Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:01, доклад
Фридрих Вильгельм Ницше (Friedrich Wilhelm Nietzsche; 15.10.1844 - 25.08.1900) - немецкий философ. Испытал влияние Шопенгауэра. В своих сочинениях, выступал с нигилистической критикой культуры, проповедовал имморализм - отказ от морали, отрицательное отношение ко всяким нравственным принципам. В работах «Так говорил Заратустра», «Воля к власти» и др., создал теорию «сверхчеловека» - индивидуалистический культ сильной личности, который при этом сочетался с романтическим представлением Ницше о «человеке будущего». Душевная болезнь прервала работу философа. Последнюю четверть жизни Ницше провел в психиатрической лечебнице.
Фридрих Вильгельм Ницше (Friedrich Wilhelm Nietzsche; 15.10.1844 - 25.08.1900) - немецкий философ. Испытал влияние Шопенгауэра. В своих сочинениях, выступал с нигилистической критикой культуры, проповедовал имморализм - отказ от морали, отрицательное отношение ко всяким нравственным принципам. В работах «Так говорил Заратустра», «Воля к власти» и др., создал теорию «сверхчеловека» - индивидуалистический культ сильной личности, который при этом сочетался с романтическим представлением Ницше о «человеке будущего». Душевная болезнь прервала работу философа. Последнюю четверть жизни Ницше провел в психиатрической лечебнице.
Фридрих Ницше (Friedrich Nietzsche) (1844-1900), немецкий философ и поэт. Родился в деревушке Рёккен близ Лютцена (Саксония) 15 октября 1844 года. Его отец и оба деда были лютеранскими священниками. Мальчик был назван Фридрихом Вильгельмом в честь правящего короля Пруссии. После смерти отца в 1849 году воспитывался в Наумбурге на Заале в доме, где жили его младшая сестра, мать, бабушка и две незамужние тетки. Позднее Ницше стал посещать знаменитую старую школу-пансион Пфорта, а затем учился в университетах Бонна и Лейпцига, где углубился в греческую и латинскую классику. В лавке старых книг в Лейпциге он однажды случайно обнаружил книгу "Мир как воля и представление" немецкого философа Артура Шопенгауэра, которая произвела на него сильное впечатление и повлияла на дальнейшее творчество.
В 1869 году Ницше,
опубликовавшего уже несколько научных
статей, но еще не имеющего докторской
степени, пригласили занять кафедру классической
филологии в Базельском университете
в Швейцарии. Став профессором, Ницше получил
и швейцарское подданство; однако во время
франко-прусской войны 1870-1871 годов записался
на службу в прусскую армию в качестве
рядового санитара. Основательно подорвав
здоровье, он вскоре вернулся в Базель,
где возобновил преподавательскую деятельность.
Стал близким другом композитора Вагнера,
жившего тогда в Трибшене.
В 1872 году Ницше опубликовал свою первую
книгу "Рождение трагедии из духа музыки".
Первые пятнадцать глав книги представляют
собой попытку выяснить, что такое греческая
трагедия, в последних же десяти главах
речь идет больше о Р. Вагнере. Первоначально
влияние книги было незначительным, вместе
с тем ее центральный тезис получил широкое
признание: такие характеристики, как
"благородная простота", "холодное
величие", или "безмятежность"
(выражения, характерные для 18 и 19 веков),
указывают лишь на одну грань греческой
культуры, "аполлоновскую", не учитывая
"дионисийский" элемент темной страсти,
который нашел свое крайнее выражение
в празднествах бога вина Диониса.
Вслед за первой
работой вышли четыре "Несвоевременных
размышления" (1873-1876). В первом из них
Ницше атакует самодовольную поверхностность
немецкой культуры в период после победы
над Францией. Второе размышление "О
пользе и вреде истории для жизни" оказало
глубокое влияние на немецкую историографию
20 века развиваемой в нем концепцией "монументальной
истории", попыткой через изучение героев
прошлого показать, что человек способен
на великое, несмотря на нынешнее господство
посредственности.
В третьем размышлении, "Шопенгауэр
как учитель", Ницше утверждает, что
обнаружить "подлинного себя", вовсе
не "спрятанного глубоко внутри, но
существующего безмерно выше", можно,
если задаться вопросом: "Что ты действительно
любил до сих пор?". В "монументалистской"
манере Ницше приступает к созданию портрета
Шопенгауэра, выделяя черты, которые его
восхищают и по которым он намеревается
"строить самого себя".
Четвертое размышление посвящено Вагнеру.
Оно принесло Ницше массу неприятностей,
его отношения с композитором становились
все более напряженными. Для Вагнера Ницше
был блистательным проповедником, но и
мальчиком на посылках, его не интересовал
собственный философский поиск Ницше.
По многим важным вопросам они имели противоположные
мнения, и Вагнер, будучи старше, не терпел,
когда ему перечили. Пока композитор жил
в Швейцарии непризнанным гением, его
религиозные и расовые пристрастия можно
было игнорировать; однако, когда он вернулся
в Германию, чтобы основать центр вагнеризма
в Байройте, разрыв стал неизбежен.
В 1878 году Ницше послал Вагнеру свою новую
книгу "Человеческое, слишком человеческое"
- собрание психологических наблюдений
по образцу великих французских афористов,
предваренное посвящением Вольтеру. Книга
была отправлена почтой, и одновременно
Ницше получил экземпляр новой оперы Вагнера
"Парсифаль".
В 1879 году Ницше оставил университет, сославшись на нездоровье, и с тех пор жил очень скромно, проводил лето в Швейцарии, а зиму в Италии. В 1879 и 1880 годах опубликовал два дополнения к "Человеческому, слишком человеческому", в последующие два года "Утреннюю зарю", где обсуждал вопросы морали, и "Веселую науку". Работы состоят из небольших разделов, около страницы каждый, и примечательны как совершенством стиля, так и язвительностью и своеобразием идей.
Свести воедино свои наиболее значимые выводы Ницше попытался в книге "Так говорил Заратустра" (1883-1892). Стиль ее - то поэтический, то пародийный (в том числе пародийно-библейский), эпиграммы чередуются с довольно выспренними пассажами и проповедями (против общепринятой религии и морали), а в четвертой части помещена история, в которой Заратустра выступает против своих почитателей, которые ему ненавистны. Первые две части книги были опубликованы отдельно в 1883 году, третья в 1884 году. Их практически никто не заметил. Четвертую часть Ницше выпустил тиражом всего в сорок экземпляров и раздал семь из них друзьям, отказавшись от прежнего плана продолжить эту работу. Первое широкое издание четвертой части было предпринято в 1891 году. Вскоре вся книга была признана классикой мировой литературы, стала необыкновенно популярной в Германии и была переведена на многие языки.
В этой книге Ницше впервые выдвинул теорию сверхчеловека и воли к власти, однако он понимал, что его идеи требуют пояснений и защиты от непонимания. С этой целью он опубликовал работы "По ту сторону добра и зла" (1886) и "К генеалогии морали" (1887).
В 1888 году Ницше
завершил пять книг: небольшую полемическую
работу "Случай Вагнера" (1888); стостраничное
резюме своей философии "Сумерки кумиров"
(1889); страстную полемическую работу "Антихристианин"
(1895); а также "Ecce Homo" (1908) - остроумную
попытку самооценки с такими главами,
как "Почему я так мудр" и "Почему
я пишу такие прекрасные книги". Наконец,
в 1895 году вышла работа "Ницше против
Вагнера", представляющая собой собрание
слегка отредактированных отрывков из
его более ранних работ.
В январе 1889 года на улице Турина с Ницше
случился припадок. Невменяемым он был
помещен в психиатрическую лечебницу,
а затем передан на попечение семьи. Умер
Фридрих Ницше в Веймаре 25 августа 1900 года.