Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 — 1854)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 22:26, реферат

Краткое описание

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг был вид­ным представителем объективного идеализма немецкой класси­ческой философии, другом, затем оппонентом Гегеля. Пользо­вался большим авторитетом в философском мире Германии в начале XIX в. до появления Гегеля. Проиграв Гегелю открытую философскую дискуссию в 20-е гг. XIX в., потерял свое прежнее влияние и не сумел его восстановить даже после смерти Гегеля, заняв его кафедру в Берлинском университете. Главная цель философии Шеллинга — понять и объяснить "абсолютное", то есть первоначало бытия и мышления.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 16.74 Кб (Скачать файл)

1. Фридрих Вильгельм  Йозеф Шеллинг (1775 — 1854) был  вид­ным представителем объективного идеализма немецкой класси­ческой философии, другом, затем оппонентом Гегеля. Пользо­вался большим авторитетом в философском мире Германии в начале XIX в. до появления Гегеля. Проиграв Гегелю открытую философскую дискуссию в 20-е гг. XIX в., потерял свое прежнее влияние и не сумел его восстановить даже после смерти Гегеля, заняв его кафедру в Берлинском университете.

Главная цель философии Шеллинга — понять и объяснить "абсолютное", то есть первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа:

• натурфилософию;

• практическую философию;

• иррационализм.

2. Основные философские труды Шеллинга.

Наиболее плодотворным в  деятельности Шеллинга был период, когда он создал

“натурфилософию”. Используя  естественнонаучные открытия конца XVIII в., он в

своей “Философии природы” формулирует мысль о том, что  бессознательно-

духовная природа благодаря  наличию динамических противоположностей

развивается по определенным ступеням, на одной из которых появляются человек

и его сознание. Это положение  было направлено против субъективно-

идеалистической философии  Фихте, которой Шеллинг первоначально  увлекался.

Заслуга Шеллинга состояла в  том, что он создал учение о диалектическом

развитии природы.

Шеллинг полагал, что вслед  за вопросом о возникновении сознания следует

поставить вопрос о том, как  сознание

становится объектом, который  существует вне субъекта и с которым  согласуется

представление последнего. Эту  проблему философ исследует в  “Системе

трансцендентального идеализма” (1800). Здесь рассматриваются различные

ступени развития сознания.

В своей натурфилософии Шеллинг  дает объяснение природы и делает это с позиций объективного идеализма. Суть филосо­фии природы Шеллинга в следующем:

• прежние концепции объяснения природы ("не-Я" Фихте, субстанции Спинозы) неистинны, поскольку в  первом слу­чае (субъективные идеалисты, Фихте) природа выводится из сознания человека, а во всех остальных (теория субстанции Спинозы и др.) дается ограничительное толкование природы (то есть философы пытаются "втиснуть" природу в какие-либо рамки);

• природа есть "абсолютное" — первопричина и первоначало  всего, охватывающее все остальное;

• природа есть единство субъективного и объективного, веч­ный разум;

• материя и дух едины  и являются свойствами природы, раз­личными  состояниями абсолютного разума;

• природа есть целостный  организм, обладающий одушевленно­стью (едины живая и неживая природа, материя, поле, элек­тричество, свет);

• движущей силой природы  является ее полярность - наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (на­пример, полюса магнита, плюсовые и  минусовые заряды электричества, объективное  и субъективное и т. д.).

Философия искусства.

“Философия искусства” возникла тогда, когда в философском развитии Шеллинга

явно обозначился поворот  к религиозно-мистическим идеям, отразившимся в

диалоге “Бруно” (1802) и работах “О методе академического изучения” (1803) и

“Философия и религия” (1804). Здесь Шеллинг делает попытку  согласовать свою

философию с христианской религией. Воплощение Христа представляется ему

вечной эманацией конечного и бесконечного. Цель христианства, по Шеллингу,

состоит в постепенном  слиянии религии, философии и  искусства.

Поворот к религиозному мистицизму нашел отражение в “Философии искусства”.

Однако в этом труде  сохранились еще многие идеи, которые  были сформулированы

Шеллингом в ранний период его деятельности, в частности  в период его занятий

философскими проблемами естествознания.

3. Практическая философия  Шеллинга решает вопросы соци­ально-политического характера, хода истории.

Главной проблемой человечества в целом и главным предме­том философии, по Шеллингу, является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека и является главной целью всего исторического процесса. При окончательной реализации идеи свободы люди создают "вторую природу" — правовой строй. В дальнейшем правовой строй дол­жен распространяться от государства к государству, и человече­ство должно в итоге прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств.

Другой важнейшей проблемой (наряду с проблемой свобо­ды) практической философии Шеллинга является проблема от­чуждения. Отчуждение — противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. (Пример: перерождение высоких идеалов Великой Французской революции в противо­положную реальность — насилие, несправедливость, еще большее обогащение одних и обеднение других; подавление свободы).

Философ приходит к следующим  выводам:

• ход истории случаен, в истории царит произвол;

• и случайные события  истории, и целенаправленная деятель­ность подчинены жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить;

• теория (замыслы человека) и история (реальная действитель­ность) очень часто противоположны и не имеют ничего общего;

• в истории часто встречаются  случаи, когда борьба за свободу  и справедливость приводит к еще  большему порабощению и несправедливости.

В конце жизни Шеллинг  пришел к иррационализму — отри­цанию какой-либо логики закономерности в истории и воспри­ятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.


Информация о работе Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 — 1854)