против сил старого феодального общества совершенно исключительную роль играл Вольтер. Его фраза: "Если бы бога не было, его бы следовало выдумать", - предельно кратко выражает сущность его двойственной и противоречивой позиции по отношению к религии. В 1722 г. Вольтер пишет философскую поэму "За и против", в которой дает торжественное обязательство "священный развенчать обман". Всю жизнь он боролся против церкви, религиозной нетерпимости и фанатизма. В своих произведениях Вольтер показывал несостоятельность религии как системы. Но сражаясь с религиозными предрассудками, Вольтер не только не отрицал существования бога, но и требовал поклонения ему, был деистом. Но бог Вольтера, разумеется, ничего общего не имел с триединым богом христианства. Это некое высшее, разумное существо, которое "существует вечно само по себе и является причиной всех других существ". Бог выступает у Вольтера как конечная первопричина мира, как активная сила, сообщившая материи движение и упорядочившая ее.
Другой просветитель, Ж.Ж. Руссо размышлял о судьбе личности, человеке, находящегося в современном обществе с его сложной культурой, с его противоречиями. В основе знаменитого трактата “Об общественном договоре” (1762) лежит мысль о том, что насилие не может быть источником права. Сущность общественного договора в том, что каждое отдельное лицо отказывается от всех своих прав и передает их в пользу общества. При этом человек остается неотъемлемым членом общества. Таким образом, Руссо преобразует само понятие о личном праве и превращает его в право политическое. Руссо полагал, что неравенство существовало не всегда. Он утверждал, что в "естественном состоянии" все люди были равны и не знали социального гнета, нищеты и несправедливости, это появилось тогда, когда возникла частная собственность. Руссо поднимает проблему взаимосвязи природы, культуры и истории. В своем трактате "Рассуждение. Способствовало ли возрождение науки и искусств улучшению нравов?" он говорит о том, что все прекрасное в человеке выходит из лона природы и портится в нем, когда он попадает в общество. Смысл прогресса заключается в исчезновении добродетели во все времена и во всех странах. К примеру: Рим был основан пастухами, существовала ранняя добродетель Рима. Но с эпохи Овидия Катулла, Мецената, Рим становится ареной игры страстей. Отсюда вывод: искусство расслабляет нравы и личность.
Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума. Причина развития общества – активность разума, стремящегося все понять и систематизировать. Движение к истине и счастью, добродетели – вот основные направляющие общественного прогресса. Он считал переход от первобытнообщинного строя к цивилизации не вырождением человечества, а его движением к совершенству; знания не только никогда не развращали людей, но, напротив, способствовали исправлению или смягчению нравов. Смысл человеческой жизни — в максимально свободном применении своих способностей, распоряжении богатством и удовлетворении потребностей. Помехи на пути к этому — невежество, предрассудки, религия, деспотизм. Идеи Кондорсе сыграли значительную роль в критике теологического объяснения истории, провиденциализма и в особенности в развитии просветительной концепции исторического процесса.
Дени Дидро (1713-1784) - знаменитый мыслитель, ученый-энциклопедист. Дидро рассматривал человека не только как чувствующее, но и как мыслительное существо, признавая, что человек одновременно и музыкант, и инструмент. Дидро в основу нравственного поведения людей положил стремление людей к счастью. Он проповедовал разумное сочетание личных и общественных интересов. Человек способен сравнивать удовольствия, поэтому для него возможны правила поведения. Правильно понятый интерес ведет к нравственности, так как, желая пользы от людей, человек должен делать пользу людям. В обществе люди и должны так поступать. Истинной движущей силой поступков является эгоизм, или личный интерес. Основа нравственности — опыт, никакого нравственного чувства не существует.
Ш. Монтескье был одним из основоположников "географического направления в социологии". Формы правления, как и законы, устанавливаемые в различных государствах, Монтескье ставил в прямую зависимость от географической среды, важнейшими составляющими которой считал климат, почву и рельеф местности. Нет, таким образом, абсолютного, разумного государственного строя, религии, законов и нравов. Составная часть учения Монтескье - его концепция «разделения властей», которая в определенной степени была развитием идей Локка. В трактате "О духе законов"он утверждал, что идеальный государственный строй должен быть построен на основе принципа разделения властей, т.е. независимости в своих сферах трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.
III
Представления о человеке
и обществе складывались во французском
Просвещении в установке на природу:
человек понимался как
Просветители прекрасно понимали, что существующее общественное устройство далеко от природного идеала, но, за исключением Руссо, никто не концентрировал внимания на противоречии между естественным и общественным состояниями. Не усматривалось никакого противоречия и между телесной и духовной природой человека.На этой основе развиваются столь типичные для французских просветителей рассуждения о разумном эгоизме. Представления об "одиноком Робинзоне", обладавшем в естественном состоянии неограниченной свободой и сменившем эту естественную свободу на общественные права и обязанности, были вызваны к жизни новым способом деятельности и хозяйствования и соответствовали положению индивида в промышленном обществе, где каждый владел какой-либо собственностью (пусть даже только на свою рабочую силу), т.е. выступал как частный собственник и рассчитывал, следовательно, на себя, свое собственное здравое суждение о мире и свое решение. Это отражено в представлениях просветителей о человеке как естественном, природном существе, все свойства которого, в том числе и личный интерес, определены природой. Ведь в соответствии со своей телесной сущностью каждый стремится получить удовольствия и избежать страданий, что связано с любовью к себе, или себялюбием, основанной на самом важном из инстинктов — инстинкте самосохранения. Итак, каждый индивид во всех своих действиях исходит из любви к себе. Но, будучи просвещен светом разума, он начинает понимать, что если будет думать только о себе и добиваться всего только для себя лично, то столкнется с огромным числом трудностей, прежде всего потому, что все желают одного и того же — удовлетворения своих потребностей, средств для чего еще очень мало. Поэтому люди постепенно приходят к выводу, что имеет смысл в какой-то мере ограничить себя; это делается вовсе не из любви к другим, а из любви к себе; следовательно, речь идет не об альтруизме, а о разумном эгоизме, но такое чувство — гарант спокойной и нормальной совместной жизни. XVIII в. вносит в эти представления свои коррективы. Во-первых, они касаются здравого смысла: к соблюдению требований разумного эгоизма толкает здравый смысл, ибо без учета интересов других членов общества, без компромиссов с ними нельзя построить нормальную повседневную жизнь, нельзя обеспечить бесперебойное функционирование хозяйственной системы. Опирающийся на самого себя независимый индивид, собственник приходит к такому выводу самостоятельно как раз потому, что наделен здравым смыслом.
Заключение
Мировоззрению французских
Просветителей, несмотря на множество
диалектических догадок во взглядах
на природу и общество, в целом
была присуща метафизичность. В механике
Ньютона они усматривали
Итак, Просвещение,
осознавая себе новой эпохой, видело
панацею от всех бед в распространении
знаний, оптимистически оценивало возможности обществе
Девиз Просвещения: имей смелость пользоваться собственным умом. Для этой эпохи характерно критическое отношение к прошлому, к традиции и авторитету (особенно церковному) и вера в будущее, в прогресс. Неиссякаемым источником прогресса человечества может и должен быть разум.
Источники